Пережитки и инерция старого мира в рериховской среде

inertiaПочему «в среде»? – потому что целенаправленного движения в одном направлении нет, есть скорее броуновское движение разных рериховских групп и отдельных представителей в разных направлениях. Поэтому считаю более правильным употреблять термин «рериховская среда» (РС).

В предыдущих статьях («О забытой Йоге Огня», «И не меч в руках твоих, а тесак мясника») мы описали главные проблемы РС. Теперь поговорим об их причинах. А точнее, о таком явлении, как инерция старого мира в сознаниях представителей РС. В психологии есть понятие инерция мышления:

«Инерция мышления – замкнутость мышления на существующей системе, нежелание уйти от текущих представлений и убеждений».

Инерция старого мира – более широкое понятие, которое можно определить, как комплекс установок, шаблонов мышления и моделей поведения, которые негативно влияют на общество и замедляют приближение Нового Мира. Т.е. это весь тот мусор в сознании, который нужно сжигать в ходе практики Агни Йоги.

Новый Мир в сознании – все те огненные качества, проявление которых приближает наступление Новой Эпохи. У представителей нового сознания взаимоотношения зависят главным образом от духовных качеств, а не от принадлежности к той или иной социальной группе, вероисповеданию и т.д.

Кали-Юга подходит к концу, близок закат старого мира и уже видны первые проблески Нового Мира в сознаниях молодых людей. Однако, инерция старого мира всё ещё сильна в сознаниях, особенно у людей старшего поколения. И даже у многих представителей РС, которые вроде бы наоборот, должны были бы идти в авангарде эволюционных преобразований. Вместо этого они погрузили РС в стагнацию своим обывательским мировосприятием и материалистическим подходом ко взаимоотношениям.

Дискуссии в РС носят в основном политический характер, обсуждают главным образом тех или иных личностей, разные компроматы и т.п. Из-за этого практическая доктрина Учения не продвигается, а Его последователи деградируют. Люди начинают думать, что практика Агни Йоги заключается в участии в политических склоках РС.

И вместо того, чтобы задаваться такими вопросами:
— как развить сердце?
— чем я могу быть полезен для Общего Блага?
— как выявить свои главные недостатки и переплавить их в достоинства?

Теперь последователи Учения задаются такими вопросами:
— чего хочет некий там Мкртычев?
— что сделает минкульт с усадьбой Лопухиных?
— где хранить картины: в МЦР или в ГМВ?

Из такой среды в результате будут выходить только склочники и бретёры, а не подвижники, чья жизнь могла быть стать примером для других.

Эти «бумажные воины» по разные стороны баррикад готовы даже соглашаться и объединяться друг с другом, чтобы подольше задержать в сознаниях РС их материалистические представления об «идеальных рериховцах», подольше удержать их в своём болоте политических склок. Но поколения меняются и люди с новым сознанием постепенно приходят на смену старым. Это люди, в сознании которых уже горят огни Нового Мира.

Есть, конечно, и достойные люди в РС, которые не ставят во главу угла отношение к организациям, а занимаются главным образом духовной практикой и пишут работы, продвигающие именно доктрину Учения. Лишь изредка ненавязчиво обозначают свою политическую позицию, а остальное время посвящают Учению. Но таких, к сожалению, единицы. Поэтому практическая доктрина Учения продвигается очень медленно.

Участники РС слишком увлечены своими бумажными войнами вместо того, чтобы стремиться познать Агни Йогу, понять её метод, практиковать и внести свой вклад в развитие доктрины Учения. В Буддизме есть Ламрим, в Христианстве — Добротолюбие, огромный практический опыт последователей. В Агни Йоге нечто подобное, к сожалению, вряд ли появится в обозримом будущем, т.к. тёмные успешно заняли последователей политическими склоками, лишь бы они не думали о самом Учении и вообще постарались его забыть.

Может быть, однажды, РС дорастёт до такого уровня, когда дискуссии будут вестись не о документах и подписях, а об Учении.

Как например, в других Учениях есть много групп, каждая из которых по-своему понимает Учение и ведут между собой философские диспуты, тем продвигая теоретическую и практическую доктрину Учения. Результатом диспутов становятся труды, которые освещают те или иные вопросы Учения. А также все участники диспута значительно обогащаются в понимании обсуждаемого вопроса, т.к. в процессе проштудируют все Первоисточники по этому вопросу и постараются осмыслить все его грани.

А пока, к сожалению, в РС нет культуры философских диспутов как в древних Учениях. Было, к примеру, правило, согласно которому если ученик-наставник во время диспута выходил из равновесия, то он сам и все его ученики переходили к оппоненту. В РС не то что подобного нет, но часто даже элементарная этика отсутствует.

Поэтому даже некоторые сектанты сейчас более интересны молодёжи, чем «ветераны бумажных войн РС», потому что даже сектанты порой говорят о насущном, о жизни, а ветераны бумажных догм до хрипоты только и спорят о подписях на документах. Кому будут интересны такие «бумажные воины»?

В качестве иллюстрации ко всему вышесказанному поговорим теперь о конкретных примерах. А именно, о вредительской деятельности Андрея Люфта и об искажениях Учения на сайте «Адамант». Вроде бы враги друг другу в вопросе отношения к МЦР. Но что их объединяет? – именно инерция старого мира в их сознаниях. Главным делом считают свою бумажную войну и стараются втянуть в неё как можно больше людей, подводя под это философию борьбы Света и тьмы.

Показательно то, как Татьяна Бойкова в обзоре статьи Андрея Люфта «О прокисших рериховцах» соглашается с ним в вопросе о «прокисших», а Андрей Люфт в комментариях хвалит «Адамант» за их активное участие в этой бумажной войне. Эта симпатия объясняется тем, что независимо от их отношения к МЦР, их мировосприятие идентично, и они в конце концов работают на удержание старого мира в сознаниях РС. Именно из-за таких «идеальных рериховцев» самого движения как такового и нет, а есть среда, где люди в основном скандалят друг с другом, чем объединяются для каких-то высоких целей.

Обе стороны искажают Учение таким образом, что людей оценивают прежде всего по тому, как они относятся к МЦР, а не по их внутренним духовным качествам.

Но ведь на самом деле неважно какую сторону внешне человек займёт, потому что, к примеру, если он привык лгать, то отстаивать свою позицию будет в том числе и ложью. В результате в любом случае пострадает Истина.

А если брать сторонников МЦР, то они само отношение к МЦР ставят главным определяющим фактором в развитии духовных качеств! Материальное ставят выше Духовного! При такой логике любому негодяю достаточно по выступать в защиту МЦР, чтобы тут же стать светлым человеком.

Кроме того, у некоторых настолько отформатировано мышление, что везде, где в Учении встречается слово «Иерархия», вместо него видят слово «МЦР». И как «Отче Наш» повторяют слова Святослава Рериха:

«Несите высоко знамя Учения и наших Учителей, не давайте его использовать в неблагих целях. Защищайте Международный Центр Рерихов, помогайте его сотрудникам, не позволяйте никому мешать его работе. Всего вам Светлого. Без страха продвигайтесь вперед. Да будут ваши сердца чисты, а помыслы – благородны. Помните, что судьба в ваших руках. Да будет Свет!»

[Святослав РЕРИХ, 26 апреля 1992 г.]

Но даже здесь видно, как Святослав Рерих расставляет приоритеты: первым делом говорит о том, чтобы высоко держать знамя Учения и не давать его использовать в неблагих целях.

Именно Учение самое главное. И как потом про защиту говорит: «с чистыми сердцами и благородными помыслами». Т.е. защищать тоже нужно уметь правильно, так, чтобы не унижать Учение. Иначе от такой «защиты» вреда будет куда больше чем пользы.

Хочется спросить воинствующих МЦР-овцев: вы когда-нибудь задумывались о том, почему в самом Учении не прописано ни слова об МЦР? И не только об МЦР, но и вообще о каких-либо организациях и отношении к ним. Потому что такие вещи не являются духовными константами, которые справедливы во все времена. Люди в организациях могут меняться, их деятельность может меняться, сами они могут вообще исчезать и появляться новые. А Вы говорите об определённом отношении к МЦР как о некой постоянной духовной истине, которую все рериховцы должны обязательно «прописать» в мировоззрении, иначе это неправильные рериховцы. Простите, но в народе это называется «фанатизм». Авторитет сказал — все должны слепо подчиняться, не думая. Даже Будда учил не верить ему на слово, но всё проверять на личном опыте.

Давайте хоть немного порассуждаем логически по поводу вышеприведённой цитаты Святослава Рериха. Когда Он это сказал? Кому Он это сказал? При каких обстоятельствах? Вы ведь не будете отрицать, что люди и обстоятельства могут меняться? Представим, к примеру, гипотетическую ситуацию, что власть в МЦР через n-ное количество лет поменялась и начала распродавать картины налево и направо для личного обогащения, профанировать Учение и т.п. Вы и тогда будете размахивать этой цитатой Святослава Рериха и говорить «правильно делают, не мешайте их работе»?

И что бы тогда сказал сам Святослав Рерих в изменившихся обстоятельствах, будь у Него такая возможность?

Поэтому нужно отличать универсальные духовные истины от слов, сказанных в определённых условиях и определённым людям, а не слепо и навечно прописывать их в мировоззрении.

Именно поэтому Учение содержит только универсальные духовные истины, которые не зависят от смены обстоятельств. И, следуя которым можно развить сердце и утончить сознание так, чтобы безошибочно распознавать сущность явлений в условиях меняющейся реальности. Но это долгая тяжёлая работа над собой и мало кто хочет этим сейчас заниматься. Вместо этого многие уже себя мнят великими распознавателями и ведут свои «священные войны» с другими. Борются не со своими недостатками, а с несогласными с их точкой зрения людьми. Вред от этого Учению огромен, о чём подробно уже писал в статье «О забытой Йоге Огня».

Напомню ещё раз те слова Святослава Рериха, которые считаю самыми важными, т.к. они относятся к универсальным духовным истинам, справедливым во все времена и независимо от обстоятельств. Их нужно постоянно напоминать тем, кто считает себя последователем Агни Йоги:

«…лучший дар, который вы можете принести человечеству, — это улучшить себя, стать лучшими людьми. Потому что этот дар вы принесете другим, которые может быть смогут воспользоваться им, и вы осветите их жизнь.
Николай Константинович был таким большим человеком. Он общался с теми людьми, которые уже прошли по этому Пути жизни. Мы можем и должны изучать его работы, творчество, его отношение к жизни, и может быть это будет для нас прекрасным примером — примером того, как человек действительно может, поднимая себя, поднять других. Я уверен, что завет Николая Константиновича — стремиться к прекрасному, строить прекрасное, думать о нем — нас оживит и изменит. Это живая энергия — наша мысль. Она строит все, и мы можем силой мысли переродить себя и переродить других. Будем всегда направлять наши мысли на благое, на прекрасное!»
[C.Н. Рерих. Заключительное слово на юбилейной конференции в Музее искусств народов Востока 30 октября 1984 г.]

На тему того, что неважно в каком лагере находишься, а главное кто ты есть по сути, хорошо сказано в Гранях Агни Йоги:

«Сын Мой, Свидетельствую Сам о грядущей победе Света над тьмою и сил мира над силами зла и разрушения. И как бы ни называли себя те, кто стоит на стороне мира, и те, кто за войну, волны света над первыми и тьмы над вторыми. Разрыв углубляется, чтобы в конечном итоге стать непроходимой пропастью между двумя полюсами. И время настанет, когда пропасть перейти уже будет нельзя. Стремительно несется земля к этому моменту окончательного разделения человечества. Драматизм происходящего на планете еще не осознается. Еще многие хватаются за мертвые формулы искаженных религий, но в них спасения они не найдут. Слова, за которыми прятались раньше, уже не спасут. Спасут только дела. И если слова, как бы ни были прекрасны и лживы они, – на стороне разрушения и человекоубийства, – говорят их сторонники тьмы. Но если искренние слова, из чьих бы уст они ни исходили, – за мир и против войны, – слова эти воинов Света и тех, кто на их стороне. Друзья все, кто за мир, враги все, кто против мира. Разделение пойдет еще резче. И многие служители церкви окажутся на стороне тьмы, и многие антицерковники – на стороне Света. Разделение идет по светотени, но не по другим, каким бы то ни было, внешним признакам. И многие, неожиданно для себя, окажутся в лагере темных, и многие в стане Сил Света. По линии сердца проведется черта. И те люди, чьи сердца полны ненависти, мщения, жажды крови и уничтожения себе подобных, те не от Света, но тьмы. Страна, поднявшая Знамя всеобщего мира, она победит, ибо она на стороне Космической Мощи и эволюции планеты.»
[Грани Агни Йоги. 1960 г. 255. Дек. 27.]

«Идеальные рериховцы» Андрея Люфта – это как раз те воинствующие человеконенавистники, от которых нужно держаться подальше. Но когда своей деятельностью они искажают и позорят Учение, то необходимо давать им действенный отпор.

В конце августа Андрей Люфт начал очередную кампанию против МЦР, создав в facebook группу «Рериховское движение». Но по факту это скорее «анти-МЦР-овское движение», т.к. среди публикаций там преобладает анти-МЦР-овская пропаганда, а большинство сторонников МЦР к настоящему моменту уже заблокированы. Результат – умножение вражды в РС.

А в последнее время Андрей Люфт перешёл к откровенно подлым методам. Например, обвиняет уже ушедшую на Тонкий План ЛВШ в нетрадиционной сексуальной ориентации. При этом не подкрепив свои обвинения ни единым фактом, кроме своих домыслов. Дмитрий Короткевич, как профессиональный юрист и преисполненный достоинством человек, очень четко и по пунктам доказал необоснованность таких обвинений, а также показал крайне низкий этический уровень подобного подхода в статье «Нетрадиционная этическая ориентация Андрея Люфта».

Не сумев ответить ни на один из пунктов статьи Дмитрия, Андрей Люфт начал себя вести странным образом. Начал отыскивать в сети фото мужчин-гомосексуалов с вопросами «не Вы ли это?». При этом прекрасно зная позицию Дмитрия по этому вопросу, а также то, что он женат.

При этом всех, кто говорит об этической недопустимости подобного поведения, Андрей Люфт обвиняет в пропаганде однополых браков, культе личности ЛВШ и защите «с пеной у рта» МЦР. Это уже даже не тупость, а скорее больше похоже на психическое расстройство.

Ведь по сути в его группе уже почти и не осталось ни сторонников МЦР, ни тех, для кого ЛВШ является авторитетом. И тем не менее, Андрею Люфту они везде мерещатся, и он продолжает блокировать тех, чья позиция ему не нравится. Например, заблокировал Елену Кравченко просто за то, что она развёрнуто показала всю низость его поведения, но при этом сделала это на высоком культурном уровне.

В этом всём, тем не менее, радует одно обстоятельство. Несмотря на то, что защитников МЦР в группе Андрея Люфта почти не осталось, тем не менее рериховская общественность в подавляющем своём большинстве осудила поведение Андрея, единодушно высказавшись об этической недопустимости таких действий. Это говорит о том, что хотя инерция старого мира ещё и сильна в некоторых сознаниях, Новый Мир, тем не менее, непреложно приближается.

Стоит также отметить одну особенность мышления как сторонников МЦР, так и противников. Критикуешь первых – говорят нападаешь на МЦР, даже если и слова плохого не сказал в адрес МЦР. Критикуешь вторых – говорят «с пеной у рта» защищаешь МЦР.

Не могут люди вместить в своё сознание тот факт, что последователи Учения необязательно должны делиться только лишь на сторонников и противников МЦР, что есть ещё и те, кто стоят на защите самого Учения. Что есть люди, которые защищают Учение от всех, кто его искажает, использует в неблагих целях, попирает Этику ради своих эгоистических целей.

Все эти позорные явления в РС — проявления инерции старого мира в сознаниях. Но инерция не может длиться постоянно. Рано или поздно она себя исчерпает и в свои права вступит Новая Эпоха, придут новые люди с новым мировоззрением. «Бумажные войны» станут пережитком прошлого, а главным станет развитие внутренних духовных качеств и единение для строительства Нового Мира.