1. Что такое пранаяма?

Пранаяма является важной, но пока еще малоизвестной частью йоги. Ее техникой занимались в течение многих столетий подвижники йоги в отдаленных ашрамах, передавая из поколения в поколение ее основы на практике и в рукописях. До последнего времени это искусство и наука дыхания по системе йоги были почти совершенно неведомы обычным людям, как, впрочем, и многие другие древние индийские искусства. Те же, кому она была знакома, весьма неохотно делились своими знаниями и опытом, открывая их только тогда, когда испытания доказывали готовность ученика воспринять их. Однако, в течение последних трех десятилетий положение изменилось, и такие темы, как йога, пранаяма, медитация и даже кундалини обсуждаются во всем мире не только в среде наставников йоги, но и учеными, равно как и широкими кругами общества в целом.

Не так давно различные элементы техники йоги стали привлекать внимание врачей, как терапевтов, так и специалистов широкого профиля. Нередко можно встретить сообщения и врачей, и пациентов, связанные с излечением различных заболеваний путем применения техники йоги. Было совершенно точно доказано, что пранаяма представляет собой весьма важное средство профилактики и лечения многих заболеваний.

Пранаяма представляет собой четвертую часть восьмисоставной йоги, которую Патанджали описал в «Йога-сутре». Этот труд являет собой наиболее авторитетную книгу древности по йоге. Разные источники относят ее создание к периоду от 700-х до 200-х годов до нашей эры. В системе Патанджали упомянуты следующие восемь составных частей йоги: 1) Яма, 2) Нияма, 3) Асана, 4) Пранаяма, 5) Пратьяхара, 6) Дхарана, 7) Дхьяна, 8) Самадхи.

Однако, «Йога-сутра» не содержит детального описания того, как следует заниматься практикой пранаямы. Это описывают более поздние тексты «Хатха-йоги» и некоторые позднейшие Упанишады, называемые Йога-упанишады. Эти источники относятся приблизительно к 15-му веку нашей эры, а иногда и к более поздним периодам. Из этого, однако, не следует делать заключение о том, что техника пранаямы известна только на протяжении последних пяти столетий. Многие прямые и косвенные свидетельства о пранаяме, о том, что она может дать, почему ею следует заниматься и о ее значении содержатся в ведической литературе, в древних Упанишадах, Смритисах, Пуранах и таких трактатах, как «Йогавасистха». Это показывает, что знание пранаямы и занятия ею были известны еще с очень древних времен. Можно, однако, с уверенностью утверждать, что практика пранаямы передавалась очень немногим и не приобретала широкого распространения.

Только последователи Хатха-йоги придали популярность пранаяме как самостоятельной дисциплине и как средству поддержания телесного здоровья. Они уделяли ей огромное внимание в рамках практики Хатха-йоги и описали различные приемы пранаямы, подчеркивая пользу, приносимую каждым из них.

« Пред.След. »