1. Агни Йога сегодня. Основные характеристики Провозвестия XX века

Об Агни Йоге (Живой Этике) сегодня слышали многие, но верное представление о ней у широкого круга читателей отсутствует как по причине малой известности этого Учения современному человеку, так и потому, что за редким исключением нет серьезных исследований на данную тему.  Средний культурный читатель приблизительно знает, что Агни Йога — это некое восточное учение, связанное с именем Рерихов — Николая Константиновича и Елены Ивановны, — с загадочной гималайской страной — Шамбалой. Он слышал также, что в нем говорится о совершенствовании, перевоплощениях и космических энергиях, что оно, наконец, много места уделяет развитию нравственности, духовности и тонких психических способностей. Более низкий уровень восприятия, питающийся вульгарными «оккультными слухами», связывает Агни Йогу с миром экстрасенсов, НЛО, многочисленных чудес и внезапных исцелений.

Между тем все перечисленные выше темы присутствуют в какой-то степени в многомерном пространстве Учения Агни Йоги (Живой Этики), но отнюдь не охватывают его синтетической полноты. Подобно тому, как глубина океана обычно скрыта и завуалирована под поверхностными пенно-волновыми движениями воды, так и мистическая глубина подлинного начала в сфере духа всегда окружена более мелкими и хаотическими явлениями, искажающими духовную суть. Лишь тренированный зоркий взгляд человека высокой психологической культуры, огненной пробужденности сердца и ясности помыслов способен пробиться сквозь дымовую завесу ложной информации и подойти к главной двери Храма Учения.

Для того, чтобы правильно воспринимать Агни Йогу, необходимо знать историю ее создания, круг основных идей и методы внутренней работы человека по овладению этим Учением. А для того, чтобы понять, что оно все же собой представляет, полезно оттолкнуться от противного и определить, чем оно не является.

Агни Йога не является ни религией, ни наукой в общепринятом привычном смысле этого слова. Она не является также ни сводом поэтических легенд, окрашенных в восточный колорит, ни сборником житейских предписаний и филантропических рекомендаций. Ее не следует считать также модернизацией восточных йогических школ или некой обновленческой «живой» церковью. Она не может рассматриваться как философская система в духе европейских классических традиций и экзистенциальных1 подходов.

Агни Йога есть синтез новых духовных истин с истинами древнего происхождения. Она синтезирует в себе такие пары противоположностей, как наука и религия, мудрость Востока и знания Запада, традиционные религии и нетрадиционные учения, искусство правильного внешнего поведения и методы преображения внутреннего мира, этический принцип добра и эстетический принцип красоты, практику углубленного сосредоточения и систему активной деятельности. Важно подчеркнуть, что этот многосторонний синтез сложился не по следам простого объединения накопленного в земных условиях, а есть изначальный мировой синтез, мировое откровение, провозвестие, данное с уровня Иерархии Света. Именно там сложилось это Знание и в полной чистоте передано человечеству. Каждое новое провозвестие по своей сути не отменяет предыдущее, но вбирает в себя его духовное ядро. Именно эту преемственность учений Агни Йога указывает одним из критериев, которым следует пользоваться для оценки истинности вновь появившегося учения:

«Два признака подлинности Учения: первый — устремление к Общему Благу; второй — принятие всех бывших Учений, ответивших первому признаку» (Агни Йога «Озарение», ч.3, V , 13).

В Агни Йоге, которую иногда называют Третьим Заветом, звучат голоса многих учений и религий мира. Буддизм, веданта, египетский эзотеризм, зороастризм, античные мистерии, христианство органически присутствуют в ее духовной ткани, с одной стороны, представленные в плане своих первооснов, еще не запятнанных многочисленными позднейшими наслоениями.

Синтез традиций, присутствующий в Агни Йоге, имеет несколько измерений, которые можно уподобить кристаллу с разными гранями. Прежде всего Агни Йога — это наука самовоспитания и богатейшая энциклопедия приемов практического совершенствования и улучшения человеческой природы. Она не просто провозглашает необходимость улучшения своего характера и души, но и подробно показывает, как достичь желаемого совершенства, что нужно сделать, чтобы и внешний, и внутренний мир в конце концов были преображены. Поскольку предлагаемые методы совершенствования не просто ориентированы на жизнь, но и жизненны, и действенны по своей сути, Учение называется также — Живая Этика и противостоит этим вторым названием многочисленным проявлениям и вариантам этики мертвой. В то же время Учение носит название огненной йоги, которая направлена на пробуждение в человеке скрытой энергии организма и психики, а также на использование творческих сил сознания и сердца. Являясь изначальной и необыкновенно тонкой, психическая энергия имеет исключительное значение для всех видов деятельности человека. Благодаря влиянию этой силы этическое начало из области благих пожеланий переходит в сферу действия.

К важнейшей стороне Учения необходимо отнести его космизм, вселенское измерение и масштаб, которые оно придает человеческим попыткам сделаться лучше и совершеннее. Эволюция человека с точки зрения Агни Йоги, — это прежде всего космическая эволюция, предполагающая расширение индивидуального сознания до беспредельных размеров, установление связей с тончайшими пространственными энергиями, лучами и разумными существами вселенной. Это возможно только через многообразную внутреннюю работу по развитию собственной духовности и одухотворению космоса. Вся эта работа мотивируется как служение идеалам Общего Блага.

Одну из самых существенных граней огненного кристалла Учения составляют понятия: мысли, идеи, мыслетворчества. В своей оценке мысли, как основной творящей силы бытия, Агни Йога продолжает традицию идеализма, восходящую еще к Платону. Однако это особый идеализм, ничего общего не имеющий с абстрактными построениями и схемами. По признанию самого Учения, в нем платоновское оправдание роли идеи («идеология мысли») дополнено подробно разработанным изложением ментальной психологической науки («механика мысли»). Учение включает в себя бесчисленное количество приемов и методов, повышающих творческий мыслительный потенциал человека и позволяющих благодаря этому оказывать благотворное воздействие на тонкую психосферу (ноосферу) планеты. Принципиальная новизна подхода Живой Этики к данной проблеме, по сравнению с учениями прошлого, состоит в выдвижении на первый план принципа ответственности человека не только за действия, но и за собственные мысли. Особенность агнийогического идеализма в том, что мысль рассматривается не только с идеальной, смысловой стороны, но и в материально-энергетическом аспекте, как тончайший волновой импульс, живущий в ноосферном пространстве и незримо влияющий на состояние духовности общества. Как видно, философская основа Учения не только идеалистична, но и материалистична, причем этот утонченный и просвещенный материализм, ориентированный на познание тонких свойств материи, составляет важнейшее свойство «Провозвестия XX века».

Живая Этика является также натурфилософским учением, озабоченным проблемой восстановления гармоничных взаимоотношений с природой, улучшением экологической ситуации в мире. Природа рассматривается в ней не как мертвая масса движущейся материи, но как живая субстанция, пронизанная и управляемая разумным и одухотворяющим началом — Матерью Мира, творительницей проявленных форм.

И наконец, еще одна важнейшая составляющая Учения Агни Йоги — его эсхатология2, суммирующая и обобщающая воззрения других религий и доктрин по поводу конца человеческой истории, наступления Новой Эпохи и неизбежных кризисов и катаклизмов переходного периода. Агни Йога вскрывает сущность предстоящего эволюционного отбора на планете, именуемого на религиозном языке Страшным Судом, и дает конкретные указания о путях преодоления кризиса. Эсхатологическое видение Живой Этики отнюдь не напоминает собой мрачный фатализм некоторых мистических учений. Оно пронизано глубочайшим оптимизмом, хотя и не скрывает трагедийного характера предстоящих потрясений. Заповеданное всеми религиями пришествие Мессии «в конце времен», призванное сокрушить зло и восстановить высшую справедливость, рассматривается в Учении не как личностное воплощение божества в человеческом теле, но как проявление его божественной сущности и утверждение новой ступени мировой гармонии в масштабе планеты. Подобное событие предполагает полноту восстановления истины, потому Агни Йога — Провозвестница великого пришествия — являет собой полноту духовного синтеза, вмещающего в себя все духовные огни мира.

___________

1 —  Экзистенциализм — (от лат. exsistentia — существование), рассматривает существование человека с позиций его внутреннего мира.

2 — Эсхатология — система взглядов и представлений о «конце дней», о «конце света», о конечных судьбах мира и человека.

« Пред.След. »