2. Упанишады

Завершают ведический корпус Упанишады (от слов «сидеть и внимать наставлениям учителей», наиболее сокровенный и глубокомысленный раздел Вед, содержащий изложение основ всей религиозно-философской мысли индуизма. Поэтому упанишады можно считать философской частью Вед. Упанишад очень много, наиболее авторитетны для традиции 108 упанишад. Западные индологи считают, что упанишады были созданы последними по времени — около 1000-500 гг. до н. э. Они содержат мистические прозрения риши, которые искали Высшую Реальность, погрузившись в медитацию в лесах. Многие считают упанишады «сливками» индийской мысли, причисляя их к ряду высших духовных писаний всех времен и народов. Они не были доступны для масс; скорее, они предназначались для образованных искателей духовной истины.

 Созерцание Брахмана в самих себе. Слово «Упанишады» включает в себя представление о преданном ученике, сидящем у ног учителя, чтобы получить личное духовное наставление о Высшей Реальности, которое должно было рассеять все сомнения и уничтожить невежество. Главное — не внешние обрядовые действия, как в древней ведической религии, а внутреннее переживание как путь к свершению и бессмертию . Погружаясь в медитацию, риши открыли Брахмана (Бог, Абсолют, Высшее Единство), Непознаваемое:

«То, чего не увидит око, не выразит язык, не постигнет мысль».

Из Брахмана проистекает многообразие всех форм видимого мира, в том числе люди. Радость открытия риши состояла в том, что они сумели обнаружить Брахмана как Тонкую сущность (Атма, Атман) в самих себе. В каждом из нас есть частица Высшего, Абсолюта, Брахмана. Мир подобен колесу, с Единым Брахманом в центре и с индивидуальными существованиями, отходящими от него, как спицы. Один из риши так описывал это Единство:

«Вначале было одно бытие — лишь одно, без другого. Он, Единый, подумал: «Пусть меня будет много, пусть я расту». Так из себя он создал вселенную, а создав из себя вселенную, он вошел в каждое существо. Все сущее состоит в нем одном. Он — тончайшая сущность всего, что есть. Он — истина. Он — сущность. И это… ЭТО ТЫ» (Чхандогья Упанишада).

Ищущие истины должны медитировать о Едином в «Лотосе сердца», находящемся в десяти пальцах выше пупка, с верой и почтением, с чистым сердцем и чувствами, подчинив себе внутренние энергии:

«Прильни к Упанишаде, луку несравненному, острой стреле преданной веры; потом, с сосредоточенной мыслью и сердцем, утопающим в любви, пусти стрелу и порази цель — бессмертный Брахман… Углубись в него, как стрела углубляется в цель» (Мундака Упанишада).

Осознать Атмана — значит испытать «чистое погружение сознания, при котором представление о мире и множественности полностью уничтожается. Это нерушимый покой».

Перевоплощение Помимо этих глубоких описаний созерцания Абсолюта Упанишады содержат некоторые доктрины, вокруг которых строятся все формы Санатана Дхармы. Одна из них — идея реинкарнации, или множественности жизней души в новых телах после смерти изношенного тела. В ответ на извечный вопрос: Что будет после нашей смерти? — риши утверждали, что душа покидает умершее тело и входит в новое:

«Как гусеница, достигнув края травинки, цепляется за следующую, так и душа, покинув бесчувственное тело, цепляется за следующее тело» (Брихадаранъяка Упанишада).

Карма Важным дополнением к учению о том, что мы воплощаемся в новом теле, является идея кармы, которая означает действие и последствия действия. Каждый поступок, который мы совершаем, и даже каждая наша мысль и каждое желание формирует наше будущее существование. Наша жизнь такова, какой мы ее сделали. И самих нас формируют наши действия:

«Как человек поступает, таким он и становится; человек становится чистым через чистые поступки, нечистым через нечистые поступки».

Мы не только в этой жизни пожинаем добро и зло, которое мы посеяли; они следуют за нами и после физической смерти, влияя на наше следующее воплощение. Этически это сильное учение, так как оно утверждает, что каждое наше действие влечет за собой далеко идущие последствия.

Высшая цель жизни — окончательный выход из управляемого кармой колеса рождений, смерти и перевоплощений, которое называется сансарой. Выйти из сансары — означает достичь мокши, то есть освобождения от границ пространства, времени и материи через осознание бесконечного Абсолюта. Требуется множество жизней с перевоплощениями по восходящей, чтобы достичь этого ухода от земного страдания. Стремление к освобождению от земного существования — одна из основ классического индуизма, так же как и буддизма.

« Пред.След. »