4. Позитивная мистика.
Такое определение истинной эзотерики дал государственный секретарь индийского правительства, мастер медитации, исполненный внутреннего света, и вдохновенный поэт Сант Даршан Сингхджи, определивший ее как «позитивную мистику», при этом уточнив, что «негативная мистика» рассматривает мир как нечто дурное или иллюзорное.
В таком случае кажется оправданным или даже необходимым оградить себя от этого дурного мира, отказаться от общественных обязательств и провести остаток жизни в стороне от повседневности, в ските отшельника, постигая тайны своего «я» и спасая свою душу или приближаясь к просветлению.
И действительно, понятие мистицизма издревле связывалось с отшельничеством, с уходом от всего земного, с освобождением от всех суетных забот и треволнений мира сего. Земной план рассматривался как негативный. Наиболее совершенным воплощением этого типа мистицизма считалось монашество. Это можно условно назвать «негативным мистицизмом».
Однако, сегодня не время монашества, ухода от социальной жизни, и Сант Даршан Сингхджи противопоставляет такой позиции принципы «позитивной мистики», согласно которым очень важно развитие физического и духовного потенциала человека с пользой для общества. Вместе с тем, личность посвящает часть своего времени и отдает свою энергию выяснению духовных истин, пытаясь ответить на вопросы: «Откуда я пришел?», «Почему я здесь?» и «Куда мне идти?»
Но все же соотношение мистицизма и позитивного отношения к миру в истории религий колеблется в довольно широких пределах. Достаточно вспомнить двух православных подвижников недавнего времени — Феофана Затворника1 и Иоанна Кронштадтского2. Первый 50 лет своей жизни отдал служению церкви и своей пастве, а вторую часть жизни провёл в затворе, второй же нес свой духовный подвиг всей жизни среди тысяч людей. Так же и в буддизме существовали школы, требующие полного уединения, но были и такие, которые утверждали, что нирвана (состояние абсолютного сознания и высшей степени духовного совершенства и святости) и сансара (круговорот рождений и смертей, чередование человеческих перевоплощений) происходят из одного источника и не относятся столь негативно к мирской жизни.
Всякий настоящий духовный учитель всей своей жизнью подтверждал те идеи, которые он проповедовал. Можно привести пример Сократа3, который отказался от побега из заключения, поскольку это противоречило его жизненным принципам. Поэтому последователи того или иного учения по мере своих способностей должны следовать тому образу жизни, который вели основатели этих учений. Если ознакомиться с биографиями Е.П.Блаватской и семьи Рерихов, то можно увидеть, что они гармонично сочетали в себе все качества, необходимые для полноценного служения человечеству. Они не были ни ортодоксальными4 священниками, ни отшельниками, ни академическими5 философами, ни кабинетными учеными, обладающими узкоспециализированным складом ума. В то же время, они имели прекрасное образование, знали иностранные языки, были сведущи в науках и искусствах. Все это вместе с качествами выдающихся духовных подвижников позволило им быть в постоянном прямом контакте с Великими Учителями человечества — представителями Иерархии Светлых Сил. В полной мере они обладали и качествами выдающихся общественных деятелей, которым были по плечу задачи мирового уровня. Таким образом, они являли собой новый тип ярких представителей «позитивной мистики», когда небесное и земное сочетается органично и гармонично, причем, на самом высоком уровне. Поэтому последователи Учения Живой Этики и должны по мере своих сил следовать примеру этих выдающихся представителей человечества.
Занятия эзотерикой должны расширять наши взгляды, совершенствовать наши знания, развивать наши способности. Эзотерика не стремится занять место религии, науки, искусства. Мы познаем самих себя и углубляем свое понимание мироустройства при помощи эзотерических методов познания через приобретение знаний и опыта. Это делает нашу жизнь богаче, осмысленнее и насыщеннее интересными событиями.
Мы ничего не исключаем из круга решаемых жизненных проблем, наша цель — найти новые, истинные пути для объяснения жизни, для нахождения своего места в жизни, в мире, в космосе, почувствовать горизонтальные и вертикальные связи человека в этом мире. Горизонтальные — связи с себе подобными субъектами, а вертикальные — определение своего места в цепи мировой Иерархии Света, познание божественных сил мира, направляющих развитие человека по эволюционному пути.
Эзотерика, как любая область знания и всякий метод познания, имеет свои особенности.
Как мы можем проникнуть в тайны жизни, если мы сами являемся частью тайного, если мы в огромной степени не знаем самих себя, не знаем наш внутренний мир? В этом отношении самопознание — особенно важный шаг к самосовершенствованию и ответу на вопросы, связанные с жизнью, миром и творением, которые мы рассматриваем, как окружающую реальность.
«Человек, познай себя сам» — этот важный совет, это серьезное требование было помещено над Храмом Оракула в Дельфах, к которому стекались люди со всего света с тем, чтобы получить ответы на мирские и духовные вопросы.
Задачи наши определяются также библейским изречением: «…ищите, и найдете; стучите, и отворят вам!»
Для некоторых людей все, что связано с эзотерикой, представляет собой «красную тряпку» — повод для раздражения. К сожалению, к их числу принадлежит и значительная часть церковных деятелей, и научно образованные, критически мыслящие реалисты. Церковь часто забывает или не желает замечать того обстоятельства, что большая часть вопросов сегодняшней эзотерики когда-то входила в круг их собственных интересов: поиски смысла жизни и мысли о собственном существовании актуальны всегда, и занимают они не только верующих. Мировые религии издревле владели знаниями мировоззренческого плана, причем, несравненно большими, чем сейчас. Они не останавливались на примитивном понимании, основанном на очевидности. Многие знания, известные прежде, со временем были утрачены. К таковым, в частности, в значительной мере относятся астрология, алхимия, а также многочисленные направления природной медицины. Так, Е. И. Рерих в письме от 08.08.34. пишет:
«Но эзотерическая астрология, конечно, мало доступна современным астрологам, ключ к ней хранится у Великих Учителей, и Они открывают его своим самым близким ученикам и то, если миссия их нуждается в этом. Знание тайных вычислений эзотерической астрологии в руках злобных или безответственных духов повергло бы мир в разрушение».
В чем смысл жизни? В чем смысл творения? Какой силой все было создано? Какие связи существуют между миром и личностью? Что есть душа? Что есть дух? Что есть самопознание? Возможно ли постижение Бога? Это основополагающие вопросы, которые каждый из нас для начала должен себе задать.
Без поиска ответов на эти вопросы наша жизнь не имела бы смысла вообще. Естественно-научные, рационально-философские, социологические и эстетические попытки ответов важны, но духовные, эзотерические, интуитивные методы также ценны, они принадлежат к важнейшей части человеческого жизненного пути.
Путей познания мира, окружающей видимой и невидимой реальности очень много.
Одна реальность и множество возможностей! Эзотерика стремится к тому, чтобы найти различные подходы к многочисленным истинам, которые составляют единственную многогранную истину.
Уже было сказано, что в противоположность эзотеризму, экзотеризм означает «открытость для всех», «доступность для всех». При этом можно взглянуть на эти два понятия еще и с другой стороны. Выше упоминалось, что стержнем всех мировых религий является Единая Эзотерическая Доктрина. Экзотеризмом же можно назвать многообразные преломления этой Доктрины через психологические, социально-культурные, географические особенности того или иного народа, той или иной эпохи. С течением времени эти особенности накладывают на Единую Доктрину столь многие наслоения, что различить ее в пестром калейдоскопе внешних обрядов, культов, сект, социальных институтов и философских направлений становится просто невозможно. Тогда эзотерическое знание теряет свой живой дух и остается только мертвая буква, как это и случилось со многими религиями к нашему времени.
К вопросу эзотеризма и экзотеризма многократно обращалась Е. И. Рерих в своих письмах. Так она писала:
«…необходимо указать, что во все древнейшие времена (и даже поныне), среди всех народов всегда существовали два вида религии — одна для Посвященных, другая для народных масс. Иначе говоря, одна эзотерическая, другая экзотерическая. И это вполне понятно, принимая во внимание, что представляли собою в те времена народные массы» (письмо от 26.05.34.).
«…все древние религии без исключения делились на эзотерическую для избранных и экзотерическую для народа. Именно, много осложнилось в нашей христианской религии из-за того, что священнослужители утратили, вернее, отвергнули ключ к пониманию Учения Христа, полного эзотеризма, о чем в Евангелии имеются неоднократные подтверждения в словах самого Христа» (письмо от 01.02.35.).
«Советую вам подчеркнуть в труде вашем, насколько не понят и обойден молчанием эзотеризм в Учении Христа, встречаемый даже в имеющихся у нас Евангелиях. Также можно сказать, что первый луч новой эпохи блеснет новым пониманием Учения Христа. Так примем появление Христа, как священный знак, и пусть люди почитают все знаки Высокого Пути» (письмо от 28.12.35.).
Елена Ивановна так разъясняла смысл нераспространения важных знаний, эзотерических знаний, которые не могут быть вмещены большинством народа:
«Каждому образованному и культурному человеку, подымаясь над общим уровнем, становится все труднее и труднее приноравливаться к мышлению людскому. Что же нужно сказать о тех, кто раздвинули свой умственный горизонт до пределов дальних миров? Кто научился не судить и не принимать очевидность за действительность? Кто, видя следствия, которыми поглощено и опутано человечество, знает истинные причины происходящего? Кто понимает и знает, что так называемая незримость таит в себе все истинные причины, все мощные факторы нашего существования, и кто знает всю красоту Высших Миров? Какими мыслями, какими размерами замыслов, какими красотами творчества может он делиться с людьми, не подымавшимися выше земного плана? Кто поймет его? И не должен ли он, дабы не вызвать недружелюбия и не причинить вреда, схоронить в себе свое знание и являть лишь тот облик, который приемлем сознанию его собеседников, принимающих куриную очевидность за действительность?
Сказано — «Открывший драгоценную формулу не может прокричать ее в окно, ибо вред покроет самую большую пользу» (Община, 48). Тяжко, очень тяжко сотрудничать и говорить по сознанию собеседников, ибо это часто требует страшного напряжения. «Если трудно вложить малый меч в большие ножны, то насколько же труднее вложить большой меч в малые ножны!» Итак, всем существом своим стремясь дать людям радость и счастье светом великого Учения, дух такого человека должен молчать или приноравливаться к сознанию окружающих и приходящих к нему, чтобы быть понятым и допущенным ими к сотрудничеству, имеющему в виду лишь их благо, — это и есть великое одиночество» (письмо от 21.07.34.).
«…мое сердце стремится поделиться Сокровищем с каждым, умеющим оценить его. Но, конечно, следует быть очень осторожным при раздаче доверенных зерен и всегда руководствоваться указанием: «Открывший драгоценную формулу не прокричит ее в окно, ибо вред покроет пользу». Сама я вначале много погрешала против осторожности, да и сейчас по натуре мне очень трудно хранить нечто только для себя. Вот почему мне так понятно и близко ваше желание делиться с другими, дать им надежду и радость. Но личный опыт и черные предательства постепенно научают нас быть более осторожными, хотя и посейчас я изредка частично погрешаю против мудрого предупреждения: «Умей хранить доверенное», предупреждения, даваемого всем, вступающим на путь Учения Света. Самое трудное испытание для меня — это жить среди людей и не доверять им! Но и через это приходится проходить. Нужно уметь не обременять людей излишним доверием и в то же время не развить в себе ужасного чувства подозрительности» (письмо от 18.06.35.)
Люди, впервые подошедшие к рассматриваемым здесь вопросам, обычно с затруднениями воспринимают оправданность и необходимость сокрытия знаний, к которым массы не готовы. Однако, после некоторого размышления все встает на свои места. Ведь действительно, недопустимо дать неподготовленному человеку в руки некий инструмент, прибор, который при неумелом обращении принесет больше вреда, беды, как самому владельцу, так и окружающим! А эзотерические знания такими и являются — при неграмотном применении они могут быть гораздо опаснее любого оружия.
_____________
1 — Феофан Затворник — в миру Георгий Васильевич Говоров (1815-1894), церковный деятель, богослов, публицист-проповедник. Епископ Тамбовский и Шацкий с 1859, Владимирский с 1863. В 1866 удалился в Вышенскую пустынь, с 1872 жил в затворе. Проповедовал духовно-нравственное совершенствование как истинный прогресс человечества.
2 — Иоанн Кронштадтский — в миру Иван Ильич Сергиев (1829-1908), протоиерей, настоятель Андреевского собора в Кронштадте. В 1890-х гг. приобрёл среди простого народа известность как молитвенник и чудотворец.
3 — Сократ (V-IV вв. до н.э. ) — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот от материалистического натурализма к идеализму. Его деятельность — поворотный момент античной философии. Он направил внимание философов на безусловное значение человеческой личности. Казнён политич. противниками (по приговору суда Сократ выпил яд). Удостоился поистине вечного памятника — диалогов Платона (своего ученика), в которых Сократ выведен гл. действующим лицом.
4 — ортодоксальный — (греч. orthodoxos — православный, правоверный), неуклонно следующий определённому учению, направлению, системе взглядов, идеологии; строго придерживающийся какого-либо учения в его первоначальном или общепринятом виде.
5 — академический — соблюдающий установившиеся традиции (в науке, искусстве).