1.1. Веды

Свидетельства археологов, с помощью которых можно составить представление о вторжении ариев, показывают, что цивилизация долины Инда сменилась культурой в материальном отношении более простой. Но священная литература, относящаяся к тому времени, достигает колоссальных духовных высот. Веды и по сей день высоко ценятся как богодухновенные писания, на которых основываются все писания более поздних периодов. Эти священные учения, по всей вероятности, возникли около 1500-1000 гг. до н. э., хотя в представлении индийского народа и некоторых ученых они намного старше. Е. П. Блаватская пишет:

«Все же в их конечной форме, как они составлены Веда-Вьясой, сами брамины единодушно относят их к 3100 г . до христианской эры, ко времени, когда жил Вьяса. Поэтому возраст Вед не меньше этого» (Е.П. Блаватская, «Теософский словарь»).

Мы знаем, что сами Веды возникли гораздо раньше, чем их самые древние письменные формы; первоначально они передавались устно и, возможно, были записаны после восьми или девяти столетий бытования в устной традиции. Согласно ортодоксальным индуистам, Веды — это не человеческое творение. Считается, что это дыхание вечности, «услышанное» древними мудрецами — риши. Считается, что писания существовали до человечества и сегодня так же истинны, как и тысячи лет назад. Гайатримантрастих из ведического гимна, до сих пор ежедневно поется верующими как самая священная молитва:

«Аум (изначальный созидающий звук) Бху Бхува Сва (три мира: земля, воздух и небо) Бхарго Савитур Варенъюм (похвала славе, красоте и милосердию, которые исходят от Божественного света, освещающего три мира) Дхийо Йо На Праходайат (молитва об освобождении через пробуждение света вселенского разума)».

Веды не являются целостным трудом. Каждая из отдельных Вед и даже почти каждый гимн и раздел в них написаны различными авторами и в разное время стихами и прозой. Всего же Веды состоят из четырех сборников: «Ригведы», «Самаведы», «Яджурведы», «Ахтарваведы». Самой древней из Вед, а может быть, и из всех писаний считается Ригведа В ней содержатся похвалы и просьбы о благословении, обращенные к дэвам — «сияющим», силам, которые правят Вселенной. К дэвам относились как к божествам — например, богиня зари и обновления, бог космического порядка, бог грома, которые представляют разные аспекты жизни. Но за всеми этими мириадами представлений божественного мудрецы видели единую незримую реальность, непостижимую для людей, — реальность, которая постоянно творит и поддерживает, включает в себя все время, пространство и причинность.

« Пред.След. »