4.2. Выбор между добром и злом

Помимо поклонения доброму создателю, Заратуштра отчаянно пытался разрешить проблему зла. В современных толкованиях гат остается спорным вопрос о том, откуда именно исходит зло и является ли оно живым существом, похожим на сатану. Многие западные ученые рассматривают теологию Заратуштры как космический дуализм, где Ахура Мазде противостоит темная сила равной мощи. Другие полагают, что это более позднее развитие зороастризма и что в первоначальном учении считалось, что, хотя в мире есть две противоборствующие силы, Ахура Мазда намного сильнее. Так или иначе, в зороастрийской религии Ахура Мазда — добрый создатель, который создает только совершенство и чистоту. Заратуштра действительно говорил о двух противостоящих силах: Спента-Манью — Добром Духе и Анхра-Манью — Злом Духе. Спента-Манью — это жизнь, порядок, совершенство, здоровье, счастье, созидание; Анхра-Манью — отсутствие жизни, хаос, несовершенство, болезни, горе, разрушение. Оба начала будут всегда активно противостоять друг другу в людях и во всем мире, пока добрый дух не победит. Зло, утверждает Заратуштра, не всемогуще и не вечно, но, чтобы добиться победы добра над злом, люди должны стать духовными воинами и сражаться на стороне Спента-Манью.

Ясна 30 представляет собой проповедь Заратуштры о природе зла. В частности, она гласит:

«Да, есть два главных духа, близнецы, которые всегда борются. В мысли и в слове, в действии их двое: добрый и злой. И между ними двумя добродетельный выберет правильно, а злодей нет. Далее, когда эти два духа сошлись впервые, они создали жизнь и смерть и то, как в конце концов худшая участь постигнет обманщика, но добрая мысль посетит правдивого… Боги не сделали правильного выбора между двумя, поскольку злой дух подкрался к ним, пока они раздумывали. Выбрав худшую мысль, они впали в ярость, которая нанесла вред людям и миру».

С точки зрения теософии Близнецы Манью представляют собой скорее аллегорическое выражение двух сторон человеческого духа, нежели реальные существа. При обоих толкованиях человеку дается добрая воля и умственная возможность выбора между двумя силами . Своими мыслями, словами, делами они могут умножать любовь, преданность и служение, а могут способствовать злу. Зороастризм подчеркивает необходимость чистоты слова, мысли и действия.

Заратуштра чувствовал, что действия во имя религии, но без любви способствуют злу. Он восставал против культа даэвов, используя древнее слово, означавшее «лучезарные боги», для обозначения того, что считал темными силами, колдовством и эгоистическим ритуализмом. Точно неизвестно, о каких богах и обрядах он говорил, но, к примеру, культ Индры был сопряжен с кровью и насилием. В гатах имеются стихи, обращенные к последователям того, что он называл « Друг» (ложь), например:

«Да пусть никто же из вас поэтому не станет слушать нечестивых заклинаний и злых учений Последователя Друг, ибо воистину он пожертвует домом, городом, провинцией и страной ради разрушения и смерти».

Поучительная история:

Судьба души после смерти.

После смерти душа три дня и три ночи витает над телом умершего. Демонов, которые стремятся схватить ее, отгоняют очищающие обряды, которые человек совершал на протяжении своей жизни. Но если человек был нечист и неправеден, его душа, страдая, кричит: «Куда мне бежать?» Злой душе бежать некуда. В ее ноздри врывается тошнотворный запах. На четвертый день демоны грубо хватают злую душу и тащат ее к Чинвату — мосту разделения. Там суд божеств рассматривает ее поступки. Мост подобен мечу, он широк с одной стороны и остр с другой. Если злые поступки души перевешивают добрые, мост поворачивается острой стороной кверху, и душа падает в бездну ада, где должна ждать окончательного суда. Отвратительная старуха встречает душу злого человека. «О злой, — говорит она, — я образ твоих злых дел, злых мыслей и злых слов — твоя собственная внутренняя злая сущность. При жизни ты служил богам зла. Ты не был дружелюбен к добрым людям, которые помогали другим; вместо этого ты ненавидел и унижал их. Когда ты видел, как другие говорят благочестивые слова, правдиво свидетельствуют и не поддаются подкупу, ты поступал наоборот. Эта мерзость — твой удел: пища твоя будет ядом, и тебе не уйти от этого отвратительного запаха».

А что происходит с доброй и чистой душой? Витая над телом умершего три дня и три ночи, она испытывает великую радость и вдыхает чудесный аромат, как будто от цветущих лугов. Ее тоже ведут к страшному мосту Чинват, но сопровождает ее Сраоша, божество послушания, защищающее ее от демонов. Когда душа достигает моста, мост поворачивается широкой стороной — он становится таким широким, что душа без труда переходит его. На другой стороне ее встречает прекраснейшая девушка. На вопросы души девушка отвечает: «Я твоя добрая сущность — красота твоих добрых мыслей, слов и дел. Когда ты видел тех, кто смеялся над истиной, поклонялся злым богам, угнетал других, ты садился и пел гаты, поклонялся Ахура Мазде, давал приют праведным. Так ты поднимал меня все выше, делал все прекраснее». И тогда душа вступает в великое счастье вечного Света, и Ахура Мазда приказывает подать ей посмертную пищу тех, кто был прекрасен мыслью, словом и делом, — сладкое весеннее масло. (Составлено на основе разных зороастрийских текстов.)

« Пред.След. »