5. Криптограммы Востока
По жанру «Криптограммы Востока», как указано в первых строках книги, относятся к апокрифам, то есть сочинениям тайного характера, не совпадающим с официальным вероучением и потому не признанным церковью «священными». Само слово «апокрифические», то есть тайные, было впервые употреблено во II веке одним из ранних отцов Церкви, известным борцом с ересями Иринеем. В дальнейшем оно было распространено на все христианские книги, не признанные Церковью. Причина отнесения корпуса новозаветной апокрифической литературы к разряду недостоверных источников заключалась в их связи с гностическими учениями. Гностики, представители распространенного тогда религиозно-философского учения, называли свои произведения тайными и для их изложения пользовались криптографическим письмом, основанным на сложной символике букв, чисел и образов, понятной лишь посвященным. «Криптограммы Востока» не относятся к разновидности гностических апокрифов, изложенных современным языком. Они передают сокровенную духовную традицию Азии, сохранившуюся, как можно догадаться из текста, и до наших дней, но до сих пор не известную людям. Употребление самого понятия «апокрифы» выглядит таким образом достаточно вольным актом творческой мысли, поскольку сведения, содержащиеся в них, не встречаются в известных христианских апокрифах и литературе других религий. Однако само по себе это не столь важно, ибо жанр духовной тайнописи имеет свои законы и свою оптику, построенную на принципах красоты, а глубинные знания, просвечивающие сквозь изысканные узоры восточного мифа, позволяют высветить в эволюционно-историческом процессе новые, не отмеченные религиозными канонами стороны.
«Криптограммы Востока», изданные в Париже автором под фамилией Ж. Сент-Илер, в действительности принадлежат перу выдающегося мыслителя и духовного подвижника России Елены Ивановны Рерих.
Интерес к Востоку проявился у Елены Ивановны еще в детстве, овеянном семейными легендами о нескольких предках и родственниках, судьбы которых были тесно связаны с Азией. Изучение ею литературы и философии Востока, начавшееся в юности, после встречи с Н. К. Рерихом осуществляется более серьезно и углубленно.
Знаменитое центрально-азиатское путешествие, длившееся в общей сложности пять с половиной лет, с 1923 по 1928 год, завершается поселением Рерихов в Гималаях, в долине Кулу. Здесь начинается основная философская работа Е. И. Рерих — систематизация и научная обработка текстов, получаемых ею от группы Великих Учителей — Гималайских Махатм, с которыми Рерихи были связаны уже давно. Результатом этого уникального сотрудничества явился выход в свет целой серии книг под общим названием «Живая Этика» или «Агни Йога».
Живая Этика представляет собой Учение о Космической эволюции человечества и о роли самого человека в ней.
Книга «Криптограммы Востока» примыкает к основным четырнадцати томам Агни Йоги. Дата публикации этого текста — 1929 год, но точные сроки его написания неизвестны. Очевидно только, что книга эта, состоящая из единых по духу преданий и притч, собиралась в одно целое в течение нескольких лет и имела тот же самый источник, что и остальные книги Учения. Исследователь рериховского наследия П. Ф. Беликов на основании сопоставления дат написания различных легенд делает вывод о том, что «Криптограммы» записывались Еленой Ивановной в течение длительного времени и возможно далеко не все из них вошли в опубликованную часть.
Первый раздел «Криптограмм Востока», озаглавленный «Страницы сокровенной истории Владыки Будды», открывает собой целый ряд рассказов о неизвестных нам доселе сторонах жизни Великих Учителей человечества и светочей духа: Будды, Христа, Аполлония Тианского, Сергия Радонежского, Акбара Великого. Эти неизвестные моменты и факты в судьбах Великих Учителей были сообщены нам Е. И. Рерих вовсе не для того, чтобы опровергнуть истину и достоверность сведений, изложенных в соответствующих религиозных канонах, а дополнить их и обогатить, взглянуть на них с иной, тайной стороны.
«Криптограммы Востока» передают неповторимую атмосферу, окружавшую жизнь и судьбу Провозвестников мировых религий, Учителей и пророков. В публикации мы находим нередко и совершенно неизвестные сведения, например, подробности жизни Иисуса Христа, упоминаний о которых нет не только в канонической, но и в апокрифической литературе.
Вопреки распространенным религиозным представлениям, утверждающим, что апокрифический характер сведений о Христе умаляет его личность, Елена Ивановна была убеждена, что это позволяет лучше понять высокие человеческие стороны природы Спасителя. В то же время «Криптограммы Востока» высвечивают божественное начало Христа, проявленное в нем неизмеримо полнее по сравнению с иными мудрецами и Учителями. Христос рассматривается как наивысший среди всех прочих духовных водителей человечества, перед которым склоняют головы даже Великие Учителя Востока, представленные здесь в образе знаменитых библейских волхвов: «Мы знали многое. Он же мог все. Послужить Его Учению решили мы тогда». Таким образом, Агни Йога противостоит тенденции современных неомистических учений и культов, уравнивающей Христа с духовными мудрецами и посвященными других религий.
По своему содержанию легенды, приведенные в книге и формально разбитые на одиннадцать тематических частей, могут быть объединены в три группы, каждая из которых связана соответственно с прошлым, настоящим и будущим временем в их отношении к вечности. Подобная внутренняя смысловая композиция наверное соотносима с известным рериховским символом Знамени Мира, где три малых круга времени обнимаются большим кругом вечности. Неумолимое и быстротекущее настоящее присутствует в книге лишь в виде намеков, то, как указывает П. Ф. Беликов, касаясь событий, связанных с духовной миссией всей рериховской семьи, то в виде аллегорий, относящихся к происходящим или недавно произошедшим историческим событиям.
Иногда смысл этих аллегорий столь многозначен и зашифрован, что кажется почти неразличим. Сделаем попытку понять одну из подобных криптограмм, заглянув в глубину притчи «Белая Гора» и дав одно из ее возможных толкований, которое имеет, как представляется, вполне реальное отношение к российской истории последнего столетия.