3.2. Шииты
Шииты горячо преданы памяти близких родственников Мухаммеда: Али, Фатимы (любимой дочери Пророка) и их сыновей, Хасана и Хусейна. Мученичество Хусейна в Карбале за его протест против узаконенной тирании, угнетения и несправедливости Умайядских халифов считается символом борьбы против угнетения людей. Оно отмечается каждый год, при этом участники идут похоронной процессией, плачут и бьют себя в грудь. Шиитское благочестие уделяет большое внимание трогательным историям о преданности Али и Хусейна истине, в противовес эгоистичной политической власти, которая приписывается их противникам.
Не признавая суннитских халифов, шииты глубоко чтут линию семи или двенадцати имамов («вождей», «руководителей»). Первыми тремя имамами были Али, Хасан и Хусейн. Согласно высказыванию Пророка, которое признают и сунниты, и шииты:
«Я оставляю вам две драгоценности: Книгу Аллаха и моих родных. Если будете держаться их, не отойдете от меня».
Некоторые шииты полагают, что существовало двенадцать имамов — законных наследников Мухаммеда. Двенадцатый имам, по их представлению, получил от Бога повеление в девятьсот сороковом году отправиться в таинственное скрытое государство, откуда он продолжает вести людей, и ему следует открыто объявиться в День Воскресения в качестве Махди (Мессии). Меньшинство шиитов — исмаилиты — признают другого человека седьмым и последним имамом и полагают, что он скрывается и до сих пор жив. Всегда должен быть имам. Как говорит Мухаммед Риза аль-Музаффар:
«Имамат должен продолжаться беспрерывно, хотя имам может жить среди людей тайно, пока по воле Аллаха он не объявится в один из дней, и это Божественная тайна, известная только Ему. То, что он живет так долго, — чудо Аллаха… Хотя медицина до сих пор не способна продлевать человеческую жизнь на неопределенный срок… Аллах это может, потому что Он всемогущ и всевластен. Ибо Коран говорит, что Нух (Ной) дожил до весьма преклонного возраста и что Иса (Иисус) жив и ныне, а для того, кто принял ислам, не может быть сомнений в том, что говорит Коран».
В отличие от суннитского халифа, имам совмещает в себе политическое (если возможно) и духовное руководство. Тайное религиозное знание было дано Богом Мухаммеду, от него Али и после этого — от каждого имама наследнику, которого он выбрал из потомства Али. Здесь заключается как внешний, так и внутренний смысл Корана. Шариат, таким образом, толкуется для каждого поколения имамом, так как он ближе всех к божественному знанию. Если имам в соответствии со своим положением не может осуществлять политическую власть, те, кто ею обладает, должны выполнять его решения. Это утверждение духовного авторитета временами приводило к самодержавным, разрушительным крайностям со стороны стоящих у власти исмаилитов.
Кроме вопроса преемственности Мухаммеду, сунниты и шииты согласны друг с другом в вопросах веры. Шииты исполняют те же обряды, что и сунниты, но, как будет сказано ниже в разделе о духовной практике, добавляют некоторые обряды, которые выражают их горячую преданность делу восстановления того, что они считают истинным духом ислама в испорченном, несправедливом мире.
Всего через сто лет после смерти Мухаммеда ислам распространился по всему Средиземноморью. Его проникновение длилось столетия, и до сих пор число обращенных увеличивается; ислам сегодня наиболее быстро растущая религия. Все районы, когда-либо обращенные в ислам, остались мусульманскими, за исключением Испании и Сицилии.