4. Восточные и западные традиции как корни Агни Йоги
Издревле на Земле существовали два основных мировоззренческих направления — восточное и западное. Западное направление положило начало следующим эзотерическим традициям и школам: герметизм, пифагореизм, алхимия, рыцарские системы, теософия (перечисление приведено в хронологической последовательности). К числу восточных направлений относятся Веды, Упанишады, Йога, Веданта, индуизм. Оба направления также являются корнями Агни Йоги, которая, являясь самостоятельной системой, содержит в себе сведения из вышеперечисленных традиций и школ.
Вместе с тем, существуют учения, берущие начало непосредственно из Высшего Мира и передающиеся из поколения в поколение, по цепи преемственности от учителя к ученику, накапливающие традиции, сохраняющие обрядность и определенные ритуалы. В Агни Йоге последнего меньше, однако, представлена Гималайская традиция, переданная из уст в уста. Хранителями традиции были и остаются Великие Учителя, находящиеся в Гималаях. Вся их жизнь связана с этим регионом, хотя они при необходимости периодически появляются в разных странах. В Учении о местонахождении Великих Учителей сказано, в частности, следующее:
«…Не будем забывать, что многие Ашрамы должны были перейти в Гималаи, ибо атмосфера других мест сделалась невозможной. И последний египетский Ашрам должен был перейти в Гималаи, ибо каждому очевидны события в самом Египте и в прилегающих областях. К сроку Армагеддона все Ашрамы должны были собраться к Обители в Гималаях. Нужно познать, что Мы сейчас не покидаем Обители, но лишь в тонком теле Мы бываем на дальних расстояниях. Так накопляется запись о Внутренней Жизни Обители» (Агни Йога «Надземное», 19).
Гималайская традиция как источник Учения — глубинная тайна, ее не существует в виде обнародованного источника, о ней до 80-х годов XIX столетия отсутствовала какая-либо доступная литература. Е. П. Блаватская, предшественница Агни Йоги, эту тайну открыла в книге Дзиан.
Далее мы проследим, как Иерархия Света влияла на каждую мировую религию, присутствовала в ней, как подготавливала Учение, и в каком виде то или иное Откровение было в него привнесено.