2. Агни Йога — единство высших нравственно-духовных накоплений мира всех времен

Агни Йога есть синтез новых духовных истин с истинами древнего происхождения. Она синтезирует в себе такие пары противоположностей, как наука и религия, мудрость Востока и знания Запада, традиционные религии и нетрадиционные учения, искусство правильного внешнего поведения и методы преображения внутреннего мира, этический принцип добра и эстетический принцип красоты, практику углубленного сосредоточения и систему активной жизненной деятельности. Важно отметить, что многосторонний духовный синтез, присутствующий в Агни Йоге, не есть синтез вторичный и выстроенный в рационалистическом западном плане. Это первичный изначальный синтез, мировое откровение и провозвестие, данное с того уровня высочайших духовных измерений, где все перечисленные выше противоположности являются нерасторжимыми в божественном единстве. Каждое новое провозвестие по своей сути не отменяет предыдущего, но вбирает в себя его духовное ядро. Именно эту преемственность учений Агни Йога указывает одним из критериев, которым следует пользоваться для оценки истинности вновь появившегося учения:

«Два признака подлинности Учения: первый — устремление к Общему Благу; второй — принятие всех бывших Учений, ответивших первому признаку» (Агни Йога «Озарение», ч.3, V, 13).

В Агни Йоге, которую иногда называют Третьим Заветом, звучат голоса многих учений и религий мира. Буддизм, веданта, египетский эзотеризм, зороастризм, античные мистерии, христианство органически присутствуют в ее духовной ткани, — с одной стороны, представленные в плане своих первооснов, еще не запятнанных многочисленными позднейшими интерпретациями, а с другой стороны, — обращенные в будущее. Известные прошлые традиции соседствуют в Учении с такими неизвестными Европе мистическими доктринами, как сокровенная наука Тибета — Калачакра.

Синтез традиций, присутствующих в Агни Йоге, имеет несколько измерений, которые можно уподобить кристаллу с разными гранями. Прежде всего, Агни Йога — это наука самовоспитания и богатейшая энциклопедия приемов практического совершенствования и улучшения человеческой природы. Она не просто провозглашает необходимость улучшения своего характера и души, но и подробно показывает, как достичь желаемого совершенства, что нужно сделать, чтобы и внешний, и внутренний мир в конце концов были преображены. Поскольку предлагаемые методы совершенствования не просто ориентированы на жизнь, но и жизненны, и действенны по своей сути, Учение называется также — Живая Этика и противостоит этим вторым названием многочисленным проявлениям и вариантам этики мертвой. В то же время Учение носит название огненной йоги, которая направлена на пробуждение в человеке скрытой энергии организма и психики, а также на использование творческих сил сознания и сердца. Являясь изначальной и необыкновенно тонкой, психическая энергия имеет исключительное значение для всех видов деятельности человека и потому может быть сопоставлена с христианской благодатью. Благодаря влиянию этой силы этическое начало из области благих пожеланий переходит в сферу действия.

К важнейшей стороне Учения необходимо отнести его космизм, вселенское измерение и масштаб, которые оно придает человеческим попыткам сделаться лучше и совершеннее. Эволюция человека, с точки зрения Агни Йоги, — это прежде всего космическая эволюция, предполагающая расширение индивидуального сознания до беспредельных размеров, установление связей с тончайшими пространственными энергиями, лучами и разумными существами вселенной, что возможно, в свою очередь, лишь при помощи многообразной внутренней работы по одухотворению космоса.

Одну из самых существенных граней огненного кристалла Учения составляет понятие мысли, идеи, мыслетворчества. В своей оценке мысли, как основной творящей силы бытия, Агни Йога продолжает традицию идеализма, восходящую еще к Платону. Однако это особый идеализм, ничего общего не имеющий с абстрактными построениями и схемами. По признанию самого Учения, в нем платоновский взгляд на идеологию мысли дополнен подробно разработанным изложением ментальной психологической науки — механики мысли.

«Урусвати с Нами скажет: «Текущее столетие есть век мысли». Действительно, лишь в текущем столетии начали понимать, что мысль есть энергия. Все мыслители прошлых веков не выдавали смысла мысли как двигателя Мира. Для оценки механики мысли требовалось познание механики и многие открытия.

Правда, Платон знал о силе мысли, но он утверждал лишь идею мощи. Но до срока нельзя было дать массам механику мысли. Только теперь немногие исследователи начинают понимать, насколько можно познать многие качества мысли. Для таких простых наблюдений потребовались многие столетия, и уже можно указать, что мысль есть механический двигатель» (Агни Йога «Надземное», 99).

Учение включает в себя бесчисленное количество приемов и методов, повышающих творческий мыслительный потенциал человека и позволяющих благодаря этому оказывать благотворное воздействие на тонкую психосферу (ноосферу) планеты. Принципиальная новизна подхода Живой Этики к данной проблеме, по сравнению с учениями прошлого, состоит в выдвижении на первый план принципа ответственности человека не только за действия (поступки), но и за собственные мысли.

«Скажите новым — надо осознать ответственность за мысли. Прежде отвечали за действие, потом поняли значение слова, теперь пора знать пожар мысли. Лучше уметь молчать и очищать мысли» (Агни Йога «Озарение» 2, VII, 1).

«До общины доходят в ясности мышления. Яркую, непередаваемую ответственность приносит явление мышления. Мы очень заботимся, чтоб сознание ответственности не покидало вас» (Агни Йога «Община», 101).

Своеобразие подобного агнийогического идеализма в том, что мысль рассматривается не только с идеальной, смысловой стороны, но и в материально-энергетическом аспекте, как тончайший волновой импульс, живущий в ноосферном пространстве и незримо влияющий на состояние духовности общества. Как видно, философская основа Учения не только идеалистична, но и материалистична, причем этот утонченный и просвещенный материализм, ориентированный на познание тонких свойств материи, составляет важнейшее свойство «Провозвестия XX века».

Живая этика является также натурфилософским учением, озабоченным проблемой восстановления гармоничных взаимоотношений с природой, улучшением экологической ситуации в мире. Природа рассматривается в ней не как мертвая масса движущейся материи, но как живая субстанция, пронизанная и управляемая разумным и одухотворяющим началом — Матерью Мира, творительницей проявленных форм.

И наконец, еще одна важнейшая составляющая Учения — его эсхатология, суммирующая и обобщающая воззрения других религий и доктрин по поводу конца человеческой истории, наступления Новой Эпохи и неизбежных кризисов и катаклизмов переходного периода. Агни Йога на современном и более понятном людям XX столетия языке вскрывает сущность предстоящего эволюционного отбора на планете, именуемого на религиозном языке Страшным Судом, и дает конкретные указания о путях преодоления кризиса. Эсхатологическое видение Живой Этики отнюдь не напоминает собой мрачный фатализм некоторых мистических учений, естественно-научных и историософских доктрин. Оно пронизано глубочайшим оптимизмом, хотя и не скрывает трагедийного характера предстоящих потрясений. Заповеданное всеми религиями пришествие Мессии «в конце времен», призванное сокрушить зло и восстановить высшую справедливость, рассматривается в Учении не как личностное воплощение божества в человеческом теле, но как проявление его божественной сущности и утверждение новой ступени мировой гармонии в масштабе планеты. Подобное событие предполагает полноту восстановления истины, потому Агни Йога — Провозвестница великого пришествия — являет собой полноту духовного синтеза, вмещающего в себя все духовные огни мира.

« Пред.След. »