4. Гуру

Те, кто избирает путь учения и перевоплощения, часто ищут и находят для себя духовного учителя, или гуру. На санскрите «гуру» означает «почтенный» или «тот, кто выводит ученика из тьмы невежества». Он (или она) делает это не с помощью академического преподавания, а через озарение. Гуру не называют себя учителями; они естественным образом притягивают людей, ибо достигли того духовного состояния, к которому стремятся ищущие.

Рамана Махариши, умерший в 1951 г ., жил на священной горе на юге Индии и был так погружен в Высшее Сознание, что не разговаривал и не ел, и другому святому человеку приходилось принудительно кормить его. Но потребности тех, кто собирался вокруг него, пробуждали в нем сочувствие и мудрость, и он, не сходя с места, наставлял их в духовном поиске. Говорят, что один его взгляд просветил многих, кто приходил к нему. Традиция Сиддха на юге Индии заключается в «обучении» силой взгляда, слова, прикосновения или мысли (что называется шактипат). Ученик покойного Свами Муктананда (которого он называет «баба», что означает «отец», как ласковое обращение к святому человеку) рассказывает об этом:

«Когда взыскующий получает шактипат, он чувствует, что преисполняется внутреннего блаженства, и впадает в экстаз. В присутствии баба все сомнения и страхи исчезают, и остается только ощущение внутреннего удовлетворения и покоя».

Великий святой XX века Рамакришна заметил, что никакой гуру не нужен человеку, который приближается к Богу с искренним устремлением и серьезной молитвой. Но таких людей мало, говорил он, большинству нужен учитель.

Когда ищущие находят своего учителя, они любят и чтут его, как своего духовного родителя. Гуру, может показаться, не всегда ведет себя, как любящий родитель — часто с учениками обращаются жестко, чтобы проверить их веру и преданность или чтобы уничтожить эго. Однако истинно верующие люди бывают благодарны за возможность служить своему гуру из чистой любви. Необходимо быть смиренным перед гуру, чтобы постичь учение. Обычно в связи с этим приводится метафора о стакане и кувшине воды. Если стакан (ученик, или чела) уже полон, в него нельзя налить воды (духовной мудрости) из кувшина (гуру). Точно так же, если стакан находится на одном уровне с кувшином, в него нельзя налить воды. Стакан должен быть пуст и ниже кувшина, тогда вода свободно польется в него. Поведение, которое посторонние часто воспринимают как культ гуру, на самом деле направлено на наиболее плодотворное духовное воспитание ученика. Свами Савидананда говорит:

«Даже если вы находите для себя подходящего учителя, вам все еще предстоит понять, кто есть настоящий гуру. Помните, что это не физическое тело, а Сущность, внутренний свет. То, что вы желаете обрести, — образ жизни, безмятежность, в которой он пребывает… В конце концов все эти формы и названия исчезнут в бесформенном и безымянном Единстве, которое и есть Абсолютный Гуру».

« Пред.След. »