6. Заключение. Миссия Е.П. Блаватской и ее планетарное значение
В 1988 году, сто лет спустя после выхода в свет «Тайной доктрины», в Соединенных Штатах, Европе и Индии состоялся ряд симпозиумов, посвященных этой книге. Ведущий американский теософ Джерри Хейка-Икинз, выступая в Калвер-Сити (Калифорния), сказал: «Книжный обозреватель, получивший в 1888 году «Тайную доктрину», едва ли предполагал, что ее жизнь окажется такой долгой». Этот объемистый труд в полторы тысячи страниц, изобилующий восточными философскими и религиозными терминами, слишком расходился с западной наукой XIX века и ее теперь уже отвергнутыми теориями. Однако «Тайную доктрину» и сто лет спустя все так же переиздают и изучают, причем, за последние десять лет эта величайшая книга на русском языке была переиздана более десяти раз, а также была неоднократно опубликована в Интернете…
Почему же «Тайная доктрина» по-прежнему продолжает влиять на современную мысль, тогда как многие другие труды давно забыты? Не потому ли, что книга эта в действительности принадлежит XX веку, опередив свое время на сто лет?.. Если бы автор «Тайной доктрины» не смогла предвосхитить многие научные открытия, книга быстро устарела бы, не поспевая вслед за стремительно развивающейся наукой. Сама Блаватская предсказала, что «только в XX веке труд сей — пусть даже не весь, а части его — получит подтверждение».
Да, многие предсказания Блаватской сбылись в XX веке. Сегодня ее правота доказана, и свидетельств тому много больше, нежели принято полагать. Образовался целый список областей, в которых подтвердились ее пророчества. Иногда эти доказательства ясные и определенные, в других случаях они требуют разъяснения. Поэтому необходимо хотя бы кратко пояснить приведенный выше список ее утверждений.
Блаватская не пользовалась специальными терминами, которые появились позже у ученых. Ее язык в некоторых случаях сравнителен, аллегоричен и потому малопонятен большинству читателей. Она не ставила себе целью до конца прояснить все основы и подробности Сокровенной Науки, о которой шла речь. Напротив, оглядываясь назад, мы видим, что она намеренно скрывала часть информации, так что для читателей — ее современников — поведанные истины были почти совсем неясны, являясь стимулом только для чувства интуиции; хотя уже после непосредственно сделанных научных открытий становится вполне ясным, что Блаватская имела в виду.
В некоторых случаях способом сокрытия являлось разбрасывание смыслового материала по тексту. Тут необходимо соединять отрывки, которые в тексте отделены друг от друга.
Идеи, которые она смело отстаивала, в ее время могли считаться ересью. Но сегодня те же идеи являются для нас чуть ли не банальностью и принимаются как само собой разумеющееся. Мало того, часть предсказаний еще не начала сбываться, и нам предстоит быть живыми свидетелями, а некоторым — и непосредственными участниками их воплощения в жизнь.