3.1. Сунниты
Те, кто идет за выбранными халифами, называются «людьми Сунны». Они считают себя традиционалистами, которые подчеркивают авторитет Корана, хадисов и Сунны (собрания высказываний и поступков Пророка, созданного при суннитских халифах). Они полагают, что Мухаммед умер, не назначив наследника, и предоставил выбор наследника умме (мусульманской общине). Халиф — не замена Пророка; он ведет богослужения и является распорядителем в шариате, священном законе ислама.
Шариат состоит из поучений и правил поведения на все случаи жизни мусульман: от того, как молиться, до того, как вести себя на войне. Подобно Торе для евреев, шариат для мусульман дает образец поведения людей во всех обстоятельствах и теоретически организует их в разумное, божественно регулируемое, мирное сообщество.
Шариат основывается преимущественно на Коране и Сунне Мухаммеда, который первым применил обобщения Корана к конкретным жизненным ситуациям. Откровения Корана включают не только отношения между человеком и Богом, но и отношения людей друг с другом. Религия не оторвана от жизни; вся жизнь должна быть включена в духовное единство, которое составляет основной принцип ислама. Например, верующие должны быть добрыми к своим родителям и родственникам, детям и чужим людям, защищать сирот и женщин, проявлять справедливость и честность в личных и деловых отношениях с людьми, не убивать младенцев, разумно управлять своим имуществом, избегать прелюбодеяния и дерзости.
Во II веке исламской эры династию Умайядов сменила династия Аббасидов, которые уделяли больше внимания созданию империи и управлению, нежели духовности. В то время наступила настоятельная потребность очистить и упорядочить политическую и общественную жизнь в соответствии с исламской традицией. Были созданы механизмы действия шариата. С тех пор сунниты признали, что, по мере изменения жизненных обстоятельств, законы в Коране, хадисах и Сунне будут постоянно перетолковываться мудростью ученых людей и юристов.