4.5. Принцип ритма

«Все вытекает и втекает; все имеет свои приливы и отливы; все вещи возникают и приходят в упадок; мера размаха направо есть также и мера размаха налево; в силу ритма одно компенсируется другим». — В таких словах выражен в Kybalion ‘ e принцип ритма. Принцип этот тесно связан с только что рассмотренными нами принципами полярности и вибрации. Можно было бы привести бесчисленные примеры, иллюстрирующие этот принцип. Периодическая смена дня и ночи, приливов и отливов, времен года, противоположных настроений, эпох революционных и реакционных, материалистических и спиритуалистических миросозерцаний и т. д. — все это примеры того, как проявляется этот принцип в явлениях природы и в жизни человечества. Принцип этот признается не только герметистами, но, в большей или меньшей степени, и многими современными учеными и мыслителями, как-то: Дрэпером, Спенсером, Лотце, Ницше и др. Спенсер в своих «Основных Началах» применяет закон ритма ко всей мировой эволюции. Он говорит, например, следующее:

«Из общего прогрессирующего движения к равновесию отнюдь нельзя вывести заключения, что будет достигнуто состояние всеобщего покоя или смерти; но если процесс рассуждения заканчивается таким выводом, то дальнейший процесс рассуждения указывает на возобновление деятельности и жизни».

По его мнению, вся мировая эволюция подчинена закону ритма, в силу которого периодически чередуются эпохи эволюции и распада. В этом отношении взгляды Спенсера весьма напоминают учение оккультистов о циклическом характере мировой эволюции. Это учение одинаково разделяется как индийскими йогами, так и многими западными оккультистами, стоящими на почве герметизма. Индийские йоги говорят о «днях и ночах Брахмы», или о «манвантарах» и «пралайях», о вдыхании и выдыхании миров Брахманом; но при этом они считают, что, хотя во вселенных, творимых Всеединым, периоды деятельности чередуются с периодами покоя, само Всеединое никогда не остается бездеятельным, так как в то время как в одних солнечных системах и системах систем наступает период покоя, в других идет интенсивная деятельность, а иные в то же время возникают. Вот что говорится об этом мировом ритме созидания и разрушения, деятельности и покоя в Бхагавадгите:

«Миры, начиная с мира Брахмы, являются и исчезают, о, Арджуна; но тот, кто пришел ко Мне, о, Кунти, тот более не знает рождения».

«Кто знает День Брахмы, длящийся тысячу веков, и Его Ночь, завершающуюся в тысячу веков, тот знает День и Ночь».

«Из Непроявлеиного вытекает все проявленное при зачатии Дня; при наступлении Ночи оно растворяется в Непроявленном, имя которому То».

«Это множество существ, снова и снова появляющихся, исчезает при наступлении Ночи; с наступлением Дня они, по высшему повелению, являются вновь, о, Партха!» [19]

В применении к эволюции каждого отдельного человека принцип ритма, согласно оккультному учению, проявляется в виде чередования воплощений на земле или иной планете с периодами пребывания души в иных плоскостях бытия — в мирах астральном и ментальном, где душа как бы отдыхает от работы, совершенной ею в период ее воплощения, и перерабатывает и ассимилирует приобретенный ею опыт. Это — то учение о перевоплощении, о котором так много говорится в теософических сочинениях. Ввиду его общеизвестности я не буду останавливаться на нем.

Ввиду того, что существует довольно распространенное ложное мнение, будто учение о перевоплощении — учение чисто индийское и не свойственное герметизму, приведу лишь небольшой отрывок из одной из сохранившихся книг, приписываемых Гермесу, а именно из « Ключа Гермеса трижды величайшего» [20]где очень ясно и определенно говорится о перевоплощении. Вот этот отрывок:

« Гермес. Всякая частичная душа, сын мой, подвержена череде превращений.

Ta т. Что значит: частичная?

Гермес. Не научился ли ты из обобщений, что из единой вселенской души исходят все души, они же рассеиваются и распределяются во всех частях мира? Эти души проходят многократные перемены, то счастливые, то напротив. Души ползучих переходят в водных существ, души водных животных в тех, что живут на суше, души сухопутных животных — в летучих, воздушные души — в людей, людские души приходят к бессмертию, становясь демонами. Наконец они вступают в хор недвижных богов; ибо есть два хора богов, одни блуждающие, другие — непоколебимые: это последняя степень доблестного посвящения души. Но если душа, войдя в человеческое тело, пребудет дурною, она не вкусит бессмертия и не сопричастится благу. Она возвращается вспять и нисходит до пресмыкающихся».

Последние слова этого отрывка не следует понимать в том смысле, что, согласно эзотерическому учению египтян, душа человека могла переселяться в тело животного; слова эти выражают лишь ту мысль, что человек может опуститься до того, что уподобляется низшим и злейшим животным. Что переселение человеческих душ в тела животных не признавалось возможным, видно из следующего места, заимствуемого из того же «Ключа Гермеса Трисмегиста».

«Человеческие души не все, но души благочестивые, одержимы демоном и божественны. Отлученная однажды от тела и выдержав борьбу благочестия, — она же заключается в познавании Бога и невреждении кому бы то ни было — такая душа становится всецело разумом. Но душа нечестивая пребывает в собственном своем естестве и сама карает себя, ища земное тело, чтобы войти туда, ибо иное тело не может принять человеческую душу, она не могла бы попасть в тело животного без рассудка; божественный закон предохраняет душу от такого унижения.

…но она (т.е. душа) не входит в тела зверей, как это думают обычно, и как, быть может, думаешь и ты, сын мой; это большое заблуждение. Кара души совсем иная. Когда разум стал демоном и, по повелению Бога, принял огненное тело, он входит в нечестивую душу и бичует ее бичом ее прегрешений… Душа меняет условие на лучшее, но не на худшее». (От составителя: «Демон (греч.). В первоначальных герметических трудах и древних классических сочинениях идентичен по значению с “богом”, “ангелом” или “гением”. Демон Сократа есть нетленная часть человека или, вернее, истинный внутренний человек» /Е.П. Блаватская, «Теософский словарь»).

Понимание принципа ритма имеет важное практическое значение. Этому принципу подчинены, как уже было указано, наши настроения и эмоции. Всякому приходилось, например, наблюдать, что периоды большого подъема духа неизбежно сменяются периодами уныния; периоды интенсивной духовной умственной деятельности — периодами, когда душе как бы хочется отдохнуть от сделанных усилий, отдаваясь впечатлениям внешнего мира и т.п. Такие периоды уныния и духовной лени, если можно так выразиться, часто бывают очень опасны, так как во время их открывается доступ в нашу душу разным вредным влияниям, могущим сильно затормозить наш духовный рост. Но если мы заранее подготовились к наступлению их, благодаря знанию закона ритма, то мы можем заблаговременно принять меры к тому, чтобы защитить себя от угрожающих нам в такие неблагоприятные периоды опасностей. Дело в том, что, хотя мы и не можем вполне освободиться от власти закона периодичности, мы тем не менее можем, путем особых приемов, известных как индийским йогам, так и западным герметистам, достигнуть того, что неизбежные колебания настроений не будут уже так сильно затрагивать нашу душу, как ранее — не будут в состоянии окончательно вывести нас из приобретенного нами душевного равновесия. Наше истинное, духовное «Я» стоит выше всех негармоничных вибраций астральной и ментальной плоскостей сознания, и мы должны научиться отождествлять себя с этим нашим духовным центром, а не с притекающими в нашу душу извне волнами астральных и ментальных вибраций; поскольку мы этого достигаем, мы тем самым возвышаемся над всеми этими влияниями и обретаем в самих себе как бы духовную цитадель, откуда мы можем с безопасностью, как бесстрастный и объективный наблюдатель, созерцать прилив и отлив настроений и чувств, совершающийся в нашей душе сообразно непреложным законам ритма. Это относится к той области духовной алхимии или герметического искусства превращения, о котором уже упоминалось при изложении принципа вибрации.

Одним из проявлений принципа ритма является так называемый закон компенсации. В приведенном выше изречении из Куbalion’а этот закон формулирован в словах:

«Мера размаха направо есть также и мера размаха налево; в силу ритма одно компенсируется другим». Проявления действия этого закона в мире физическом бесчисленны. Один из основных законов механики, гласящий, что действие равно противодействию, есть не что иное, как одна из форм, в которых проявляется действие закона компенсации. Камень, брошенный с силой вверх, разовьет при своем падении соответствующую силу, действующую в обратном направлении. Сила, употребленная на сжатие резинового мяча, компенсируется силой, развиваемой при его расширении. Холод зимы компенсируется жарой лета; подъем уровня воды во время прилива — падением ее уровня при отливе и т. д. Радостный подъем духа при высоких мистических переживаниях компенсируется последующим утомлением, часто доводящим нас до уныния и мрачного пессимизма, как только что было указано. В области моральной закон компенсации проявляется в том, что всякое страдание приносит с собой ценный опыт для души, очищает, облагораживает ее и способствует развитию высших духовных способностей.

« Пред.След. »