3. Направленность, основные цели Агни Йоги

Агни Йога — это океан, океан мысли, океан духа, океан знаний, океан космического сознания. Так определяла Учение его провозвестница Елена Ивановна Рерих. Как охватить этот океан отдельному человеку, как поместить огромное океаническое пространство в маленькое, подобное капле, индивидуальное сознание? Как правильно приступить к изучению Агни Йоги? Как читать ее возвышенные тексты, простые и сложные, доступные и недоступные одновременно? Как переплыть этот океан, не сбившись с пути и не забыв цели, ради которой взыскующий Истину решил познать Учение? Как не запутаться в этом сложнейшем лабиринте?

На все эти вопросы Агни Йога дает полные, исчерпывающие, хотя и не сразу очевидные ответы. Нужно только внимательно вчитываться в ее страницы и улавливать указания. Для начала надо понять внутреннее строение Учения, скрытую логику развития его идей, наконец, его слои и уровни. Это позволит более глубоко соединить свое сознание с энергией Учения и не только познать его извне, но и реализовать заветы Агни Йоги в своей жизни, на практике.

По своей сути Учение — это нравственно-духовное Учение, синтезирующее сокровенную мудрость знаний Востока с современными научными знаниями Запада. Знания, понимаемого не как набор каких-либо сведений о мире чисто информационного плана, но как глубинная энергия самого бытия, как эманация Высшего Разума. Учение направлено на преображение человека, на воспитание в нем космического сознания, на воспитание в нем таких качеств и свойств, которые соответствуют сегодняшнему этапу планетарной эволюции. А сегодняшний этап планетарной эволюции — это космизация, дальнейшее сближение с Космосом, от которого планета Земля была оторвана и удалена в силу целого ряда причин, связанных с тем, что человеческое сознание на данном этапе эволюции погрузилось в материю. Подошло время, когда оно должно активно повернуться к Духу, к божественному плану Бытия. И Учение всемерно этому способствует. Учение отличается от других учений или от религиозных систем тем, что не носит ярко выраженного культа, не связано с какими-то внешними обрядовыми поклонениями, и направлено на преображение человеческого сознания, не выходя из обычной действительности, не выходя из обычного потока жизни. Оно не требует от его последователя какого-то выхода из социума, ухода в монастырь, отделения, изоляции себя от этого мира, как это было в прежних традициях. Оно предполагает социальную активность человека, его активное поведение в области культуры, в области распространения знаний, в области всей позитивной деятельности социума. Учение ставит перед собой несколько магистральных задач, связанных с преображением человека: это расширение сознания, очищение сердца, развитие силы мысли, воспитание искусства в действиях. Это самые главные задачи Учения.

Агни Йога связана со стихией огня, тем не менее, она связана и с другими стихиями, а через них — с другими видами йоги. Учение синтезирует в себе по меньшей мере четыре вида основных йог, которые распространены на Востоке, в Индии. В нем представлена карма-йога — йога, направленная на продвижение по духовному пути через искусство бескорыстного действия, не связанного с ожиданием результатов. Оно синтезирует в себе джнана-йогу, связанную с самопознанием человека, с познанием глубинной природы божества и с искусством распознавания знаков пути, различения истинных и ложных событий и факторов в жизни. Не зря говорится, что человеческая жизнь есть испытание, в ней встречаются какие-то знаки и влияния противоположной направленности и окраски. Человеку трудно разобраться в том, что ведет его ко благу и к Богу, а что в конечном счете ведет ко злу и удаляет от Бога. Джнана-йога и представляет собой учение, духовную систему, которая помогает человеку разобраться в этом вопросе, и Агни Йога вбирает в себя опыт джнана-йоги, но на новом эволюционном этапе. Она также вбирает в себя и опыт бхакти-йоги — йоги любви, огромное значение уделяя понятию сердца. Это не просто орган любви, орган чувства, орган непосредственного ощущения истины, а еще и орган, звучащий на космические влияния. В этом плане с точки зрения Агни Йоги сердце человека во всей своей полноте принадлежит Вселенной. Наконец, Агни Йога вбирает в себя раджа-йогу, систему связанную с самообузданием, овладением собой, раскрытием глубинных, внутренних ресурсов человека, достижением состояния освобождения, состояния нирваны. В Агни Йоге тоже говорится о нирване, она отождествляется с Огненным миром, но в то же время говорится, что сама по себе нирвана как бы ни была высока, или о какой бы высокой степени слияния с Богом она бы ни говорила, все-таки она не есть конечный пункт человеческого совершенствования, а важное, но не высшее достижение, поскольку за нирваной следует пара-нирвана, а за пара-нирваной следует махапара-нирвана. Ступеней слияния человека с Абсолютом бесконечное количество, поскольку бесконечен сам Абсолют. Все это Учение вбирает в себя и дает в современной форме, учитывающей реалии ХХ века, колоссальные изменения, которые произошли в мире, учитывающей массовое сознание, достижения науки на Земле и в Космосе, технократию; огромное количество болезней, появившихся за это время и изменения быта людей. Йоги прежнего, хотя и говорили об этом, но не давали цельной системы жизни или опять-таки система жизни состояла в удалении от внешней жизни. В Агни Йоге этого нет, и если говорится о каком-то отдалении от мира, то это всего лишь временный этап, это накопление сил, но никак не основная цель.

Учение — это свет на духовном пути человека к вершинам совершенства, к космическим достижениям. Учение — это живой духовный кристалл, сияющий множеством граней с различными качествами. Учение — это тончайшее энергетическое поле, особым образом организующее пространство жизни, материи, космоса. Это пространство в пространстве, соединяющее различные этажи и планы бытия и позволяющее человеческому духу ускоренно переходить с одного уровня на другой, более высокий. Прикосновение к этому сияющему кристаллу духовности и огненному пространству неодинаково действует на каждого человека, в одних случаях отталкивая и вызывая ярость нравственно неочищенной натуры, а в других случаях притягивая подобно гигантскому невидимому магниту к живительным энергиям и возвышенным целям.

Четырнадцать книг Учения — это достаточно подробная энциклопедия совершенствования, излагающая путь сознательного эволюционного развития человека. Но, от человека зависит, как он сможет пройти сквозь это Учение, как он его осознает и прочувствует. Учение является неким камертоном, некой лакмусовой бумажкой, которая определяет сущность человека. Эволюционная оценка сущности человека может быть сделана по его реакции на Учение, когда он более или менее ознакомится с ним. Возможны четыре реакции, о которых говорит Учение: реакция полного доверия, полного принятия; может быть реакция частичного принятия, которая исходит из того, что человек не до конца совершенен, большей частью он принимает, но кармически еще завязан и вынужден тратить время на обычную жизнь, на ее проблемы и поэтому не может принять Учение целиком, в полном объеме. Возможна реакция равнодушия, безразличия, когда человек не осознает, что это Учение несет в себе очень важную истину, не осознает, не воспринимает это и продолжает жить так, как если бы он ничего не получил. В принципе, это говорит лишь о неготовности, духовной неразвитости, внутреннем невежестве человека. И четвертая реакция — откровенная вражда, откровенная агрессия, откровенно яростное восприятие Учения. Вот, четыре степени реакции. Возможны, конечно, еще какие-то полутона между этими реакциями, какие-то более сложные сочетания, но, в принципе, основной спектр человеческих реакций на Учение примерно таков.

Агни Йога — это особый вид духовной энергии, представляющий собой излучение сознания Гималайских Махатм, излучение сердец Великих Учителей Шамбалы. Учение Агни Йоги, выданное Махатмами человечеству, есть часть сокровенного знания, которым они пользуются в своей внутренней жизни и фрагмент которого они решили сделать достоянием жителей планеты. Потому по своему содержанию, энергетике и тонкой жизненной ткани Учение принадлежит высшим планам Бытия. Именно эта Высшая принадлежность определяет внутреннее строение Учения, его архитектонику.

« Пред.След. »