4.1. Главенство Ахура Мазды

Заратуштра считается первым монотеистом западного толка, в том смысле, что он возвысил одного Бога над всем пантеоном, которому поклонялись иранцы. Его мистические видения убедили его, что существует лишь одно божественное существо, которое создает и упорядочивает Вселенную. Этот Бог, Ахура Мазда, — мужского рода. Это он создает все хорошее, дает жизнь, «изливает Свою Священную Премудрость на все живущее» ; он вечен, могуч и щедр, «достойный любви, сияющий в действии, Господь Жизни и Истины».

В гатах Заратуштра возносит Ахуре страстные мольбы использовать его как орудие, так, чтоб он мог «посвятить Мазде дыхание всего своего существа» . Он просит, чтобы Мазда направлял его на пути следования принятому им призванию защиты самоотверженных, добровольно бедных верующих, «кротких и покорных сердцем, принадлежащих Тебе» . Он в особенности подчеркивает необходимость ясного сознания при исполнении этой миссии:

«О, Повелитель Жизни, мы жаждем могучего пламени мысли Твоей, вечного, пылающего пламени, дающего верный путь и радость истинно верующему, но, если кто любит разрушение, это пламя вмиг преодолевает его зло».

«О, повелитель Жизни и Мудрости, я всегда буду подчиняться Твоему Божественному Закону и Твоей Доброй Мысли. Научи меня Сам через Твое изреченное Слово, что исходит от Духа из Твоих собственных Уст, откуда и жизнь явилась» (Гата Ахунавайти, Ясна 28:11).

Хотя Заратуштра воспринимал Ахура Мазду как единое Вечное Существо, он также упоминал о шести божественных силах, которые исходят от главы Бога. Это Воху-Мана (Благая Мысль), Аша-Вахишта (Лучшая Истина), Хшатра-Варья (Власть Желанная), Спента-Армаити (Святое Благочестие), Харватат (Целостность) и Амэрэтат (Бессмертие).

После смерти пророка эти шесть понятий были персонифицированы и стали объектом поклонения; произнесение их имен, как считалось, наделяло великой силой. Эти Бессмертные Святые назывались Амеша Спента. Их описывали как сияющие божества со сверкающими глазами и прекрасными телами, как стражей мира, сотворенного Ахура Маздой, которые держали советы на небесах и спускались на землю по светящимся тропам. Амеша Спента — главные среди язата, или ангелов, которые несут на землю солнечный свет и помогают тем, кто приносит им жертвы и совершает молитвы.

В язата вошли многие божества, которым молились древние иранцы. Среди них выделяется Сраоша (авест. «слушание»), дух-хранитель человечества и образец послушания и службы Богу. Заратуштра называл его «величайшим из всех», ибо Сраоша ведает молитвами, посредством которых люди обращаются к Богу, служат Ему и борются с силами зла. В гатах Заратуштра ставит это свойство божественного подчинения превыше всех остальных. Еще один часто упоминаемый язата — знаменитый Митра, страж света, защитник истины, податель богатства.

« Пред.След. »