1. Предисловие

В своей интересной книжке «Арийское миросозерцание» Хоустон Стюарт Чемберлен говорит следующее о значении изучения индо-арийской мудрости:

«Когда несколько столетий тому назад весь заживо погребенный мир древне-эллинской мысли и поэзии снова восстал из пепла, то казалось, как будто мы сами — мы, homines europaei Линнея — вдруг вышли из подземного мрака к яркому дневному свету. Тогда только стали мы мало-помалу достигать необходимой зрелости и в нашей собственной, не эллинской задаче. Столь же могучего, хотя и совершенно иного рода влияния нужно ожидать и от точного знакомства с индо-арийскою мудростью, и мы должны стремиться к ней со всей силой глубоко осознанной необходимости».

К этим совершенно верным словам Чемберлена следует прибавить, что для нас, европейцев, чтобы мы могли «найти себя» и успешно разрешить стоящие перед нами культурные задачи, не менее важно изучить литературные памятники древне-египетского герметизма и позднейшую герметическую литературу и проникнуться содержащимися в этих произведениях учениями. В сущности, герметизм и является тем первоисточником, откуда мы, европейцы, через посредство эллинской мысли, черпали наши наиболее ценные философские и религиозные идеи. Значение египетской религии и мудрости для развития нашей собственной религии и философии еще далеко не вполне выяснено и не оценено по достоинству. С легкой руки Штукена, Винклера и Делича ученые в настоящее время гораздо более увлечены изучением влияния на нашу цивилизацию вавилонской культуры, причем некоторые доводят свой «панвавилонизм» положительно до абсурда. Между тем, как показал в своих исследованиях Джеральд Массей[1], бывший большим знатоком египетской письменности и мифологии, египетская культура имела на культуру еврейскую и европейскую, во всяком случае, не меньшее влияние, чем культура вавилонская. К сожалению, Джеральд Массей в чрезмерном увлечении Египтом решительно все желал свести к египетским влияниям, причем дело не обходилось без явных натяжек, что отчасти дискредитировало и то ценное и верное, что содержится в сочинениях этого талантливого и оригинального исследователя. Во всяком случае, как научные труды Дж.Массея, так и исследования Масперо, Pietschmanna, Рейценштейна, Amelinean, В.М.Адамса и целого ряда других исследователей доказывают, что в основе популярной религии египтян лежало возвышенное религиозно-философское учение — Гнозис, несомненно оказавший могущественное влияние на развитие философских идей в древней Греции, а через посредство эллинской мудрости и на всю позднейшую работу религиозно-философской мысли, совершавшуюся в нашей европейской, христианской цивилизации.

Настоящий популярный очерк представляет собой переработку реферата, прочитанного автором 18 декабря 1913г. в Обществе Ревнителей истории. Оно имеет целью возбудить интерес в широких кругах нашей читающей публики к идеям древнего герметизма, без знакомства с которыми невозможно правильное, объективное понимание позднейшей истории религиозной и философской мысли в Европе.

Автор не задавался целью проявить эрудицию, а стремился лишь как можно более просто и рельефно изложить основные идеи герметизма, чем и объясняется выбор источников, которыми он пользовался. В настоящее время, когда у нас несомненно начинает пробуждаться серьезный интерес к теософии и оккультизму, быть может, окажется не лишним и этот краткий очерк древнейшего оккультного миросозерцания, лежащего в основе всего позднейшего развития западного оккультизма.

« Пред.След. »