4.6. Духовная практика

Зороастрийцы не имеют аскетической традиции. Они призываются к службе в миру, чтобы приумножать добро и приближать фрашокерети. Недостаточно самому быть добрым. Зороастриец должен стараться противостоять злу и направлять других людей к добрым мыслям, словам и делам, как это делал Заратуштра, хотя при этом не обязательно обращать их в зороастрийскую веру.

Основным элементом зороастрийской религиозной практики являются обряды. Один из самых важных обрядов — это завязывание священного шнура ( кусти ) вокруг талии и торса, традиционно выполняемое по меньшей мере пять раз в день. Символически верующие опоясывают себя, как воины Ахура Мазды, укрепляя свою решимость следовать по духовному пути. Кусти носят мужчины и женщины, в отличие от индуистской традиции, в которой только мужчины носят священную нить; в зороастризме мужчины и женщины считаются во многих отношениях равными .

Развязанные кусти трясут, чтобы отогнать все дурные мысли и переживания. Завязывая кусти, верующий произносит молитву, чтобы оградить себя от зла, и поет самый древний и действенный из зороастрийских гимнов Ахуна-Варъя. Вероятно, он был сочинен Заратуштрой, и, согласно легенде, пророк произносил его, чтобы уберечь себя от искушений Анхра-Манью:

«Как Господина, выбирают и Судью согласно с истиной. Да будут сильны дела живущего с доброй целью, ради Мазды и ради Господа, которого поставили пастырем бедных».

Помимо посвящения себя добру и изгнания зла, в зороастрийских обрядах большое значение придается очищению. Воду почитают как средство или символ очищения, и верующий часто окунает пальцы в воду, смачивает ею глаза и лоб и воздевает руки в молитве Ахура Мазде. Парси в Бомбее используют для этого океанскую воду на побережье; зороастрийцы, живущие в континентальных районах, чтут реки и даже колодцы. Большим грехом считается загрязнять воду или помещать в нее что-либо мертвое.

Как и в древности, другая почитаемая в зороастризме стихия — огонь, который долго использовался в индо-иранской традиции в его очищающей, преображающей функции. Но с теософской точки зрения в храмах Огня поклоняются не самому огню и даже не богу огня, а духовному горению. Дастур (первосвященник) Фрамроз А. Боуд объясняет это толкование так:

«Последователей Заратуштры обычно называют огнепоклонниками, но они поклоняются не физическому огню горящего дерева. Атар -Огонъ — это универсальная неземная энергия, тепло и сияние. Это огонь сознания, который горит в каждом человеке и в каждом сердце. Это свет разума в каждом мозге и тепло чистого чувства любви. В символе огня содержится почитание всей жизни. Внешний символ огня напоминает человеку о внутренней Божественной Искре в истинном храме Бога — в человеческом сердце».

Находиться в присутствии огня тоже считалось мощной медитативной и очищающей практикой. Эрвад Годрей Диншавьи Сидхва, пакистанский лектор по зороастрийской теологии и истории, объясняет это с теософской точки зрения:

«Мы концентрируем наши разбегающиеся мысли и наш ум на огне, когда совершаем ежедневные молитвы. Мы просто рассматриваем Огонь как истинный знак Его сияния, славы и света. Священный Огонь, горящий в храме Огня, служит стоящему перед ним зороастрийцу постоянным источником благочестия, чистоты, правдивости, смирения и братской любви.

Он очищает все. Купаясь в его лучах, мы можем очистить собственные тело, ум и душу».

В храм Огня дозволяется входить только зороастрийцам, а внутри храма некоторые места доступны только для жрецов, обладающих высокой степенью чистоты. Это ограничение объясняется необходимостью сохранять чистоту духовных вибраций и защищать неподготовленных от их мощи.

Когда физическое тело умирает, зороастрийцы переносят его в Башню молчания, специальное цилиндрическое сооружение с открытой площадкой наверху, чтобы хищные птицы могли садиться на труп и клевать его до скелета. Это делается, чтобы избежать осквернения земли разлагающейся плотью, с которой птицы могут покончить за пару часов. Когда кости, выставленные на солнце, высушиваются добела, их помещают в находящуюся в центре шахту, над которой нет памятников, где нет различий между богатыми и бедными, ибо все они одинаково становятся прахом. Но живые молятся за умерших и продолжают соблюдать годовщины смерти, во время которых поминается фраваши, душа. Души-фраваши праведников, как ангелы-хранители в христианстве, способны помогать людям, и потому всегда призываются и направляют живых в их добрых делах.

Во время сезонных праздников вся община чтит фраваши всех великих зороастрийцев, и это постоянное поминание живыми рассматривается как разновидность бессмертия. Один из самых известных праздников — Праздник Всех Душ, когда в домах делается уборка в ожидании прихода фраваши и люди отмечают одновременно и рождение, и откровение Заратуштры.

« Пред.След. »