5. Зороастризм сегодня
Беседа с Тиной Мета: Живой зороастризм.
Тина Мета, мать двоих взрослых детей, выросла в Калькутте в зороастрийской семье, но только позже начала понимать глубинный смысл своей религии. В Лондоне она вела курс зороастрийских исследований и работала советником для больных СПИДом и наркоманов. Она вместе со своим мужем бежала из Кувейта за день до его оккупации Ираком; сейчас они снова живут в Калькутте.
«В детстве нас раз в год водили к реке совершать обряды и молиться воде. У воды есть свой ангел; мы молились духу воды. У растений тоже есть ангел, и мы молимся духу растений. Каждое из семи творений Бога — небо, вода, земля, растения, животные, человек и огонь — имеет своего «фраваши» (вечного духа). В них также есть особые ангельские духовные облики. И все вместе они составляют мир Ахура Мазды. Мы видим их в творениях Бога.
Поскольку мы приучены молиться этим духам различных созданий, мы стремимся не загрязнять их творение, потому что это значило бы, что мы загрязняем ангелов и, таким образом, Бога.
Я когда-то терпеть не могла ходить к воде молиться. Я думала: «Какая чепуха». И все же я очень благодарна, что мне приходилось это делать, потому что сейчас, когда говорят о проблемах окружающей среды, я понимаю, как важно поклоняться реке; в таком случае менее вероятно, что мы станем ее загрязнять. То же самое касается воздуха и растений. Есть молитвы, в которых мы просим прощения у растений и животных, когда используем их в пищу или в обрядовых целях. Мы не можем не есть, но мы едим с уважением к растениям или животному, которые дают нам пищу.
Как и в старину, мы признаем, что на свете есть множество существ, способных причинить нам вред. В зороастрийских домах и сегодня делают небольшие узоры из извести у порога для напоминания всем нам, что все вредное для тела, души и духа должно оставаться вне нас и что все входящее должно входить с доброй мыслью. Если у нас был дурной день, скажем, на работе, мы смотрим на эту отметку и вспоминаем, что не должны вносить внутрь дурные мысли и дурные чувства.
Звуки также очень важны для нас. Поэтому молитвы в зороастрийской традиции произносятся вслух. Если встречается неблагозвучие, мы преодолеваем его благозвучием. Если у нас в доме произошла ссора, мы должны противодействовать атмосфере ссоры добрыми мыслями и словами. Мантрические слова отгоняют дурные звуки, которые мы произнесли.
Я думаю, то, что происходит сейчас (изучение исторических связей зороастризма с иудаизмом, христианством и исламом), должно объединить людей. Мы должны осознать, что у нас общие корни. Как-то это еще недопонято, и мы смотрим друг на друга так, как будто мы все разные и существуем по отдельности. Как будто три брата, и каждый тянет в свою сторону. Это должно быть очень больно для Отца».
В настоящее время осталось немного приверженцев этого древнего пути борьбы добра со злом. Насчитывается всего около 130 тысяч живущих зороастрийцев. Обращение в эту веру новых людей не очень поощряется, отчасти из-за желания сохранить чистоту учения и не размывать границы общины верующих. Об этом часто спорят, и существует определенное согласие о том, что посторонние могут «соглашаться» с зороастрийской верой, если они не обращаются в нее. В современном Иране нет особых стимулов принимать это вероисповедание, потому что зороастрийцев, как иудеев и христиан (все «Народы Писания»), терпят, но ограничивают в привилегиях при мусульманском правлении. И все же многие мусульмане за последние годы правления пехлевийской династии обратились в зороастризм. Международный Маздаистский центр, расположенный в городе Юджин, штат Орегон, принимает обращенных, но эта группа, организованная мусульманином-суфием, не придерживается строгого учения. Некоторые зороастрийцы в Северной Америке приветствуют активное обращение людей в свою веру; другие — против прозелитизма, но за принятие тех, кто обращается в зороастризм, движимый собственным религиозным опытом. Принимать ли обращенных, решает община.
На протяжении XX столетия большое число зороастрийцев из Индии и Ирана переселилось в другие страны. Лондон, Нью-Йорк, Чикаго, Бостон, Лос-Анджелес, Ванкувер — во всех этих городах в настоящее время имеются группы зороастрийцев, которые общаются с людьми других вероисповеданий в общественной и профессиональной жизни, но не вступают в смешанные браки. В Иране и Индии по-прежнему существует наследственная линия обучения жрецов и большая заинтересованность в сохранении понимания традиции.
Когда парси попали под воздействие европеизации и протестантской миссионерской деятельности, они испытали какую-то неуверенность в мистической стороне своей религии. Некоторые стали молиться по-английски, вместо древнего языка Авесты, и рассматривать свои действия скорее как разговор с Богом, а не как произнесение могущественных священных мантр. У них появилась тенденция к ослаблению обрядности и веры в злых духов и конец света и тяга к более отвлеченной философии и этическим образцам гатов.
Теперь, похоже, маятник качнулся в обратном направлении. Историки религии, метафизики и лингвисты последних десятилетий делают попытки перевести древний язык, раскрыть более глубокое содержание обрядов, выявить первоначальную традицию, лежащую под тысячелетними поздними наслоениями. Эти попытки привели к усилению чувства гордости и самосознания в зороастризме.
Если обратиться к Агни Йоги, то в ней тоже неоднократно упоминается учение Зороастра и всегда в позитивном смысле:
«…У друидов также чаша кедровой смолы называлась чашей жизни. И лишь после она заменилась кровью, при потере сознания духа.
Огонь Зороастра произошел от сожжения смолы в чаше» (Агни Йога «Озарение», ч.2, IV , 18).
«…Святой Дух христиан являет признаки психической энергии так же, как созидающий Адонай Израиля и Митра, полный солнечной мощи. Конечно, никто не сомневается, что огонь Зороастра есть огонь пространства, который вы изучаете.
Психическая энергия соединяет огонь с Materia Matrix, и Учение Агни Йоги не что иное, как выявление современного применения энергии, поток которой приближается вместе с Сатиа Югой» (Знаки Агни Йоги, 416).
«Сущность огненного иммунитета была описана Зороастром. Он указывал, что люди из каждой поры кожи могут вызывать огненные лучи, которые поражают всех вредителей. Человек, покрытый бронею защитною, не может получить ни какое зараженное явление. Можно усилить это напряжение соединением с Иерархией. Так сердце становится как солнце, испепеляющее все микробы» (Агни Йога «Мир Огненный», ч.1, 17).
«Под руководством Луча Учителя, искра, конечно, может разгореться, но и здесь дух должен быть подготовлен самодеятельным исканием. Учение Зороастра о Божественном Огне, Любви и Красоте принесло Миру утверждение Высшего Закона» (Агни Йога «Мир Огненный», ч.3, 228).
«Урусвати знает, что когда Мы поминаем Кришну, Орфея, Зороастра и еще некоторых других Учителей человечества, Мы имеем на это особые причины. Учителя давали наставления, различные по наречию и обычаю, но сущность преподанного оставалась неизменной.
Еще не произведен труд сопоставления этих Учений. Говорят о сравнительных религиях, но мы сейчас имеем в виду разбор основ, данных Учителями. Если прилежный ученый отберет все особенности народов и веков, то в основании он найдет заветы, данные как бы одним лицом. Можно распознать несколько индивидуальностей, которые последовательно выполняли задание и приносили человечеству постоянное совершенствование» (Агни Йога «Надземное», 665).
Несмотря на относительно небольшое число последователей этой религии в современном мире, сейчас кажется маловероятным, что зороастрийская религия вскоре исчезнет с лица земли, которой она старалась служить на протяжении стольких столетий.