4. Ментальное дыхание
О пранаяме, практикуемой древними раджа йогами, Елена Ивановна пишет, что они, в отличие от хатха йогов, заняты не «контролем жизненного дыхания легких», а понимали дыхание «как дыхание ментальное, именно, только овладение этим ментальным дыханием приводит к высшему ясновидению и к восстановлению функции третьего глаза, и к истинным достижениям раджа йоги». Вот в чем суть отличия механической пранаямы с формальным отсчетом времени от истинной пранаямы древних раджа йогов — в ментальном дыхании, в подчинении своего ментала дыхательному ритму, в очищении, в освобождении его от «ментального хлама» и ритмическом устремлении к Высшему. Элементы этого «ментального дыхания», направления мыслей к Надземному через ритмичное дыхание, отчетливо видны в следующих строках из Учения и Писем:
«…Система, ритм имеют решающее значение. По жизнеописаниям усмотрите, как ритм укрепляет ум и Огонь. Конечно, сейчас много говорят о ритме, но не пользуются им в жизни. Очень беспорядочно мышление и беспорядочна жизнь. Уже упражнение древних в пранаяме вносило известный ритм» (Агни Йога «Мир Огненный» 1, 387).
«…он [йог] углубляется ритмом пранаямы и возвышается мыслью о Высшем Непроизносимом» (Агни Йога «Мир Огненный» 1, 456).
«…следует в сознании держать, что вдыхается Огонь Пространства и выдыхается уже сожженный Ур» (Агни Йога «Мир Огненный» 1, 369).
«…Конечно из всех множеств практикующих пранаяму лишь очень немногие получают положительные результаты. В чем же причина? Конечно в несознательном отношении к сердцу. Делается сложное упражнение, и сознание устремляется к вычислению или чередованию телодвижений, иначе говоря, к внешним материальным приемам. Но никакие земные вычисления не зажгут талисман сердца» (Агни Йога «Сердце», 378).
«…И единая концентрация, допускаемая ими, есть концентрация на избранном Высшем, Идеале, в неуклонном и непрестанном стремлении подняться до Него. И такая концентрация продолжается безостановочно, что бы ни делал такой йог или ученик, мысль его неотступно держится около его Идеала, он постоянно чувствует в сердце своем любовь и присутствие этого Образа. Это и есть истинная концентрация, указанная в эзотерической философии, изучающей лишь внутренний мир, мир нуменов» (Е.И.Рерих, 21.07.34).
«Потому еще раз напомню, что в Святая Святых Йоги может проникнуть лишь тот, кто совершенно очистил свое сердце и ментальное тело от всех земных отбросов. Без этого очищения никакая пранаяма не приведет даже к первым вратам истинного знания» (Е.И.Рерих, 24.05.36).
Таким образом, позиции Учения и писем Е. И. полностью совпадают. Пранаяма полезна в рекомендуемых дозах и в рекомендуемых целях. А главный компонент пранаямы — не отсчет времени или концентрация внимания на чакрах (что вообще не следует делать), а ментальное дыхание, дыхание сквозь ментальное сосредоточение на Высших Образах, на Высших Идеалах. Беда как всегда в неумеренности, то есть в невыполнении закона соизмеримости — не спеши, не расставшись с невежеством, не делай по-своему. По тропе, ведущей мимо, в гору духовности не подняться.
По существу, изложенное полностью проясняет все вопросы, связанные с полезностью или недопустимостью пранаямы в повседневном применении сознательными сторонниками Учения, вставшими на путь самосовершенствования. Устремленный, внимательный и непредубежденный человек не может запутаться в этих совершенно ясных рекомендациях Учения и Писем Елены Ивановны.