3. Притча

Христос, как и другие Великие Учителя, в своих беседах для передачи знания широко использовал притчи, являвшие собой как бы аллегорическую «упаковку», имевшую несколько слоев. Каждый ученик был способен при этом вместить лишь ту долю знания, на которую было способно его сознание. Истина преподносилась не в чистом виде, а прикрывалась символом, аллегорией, неким шифром. А ключ от шифра находится в развитом или малоразвитом сердце слушателя, который способен понять либо только внешние, либо более глубокие уровни смысла, заложенного в притчу.

Когда ученики Христа спросили Его:

«Для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано… Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют».

«…Описанные в притчах часто вполне обыденные жизненные ситуации прозрачно намекают, что совершенствование путника Духа происходит в каждодневности и именно в каждодневности слагаются ступени великого Пути» — пишет в «Притчах человечества» С. Махотина. Люди, из поколения в поколение слушая одни и те же притчи и легенды, неизменно находят в них все ту же неискаженную истину, доступную их восприятию. Символический и аллегорический язык притч призван нести истину и тайну через века, оберегая их от профанации и искажений.

Таким образом, во все времена, а особенно в древние, фольклор служил человечеству универсальным носителем и накопителем знаний, которые будут жить, пока существует хоть один рассказчик и слушатель.

 «И в сказках, и в былинах действительно находятся те жемчужины, которые так неотложно нужно напоминать народному сознанию… Сказка про Василису Прекрасную построена на сказаниях о терафиме, а Серый Волк для изменения образа бьется о землю, и по щучьему мысленному веленью двигаются и действуют предметы…» — пишет Н.К. Рерих. И все эти сказочные действия не что иное, как яркие отблески глубокого знания, вложенного в эти сказки еще в древности.

«…Не следует отрешаться от всего, что может напомнить о забытой истине.

Неслучайно привожу примеры из сказок и народных преданий. Каждый намек на бывшее знание уже есть признак достоинства человека» (Агни Йога «Аум», 413).

 Мировоззрение язычников — средоточие интереснейших взглядов на мир и человека в нем. Наши предки не выделяли себя из окружающей среды и очеловечивали всю природу, приписывая природным явлениям ум, силу, хитрость, коварство, злобу — черты, присущие людям и животным. Облик божеств и духов трансформировался в зависимости от приписываемых им свойств и способностей, они становились многоликими, многорукими, одноглазыми, козлоногими; иногда мифические персонажи составляли семейно-родовые ряды. Вечное существование богам и духам обеспечивали обряды и ритуалы, которые систематически повторялись и были привязаны к определённым природным явлениям или событиям в жизни человека.

По представлениям древних славян на небе жили высшие Боги, на земле — духи природы, под землёй обитали злые демоны. Видимо, такая структура возникла не сразу. Можно предположить, что вначале был культ духов природы, духов покровителей человека, духов предков. Затем, при непосредственном участии представления о духах, сформировались образы богов. Мифологические существа находились в постоянном взаимодействии с человеком, и пантеон этих персонажей постепенно пополнялся. Новые занимали свое место, не вытесняя старых. Человек совершенствовался, становился сильнее, умнее, а духи и боги всё более очеловечивались.

После введения христианства в Киевской Руси язычество постепенно перестаёт существовать как самостоятельная мифологическая система. Часть древних славянских богов переходит в качестве святых в новую религию, другие же сохраняют своё имя лишь в песнях, играх, сказаниях.

« Пред. — След. »