4.1. Веды и Упанишады

В Ведах и Упанишадах — древнеиндийских священных книгах, есть образ, который не отвергается Агни Йогой, а принимается во внимание.

«Агни-Пураны, Упанишады и другие старинные Заветы в своих основных частях совершенно точно передают законы Бытия. Нужно не отвергать, но очень внимательно прислушиваться к искрам Истины. Не могут быть скованы два металла без огня, так же и ток высшей энергии может быть принят лишь огненным сердцем…» (Агни Йога «Аум», 563).

И Агни Йога, и Веды говорят о семи Великих Учителях (Риши), ведущих человечество по пути эволюционного развития в соответствии с Высшим замыслом. Это главный момент, который делает Веды не просто местным сказанием, но Учением, которое с древнейших времен присутствует в Иерархии Света, исходит из Первоисточника. Образ Семи Великих Риши является одним из главных элементов связи системы Веданты с Иерархией Света. Веданта — это завершение Вед, философская система, которая учит принципам триединства мира. В тексте Учения Веданта упоминается всего трижды. В качестве примера можно привести цитату о сравнении толкований ведантой и буддизмом понятий «зерно духа» и «подвижность».

«Веданта правильно указывает, что дух остается неприкосновенным. Огненное зерно духа остается в стихийной цельности, ибо значение стихий неизменяемо, но эманации зерна изменяются в зависимости от роста сознания. Так можно понять, что зерно духа есть частица стихийного огня, а накопленная вокруг него энергия есть сознание. Значит, Веданта имела в виду зерно, а буддизм говорил о совершенствовании оболочек. Так вполне сочетаются подвижное с неподвижным.

Вполне понятно, что Будда, устремлявший человечество к эволюции, указывал на свойства подвижности, тогда как Веданта имела суждение об основе. Можете прибавить к пламени любой химический состав и тем изменить цвет и размер его, но стихийная сущность огня останется неизменною. Не вижу противоречий основ Веданты с буддизмом» (Знаки Агни Йоги, 275).

Сами ведантисты считают основополагающими для своей школы тексты упанишад и возводят свое учение непосредственно к ним. Тройственный канон веданты составляют, кроме упанишад, Бхагавадгита и Брахма-сутры Бадаряны.

Исторически первой школой веданты стала адвайта (недвойственная) веданта. Ее главный и первый классик — Шанкара.

Главная тема веданты и ее направлений — соотнесение абсолютного и мира, абсолютного и человека, пути освобождения от сансары и т.п.

В истории отмечен рост идейного патронажа веданты. Она объявила все религиозные системы возможными, но не эффективными в достижении истины. Со временем веданта утвердилась как некая сверхсистема и философская основа индуизма. В период национальной борьбы за освобождение от колониальной зависимости она была своеобразным национальным флагом, играя ведущую роль среди других даршан (философских школ). Ведантистскую окраску принимали взгляды Вивекананды, Ауробино Гхоша, Рамакришны, Рам Мохан Роя и других мыслителей.

« Пред.След. »