2. Миф

Миф (от греческого «мифос» — предание, сказание) — древнейшая форма изложения человеком его мировосприятия. Для сознания древнего человека характерным является не противопоставление себя природе, а отождествление с ней, осознание собственной вовлеченности в нее. Человек этого периода непосредственно воспринимает и познает природу, плоды же этого восприятия и познания складываются в мифы и предания.

Древний человек в форме мифов, преданий пытался дать ответ на такие глобальные вопросы, как возникновение наиболее важных явлений природы, животных и человека. Значительную часть мифологии составили космогонические мифы, посвященные происхождению и устройству мироздания в целом. Большое внимание в мифах уделено различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, познанию посмертного бытия или небытия, различным испытаниям, которым подвергается человек на жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных и т. д.

Известный английский этнограф Б. Малиновский отмечал, что миф, как он существовал в первобытной общине, то есть в его живой первозданной форме — это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Наряду с познавательными аспектами, миф служил для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения. В мифе, как в наиболее ранней форме человеческой культуры, объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. Миф часто совмещал в себе два аспекта — диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего).

 Мифологические представления первобытного человека были основным способом понимания мира и выражали его мысли о мире, сказания о богах, духах, героях, Защитниках человечества. Эти представления были присущи всем народам Земли.

«Об Ангелах Хранителях знали все народы и сохраняли предания тысячелетиями. Все учения знали о Мощных Покровителях человечества, которые водительствовали народами…» (Агни Йога «Иерархия», 234).

 Если исходить из так называемого материалистического, ограниченного понимания истории, то можно сделать такой же ограниченный вывод, что примитивному мышлению древнего человека соответствовала такая же несовершенная мифология. И думать так было бы большой ошибкой. Е. П. Блаватская в своем труде «Разоблаченная Изида» показывает, что при глубоком изучении тайн древнейшей мифологии можно получить ответы на вопросы, которые современная наука, философия и религия объяснить не в состоянии. Она писала:

«Сказания мифических веков окажутся только аллегориями величайших геологических и антропологических истин. И именно в этих смешно выраженных мифах наука должна искать свои “нехватающие звенья”. Иначе откуда такие странные “совпадения” в историях наций и народов, живущих на таких далеких расстояниях друг от друга? Откуда эта идентичность первичных концепций, которые, хотя и называются теперь легендами и мифами, тем не менее содержат в себе крупицу исторических фактов — истины?»

Кроме того, в мифах можно усмотреть и естественно-научное знание, выраженное в аллегорической форме. Е. П. Блаватская писала:

«А теперь мы можем еще раз вернуться к символоведению древних времен и их физико-религиозных мифов. Прежде чем мы закончим этот труд, мы надеемся наглядно показать более или менее успешно, как тесно концепции последних совпадают с достижениями современной науки в физике и натурфилософии. Под эмблематическими узорами и своеобразной фразеологией духовенства древних времен лежат неиспользованные намеки на науки, пока что еще не открытые в нынешнем цикле».

Также в мифах были сокрыты и астрономические знания:

«Основным элементом древних религий неотъемлемо был сабеизм (Поклонение Луне, Солнцу, планетам и звездам); и мы считаем, что их мифы и аллегории — если их правильно и тщательно интерпретировать, могут быть увязаны с наиболее точными астрономическими данными наших дней. Скажем больше: вряд ли найдется научный закон — имеющий отношение к физической астрономии или физической географии — который нельзя было бы легко отыскать в гениальных комбинациях их мифов. Они изображают в виде аллегорий как наиболее важные, так и совсем ничтожные причины движения небесных тел; природа каждого феномена персонифицировалась…»

 Но не только сокрытые научные знания можно найти в народном фольклоре. Истинная народная мудрость имеет и важнейшее гуманистическое значение. Н.К. Рерих в статье «Древние источники» писал:

«Самая краткая пословица полна звучаний местности и века. А в сказке, как в кладе захороненном, сокрыта вера и стремление народа. Пословица может быть скорбною, но она не будет разрушительной, так же точно не бывает мерзких сказок, как и отвратительных песен. И пословица, и сказка к добру…»