4.2. Самость и эгоизм

Закон эволюции предусматривает всевозрастающее сотрудничество и объединение между людьми. Период обособления и огораживания себя от остального мира — в прошлом, и задачам грядущего дня он не соответствует.

«Много предупреждал против самости. Эта мертвящая сестра невежества убивает и гасит лучшие огни» (Агни Йога «Община», 111).

Самость — наш главный враг на всех путях восхождения. Она отделяет нас от сотрудничества и разрушает единение, тем самым препятствуя росту психической энергии, которая усиливается при единении.

«Индивидуальность и самость — как рождение и смерть. Образование индивидуальности являет зарождение нового мира, тогда как самость может глядеться на мёртвые вулканы луны. Но не только себя омертвляет самость, но поражает бесплодием окружающее, тогда как индивидуальность зажигает огни во всех соседних странах. Сотрудничество есть корона индивидуальности, но бич самости — жало скорпиона. Можно ли полагаться на самость? Не более, нежели на ехидну!» (Агни Йога «Иерархия», 342).

«Люди обычно смешивают понятие индивидуальности с самостью, которая, конечно, исключает всякое понятие общественности. Необходимо, чтобы люди научились разбираться в этих двух столь противоположных понятиях — самости и индивидуальности. Самость — самый свирепый бич человечества, основа всякого разрушения и, прежде всего, саморазрушения. Самость есть обособленность омертвения. Старая истина, так мало осознанная, что Космос и все человечество представляют одно неделимое целое, должна, наконец, войти в сознание людей. Пусть попробуют из единого организма выделить или изолировать хотя бы один орган или член, что получится! Индивидуальность есть вмещение жизнедательное. Индивидуальность есть краса, есть венец человека, синтез всех его накоплений. Но можно ли накоплять, обособившись в самости от всех жизнедателей? Индивидуальность есть мед, собранный пчелкою-человеком со всех лучших цветов и на разных лугах. Но какой мед соберет человек, замкнувшийся в темницу самости?» (Е.И.Рерих, 27.01.33.).

Человек эгоистичный концентрирует свое сознание на самом себе, противопоставляя своему «я» весь остальной мир как нечто чуждое и враждебное ему. Таким образом, он отгораживается от Мира, от великого Аума, замыкаясь в узкий круг своей личности. Если сподвижники человечества питали свою психическую энергию слиянием с Беспредельностью, то человек, живущий для себя, лишает свою психическую энергию питания и обрекает себя на духовную смерть .

«Не Мир утверждает несправедливость, но человек, ибо избрание человеком пути обособленности и самости явилось самой грозной участью» (Агни Йога «Мир Огненный» 3, 337).

«Мысль, порожденная самостью, всегда идет вразрез с великим планом Космической эволюции. Потому во всех неудачах ищите этого подтачивающего основы червя и только его. Самость есть, прежде всего, ограничение, но ограничение есть смерть, ибо Космос существует лишь на принципе безграничности.

Как же уничтожить этого червя? Лишь терпимостью, вмещением, пониманием великого закона соответствия, иначе говоря, расширенным сознанием» (Е.И.Рерих, 03.12.30.).

Никакие высокие чувства и действия эгоисту недоступны. Он погружен в вечные терзания и тревоги о самом себе и о своих интересах. Его радость — радость личной выгоды, и она омрачена страхом потерь; его молитва корыстна и не соединяет его с Источником жизни; его любовь отравлена ревностью и чувством собственности и не воспламеняет сердце.

«Унылых людей называют обездоленными. Вдумайтесь в последнее слово. Кто же лишил таких людей присущей им доли? Прежде всего, они сами лишили себя возможности. Давно они начали свое разрушение. Недовольство, злоба, раздражение пресекли путь к радости. Темные помыслы лишили их источника сил. Самость помешала распознать радость. Самость шептала — радость лишь в личной выгоде. Таким образом, самая плодоносная радость скрывалась за безобразными кучами уныния. Слепцы уныния самые жалкие двуногие» (Агни Йога «Надземное», 231).

Препятствуя накоплению психической энергии, самость и эгоизм тем самым препятствуют проникновению духа в Высшие Миры после ухода с Земли.

« Пред.След. »