Ган Елена Андреевна

Ган Елена Андреевна

русская писательница, мать Е.П. Блаватской,

 (1814 — 1842)

Родилась в многодетной дворянской семье. Детство и юность провела в Екатеринославе. Принадлежала к роду князей Долгоруковых, её родителями были Андрей Михайлович Фадеев (1789-1867), титулярный советник, губернатор Саратова, за 25 лет службы сделал очень многое для развития края, и Елена Павловна Долгорукая (в девичестве). Её родная сестра Екатерина была замужем за Юлием Федоровичем Витте (1814-1867), от брака с которым родился будущий российский государственный деятель, министр финансов России Сергей Юльевич Витте (1849-1915).

Елена Ган приходилась двоюродной сестрой поэтессе Евдокии Ростопчиной и мемуаристке Екатерине Сушковой, приятельнице Лермонтова, с которым Ган общалась в её доме. «Его я знаю лично… Умная голова! Поэт, красноречив», — писала она родным (см. Лермонтовскую энциклопедию). Её родственником по матери был известный поэт того времени Иван Михайлович Долгоруков, внук автора «Своеручных записок» Натальи Долгорукой и первый их издатель, а также поэт Ф. И. Тютчев.

Мать Елены Андреевны говорила на пяти языках, прекрасно рисовала, изучала естественные науки, археологию и нумизматику. Она сама занималась воспитанием своих детей, из которых вышли недюжинные люди. 13 лет от роду Ган впервые начинает писать, «почти неведомо себе самой, без всякого участия в том воли», сознавая слабость первых опытов подражания «чудным звукам» любимых писателей.

В 16 лет она вышла замуж за капитана П.А. Гана, человека почти вдвое её старше, и началась для неё обычная жизнь армейской дамы, в неинтеллигентном обществе, с вечными кочевками по южнорусским местечкам и городишкам. В 1831 году у Ганов родилась первая дочь Елена (Елена Блаватская), а в 1835 — вторая дочь Вера — будущая писательница Желиховская. Елена Ган вместе с маленькими детьми и мужем всё это время путешествовала по Украине, побывала в Курске и в Туле. В браке Ган счастья не нашла; и спасалась от окружающей пошлости занятиями с детьми, чтением, изучением языков и поездками к родителям. В 1836 г. Ган побывала в Петербурге, познакомилась с Сенковским, напечатала в его «Библиотеке для Чтения» компиляцию из романа Бульвера «Гондольфин» и заинтересовала собою редактора. В следующем году появилась в «Библиотеке для Чтения» её первая повесть «Идеал», подписанная псевдонимом Зенеида Р-ва. Здесь, в Петербурге Елена Ган увидела на выставке Пушкина, о чём написала родным: «Я узнала — Пушкина! Я воображала его черным брюнетом, а его волосы не темнее моих, длинные, взъерошенные… Маленький ростом, с заросшим лицом, он был не красив, если бы не глаза. Глаза блестят, как угли, и в беспрерывном движении. Я, разумеется, забыла картины, чтобы смотреть на него. И он, кажется, это заметил: несколько раз, взглядывая на меня, улыбался… Видно, на лице моем изображались мои восторженные чувства». Известно, что Пушкин во время южной ссылки бывал в кишиневском и одесском домах Фадеева.

Лето 1837 г. она провела на Кавказе, где познакомилась с некоторыми из ссыльных декабристов. Кавказ внушил ей «Воспоминания Железноводска» и две повести: «Утбалла» и «Джеллаледдин» («Библиотека для Чтения», 1838). Здоровье Ган давно уже было подорвано, а теперь, словно предчувствуя скорую кончину и к тому же нуждаясь в деньгах на лечение, на воспитание детей, она стала усиленно работать. Быстро последовали одна за другой повести: «Медальон» (1839), «Суд света» (1840), «Теофания Аббиаджио» (1841), «Напрасный дар» (первая часть появилась в 1842 г. в «Отечественных Записках», вторая — в посмертном собрании сочинений), «Любонька» («Отечественные Записки», 1842), «Ложа в одесской опере» (альманах «Дагерротип», 1842).

В произведениях Ган впервые в русской литературе ярко и полно выразился протест против униженного положения женщины в семье и обществе. Она не мечтала о выходе женщины из круга семьи на одинаковое с мужчиной поприще общественной жизни, не пыталась разрушать и перестраивать социальные преграды и только требовала больше уважения и сочувствия женщине как жене и матери. Белинский писал о ней, что она «принадлежит к примечательнейшим талантам современной литературы… Между русскими писательницами нет ни одной, которая достигла бы такой высоты творчества и идеи и которая в то же время до такой степени отразила бы в своих сочинениях все недостатки, свойственные русским женщинам-писательницам, как Зенеида Р-ва… Основная мысль, источник вдохновения и заветное слово поэзии Зенеиды Р-вой есть апология женщины и протест против мужчины… Она глубоко понимала униженное положение женщины в обществе и глубоко скорбела о нём». В повестях Ган, автобиографическое значение которых велико, ясно видно обобщение её личной драмы, оборванной безвременной смертью.

«В этой женщине, — вспоминал И.С. Тургенев, — было действительно и горячее русское сердце, и опыт жизни женской, и страстность убеждений, и не отказала ей природа в тех «простых и сладких» звуках, в которых счастливо выражается внутренняя жизнь».

За свою короткую жизнь, всего 28 лет, Елена Андреевна оставила после себя не малое литературное наследие.

Сочинения Елены Ган изданы два раза (Санкт-Петербург, 1843 и 1905). — см. W. Wolfsohn в «Russlands Novellendichter» (часть I, Лейпциг, 1848); К. Лагоренко, «Воспоминания о Ган» («Одесский Вестник», 1844, № 10); «Старина и Новизна», IX, 1905, стр. 327 — 335; Воспоминания А.М. Фадеева (Одесса, 1897); статья Е.С. Некрасовой («Русская Старина», 1886, август и сентябрь), Н. Фадеевой (там же, декабрь), В.П. Желиховской (там же, 1887, март), А.В. Старчевского («Исторический Вестник», 1886, № 8, 9, 11); предисловие А-ова к собранию сочинений Ган издания 1905 г.; М. Гершензон, «Русская женщина 30-х годов» («Русская Мысль», 1911, декабрь).