2.3. Отношение к божественному

Согласно представлениям мусульман, Бог всеведущ и сознательно создал все для божественного предназначения с твердыми законами, которые обеспечивают гармоничное и чудесное функционирование всей Вселенной. Люди обретут покой, только если будут знать эти законы и жить согласно им. Они были провозглашены пророками, но люди не верили. Уверовать в них — значит целиком подчиниться Аллаху. Согласно Корану:

«Ведь веруют в Наши знамения те, которые при напоминании о них падают ниц и прославляют славу Господа своего. А сами они не превозносятся.

Их бока отклоняются от их лож; они взывают к своему Господу со страхом и желанием и расходуют из того, чем Мы их наделили. Не ведает душа, что скрыто для них из услады глаз в награду за то, что они творили».

Коран указывает, что в человеческой истории есть немало знамений действия руки Божьей, посылающих верующим милосердие и защиту. Такие знаки, как великий потоп, случившийся во времена Ноя, показывают, что неверующие и грешники в конце концов терпят наказание либо в этой, либо в загробной жизни. Однако наказание никогда не происходит без того, чтобы посланник Бога не предупредил людей, убеждая исправиться. Само творение — это знак Божьей милости, так же как и всемогущая воля Бога.

Согласно исламу, два величайших человеческих греха связаны с отношением его к Богу. Первый — это ширк (почитание божественным чего-либо, кроме Бога). Второй куфр (неблагодарность по отношению к Богу, атеизм). Как объясняет профессор Сеид Хоссейн Наср:

«Мы засыпаем и создаем вокруг себя мир сновидений, и это заставляет нас забыть, кто мы такие и что мы должны делать в мире. Откровение существует, чтобы пробудить человека ото сна и напомнить ему, что значит быть человеком».

Бог милостиво посылает нам откровения как напоминания. Покровы, которые отделяют нас от Бога, созданы нами, а не Богом; мусульмане считают, что мы же должны и отбросить эти покровы, ища Бога и признавая Его вездесущность, всеведение и всемогущество. Для ортодоксального мусульманина нормальное состояние — это смесь любви к Богу со страхом перед ним. Понимая, что Бог знает все и может все, человек стремится делать все угодное Богу, одновременно из любви и из страха. Этот парадокс был высказан халифом Умаром ибн аль-Хаттабом:

«Если бы Бог в день Суда объявил, что все люди пойдут в рай, кроме одного несчастного, из страха перед Ним я бы решил, что этот несчастный — я. А если бы Он объявил, что все пойдут в ад, кроме одного счастливца, из надежды на Его милосердие я бы решил, что этот счастливец — я».

« Пред.След. »