2. Миссия Заратуштры

Обстоятельства жизни Заратуштры воссоздать нелегко. Считается, что он готовился стать жрецом в индо-иранской традиции. Кроме того, он был, очевидно, искателем, проведшим многие годы в духовном отшельничестве, в молитвах об открытии ему духовной истины. Сказано, что в тридцать лет ему дано было великое видение. По шею погрузившись в воду, он пережил символическое очищение от всех низших сторон своего бытия, и, когда, сияя, он вернулся на берег, согласно легенде, он увидел гигантское лучистое существо — Воху-Мана, воплощение благой мысли. Воху-Мана ввел его в присутствие Бога-творца, Ахура Мазды. Ахура Мазда был окружен ангельскими чинами, представляющими шесть представлений божественного.

Ученые предполагают, что эти спутники есть не что иное, как более древние индоиранские божества, приспособленные Заратуштрой к его монотеистической вере, но все еще сохраняющие связь с силами природы — землей, небосводом, водой, растениями, скотом и огнем.

По словам Заратуштры, он вступал в общение с Ахура Маздой и проявлениями божественного много раз. Из этого непосредственного общения с божественным Заратуштра, как говорит предание, понял, что, в противоположность множеству богов, в которых верили индо-иранцы, Ахура Мазда был Верховным Богом, от которого исходило все благое. Пророка беспокоило существовавшее в старой религии насилие, которое, возможно, несли с собой кочевники номады, поклонявшиеся воинственному Индре и опустошавшие поселения пастухов. Рассказывается также, что он отвергал культ природных сил, основанный на страхе и сопровождаемый просьбами о личной выгоде. Заратуштра обличал жестокость, эгоизм, ложь и лицемерие во имя религии. Он утверждал, что Ахура Мазда творит только добро и что поклоняться ему надо посредством благих мыслей, слов и поступков.

Свое преклонение перед Верховным Богом он изливал в стихах — гатах. Эти гимны — единственные слова пророка, которые сохранились на протяжении столетий.

«Говори со мною, как друг говорит с другом, — просит он Ахура Мазду. — Помогай нам, как друг помог бы другу».

Гаты — основной существующий источник информации о жизни и теологии Заратуштры, но они написаны на древнем языке, значение которого не вполне ясно. Ученые усматривают тесные лингвистические и тематические связи между гатами и древнейшими частями «Ригведы».

Несмотря на свои экстатические видения, Заратуштра долгое время не мог никого убедить следовать за ним, поклоняться Ахура Мазде как Верховному Богу. Он не стремился отрывать людей от старой религии, а призывал их обращаться к собственной Благой Душе, думать самостоятельно, а не слепо следовать за кем бы то ни было. Жрецы религии предков объявили его еретиком. За десять лет он сумел обратить в свою веру лишь своего двоюродного брата. В некоторых гатах выражается отчаяние от того, что он не в силах исполнить свое божественное предназначение:

«В какие земли направить свои стопы? Где найду я понимание? Меня оторвали от Сильного Духом и Друга. Ни Единомышленник не ищет меня, ни даже жестокие деспоты страны, последователи лжи. Как же мне обрести тебя, о, Мазду Ахура?»

Наконец Заратуштра отправился в другое царство, точное местонахождение которого сейчас неизвестно, и убедил царя Виштапу в истинности своего взгляда. Легенда, возникшая через много лет после смерти Заратуштры, гласит, что придворные жрецы пытались изобразить пришельца колдуном. Он разоблачил их обман и совершил чудесное исцеление больной лошади царя, чтобы продемонстрировать истинность своей веры. Царь Виштапа принял веру Заратуштры и объявил ее государственной религией. Считается, что Заратуштра проповедовал почти пятьдесят лет, до самой смерти, когда был убит в храме Огня в возрасте семидесяти семи лет.

« Пред.След. »