2. Способы управления собой (человек-государство)
Управлять собой можно по-разному. Для того, чтобы выявить какие существуют способы управления собой, рассмотрим человека как мини-государство. Как известно, существуют разные системы правления: диктатура, демократия, монархия…
Есть люди, которые пытаются управлять собой как диктаторы, жестко и безжалостно, не считаясь с собственными возможностями и здоровьем, порой как изуверы, что может привести, в частности, к нервным срывам, депрессии, болезням души и тела или же к таким нежелательным последствиям, как фанатизм или сектантство.
Достаточно большое количество людей в современном мире является демократами не только по убеждениям, но и в своем внутреннем мире, т.е. людьми с большим внутренним хаосом (демократия по определению древнегреческого философа Платона имеет шансы выродиться в охлократию, во власть толпы). Таких людей называли на Руси людьми «без царя в голове», людьми, которые подвержены управлению случайной идеей, настроением другого человека, внутренними страстями. Подателями таких страстей могут быть простые болтуны и корыстно заинтересованные люди, например создатели всякого рода рекламы, а в худшем случае — криминальные элементы или пациенты клиники неврозов.
Третий вариант управления собой — это монархия, при которой царские полномочия считаются божественными. Он соответствует человеку религиозному, который вводит в себя внутреннего царя, верит и служит ему во имя целей, которые он считает благими. Такой человек, безусловно, лучше управляет собой, нежели «демократ» и он лишен издержек внутреннего «диктатора».
Существовал в истории и еще один тип управления государством — управление людьми, посвященными в высшее знание. Хотя таких государств было мало, они известны в истории Древнего Египта, Индии, Китая. Прочность этих государств была подтверждением того, что этот тип правления был удачным. Династия жрецов в Египте правила несколько тысячелетий. Назовем его условно эзотерическим государством, и ему соответствует эзотерический тип управления собой. Он предполагает, что монархическое управление, основанное на вере, должно дополняться знанием. Людей подобного типа мало, это духовные подвижники, люди, способные на высоком уровне управлять собой и своими возможностями.