5. Мировоззрение Востока

В отличие от западных механических воззрений, восточные философы-мистики смотрят на все чувственно воспринимаемые предметы и явления как на различные взаимосвязанные аспекты единой высшей реальности. Наше стремление разделить мир на отдельные самостоятельные вещи и ощутить изолированность своего «эго» буддисты могли бы рассматривать как иллюзию, порожденную нашим оценивающим анализирующим сознанием, и обозначить при помощи термина «авидья» (незнание, невежество), употребляемого по отношению к беспокойному состоянию сознания, которое следует преодолеть: «Когда сознание беспокойно, продолжается множественность вещей; но когда сознание обретает покой, множественность исчезает».

Хотя школы восточного мистицизма отличаются в деталях, все они подчеркивают принципиальную целостность Вселенной . Высочайшая цель их (индуистов, буддистов, даосов) — осознание Единства и взаимосвязи всех вещей, преодоление ощущения своей изолированной индивидуальности и слияние с высшей реальностью. Достижение этой цели — «Пробуждение» — заслуга не одного только рассудка, это религиозное по своей сущности переживание вовлекает всего человека.

Таким образом, согласно восточным представлениям, разделение природы на отдельные предметы не является изначальным, вечным и все предметы обладают текучим и изменчивым характером. Поэтому восточному мировоззрению, включающему в качестве основных категорий понятия времени и перемены, внутренне присущ динамизм. При таком подходе космос — это единая нерасчлененная, вовлеченная в бесконечное движение реальность, живая и органическая, идеальная и материальная одновременно.

Поскольку основными свойствами вещей являются подвижность и изменчивость, то обусловливающие движение силы берут начало не вне предметов, как пола гали представители классической греческой философии, а внутри самой материи. Соответственно, Божественное, для восточного мистика, воплощается не в образе владыки, управляющего миром из заоблачной выси, а в некоем принципе, управляющем изнутри:

«Тот, кто, присутствуя во всех вещах,

Тем не менее, отличен от этих вещей;

Тот, кого не знает ни одна вещь;

Тот, кто телом своим все вещи объемлет;

Кто управляет всеми вещами изнутри —

Он — твоя Душа, Внутренний Господин,

Бессмертный» («Брихадараньяка-упанишада»).

Последующее изложение покажет, что мировоззрение восточных мистиков в основных и принципиальных своих чертах совпадает с мировоззрением современной физики. Из этого следует, что так называемые эзотерические знания, пришедшие к нам из древности, составляющие глубинную суть религий, могут и должны быть последовательным и необходимым обоснованием для современных научных теорий. Они могут создать концепцию мироздания, в которой научные открытия будут прекрасно уживаться с духовными целями и религиозными верованиями. Две основные части этой концепции — единство и взаимосвязь всех явлений и, изначально, динамическая, подвижная природа Вселенной. Чем глубже мы проникаем в микромир, тем больше мы убеждаемся в том, что современный физик, как и восточный мистик, должен рассматривать мир как систему, состоящую из взаимодействующих и пребывающих в непрестанном движении компонентов, причем неотъемлемой частью этой системы является и сам наблюдатель.

Нет никакого сомнения в том, что именно это органическое, «экологическое» мировоззрение восточных философий обеспечило им невероятную популярность на Западе, особенно в сердцах молодежи. Растущее количество людей, принадлежащих к западной культуре, видит причину увеличивающегося недовольства людей западным обществом в том, что доминирующее положение в западной культуре до сих пор занимает механическое, раздробленное мировоззрение, и многие обращаются к восточным методам достижения освобождения. Интересно, и, возможно, не очень удивительно, что те, кого привлекает восточное духовное мировоззрение, кто занимается йогой, теми или другими формами медитации, как правило, испытывают заметное недоверие к научному знанию. Они склонны видеть в науке, и, в особенности, в физике, ущербную и скучную дисциплину, ответственную за все грехи современных технологий.

Познакомившись с материалом настоящей темы мы увидим, что между духом восточной философии и духом современной передовой физической науки существует глубокая гармония. Мы почувствуем, что значимость современной физики простирается далеко за пределы технологии и ведет к действительному постижению «истинного устройства вещей», утверждая древние эзотерические мировоззренческие знания человечества.

« Пред.След. »