6. Веданта (завершение Вед)

Веданта (завершение Вед) — философская система, связанная с комментированием упанишад. Основные идеи веданты изложены в Веданта (или Брахма) сутре Бадараяны. Однако позднее на основе разных комментариев к этому тексту возникли три направления веданты:

•  Адвайта-веданта (недвойственная веданта). Ее основной принцип — учение о полной тождественности атмана и Брахмана, то есть индивидуального «Я» и Абсолюта: «Брахман реален; мир иллюзорен, не реален; душа ничем не отличается от Брахмана». Адвайта-веданта также называется «майявада» (теория иллюзии), поскольку весь имперический мир множественности считается в ней иллюзорным (майя). На адвайта-веданту сильно повлиял буддизм.

•  Вишиштадвайта-веданта (ограниченно недвойственная веданта) утверждает, что атман и Брахман частично тождественны и частично отличны друг от друга. Мир рассматривается как своего рода результат эволюции или развертывания личного Бога (или как форма трансформации божественной сущности).

•  Двайта-веданта (двойственная веданта) утверждает полное сущностное различие между Абсолютом (Богом) и душой. Душа может достичь лишь ограниченного единения с Богом, но не полного слияния с ним.

Индийская традиция является живой традицией. В новое и новейшее время ее продолжали развивать такие мыслители и всемирно известные деятели культуры, как Раммохан Рой, Рамакришна, Вивекананда, Ауробиндо Гхош, Джидду Кришнамурти, Сарвепалли Радхакришнан, Махатма Ганди, Рабиндранат Тагор и другие.

К индийской философии проявляли глубокий интерес такие мыслители и писатели, как А.Шопенгауэр, М. Хайдеггер, Ромен Роллан, Г. Гессе, Л. Толстой и другие.

« Пред.След. »