3. Три уровня восприятия

«При общем единстве Учение Жизни должно отвечать каждой индивидуальности» (Знаки Агни Йоги, 304).

Каждый, читающий Учение впервые, воспримет его в той мере, на какую способен по своему уровню развития. Отсюда можно предположить наличие бесконечного множества уровней постижения. Если взять за основу наиболее распространенное в религиях и учениях деление мироздания на три плана (физический, душевный или астральный и духовный), то и все возможные уровни восприятия Агни Йоги можно условно разделить на три группы. Физическому плану будет соответствовать усвоение внешнего материального слоя Учения — слоя логики, описания информации, новых сведений, интеллектуальных построений. Астральному плану будет соответствовать постижение тонкоматериального слоя Учения — слоя эмоционально-душевных состояний, сердечных переживаний и чувств. Духовному плану отвечает усвоение внутреннего, сакрального слоя Учения — слоя высших духовных состояний, экстазов, озарений, огненных переживаний и энергий.

Три слоя и три уровня восприятия Учения во многом сопоставимы с тремя видами познавания Единой Реальности, которые разработаны, например, мистической традицией суфизма (эзотерического ислама). Первый, низший уровень познания — интеллектуальное познание мира, основанное на доводах рассудка, вычитанных сведениях и описаниях других людей («Я знаю от других, что огонь жжет»). Второй, более высокий, уровень познания состоит, согласно суфийской гносеологии, в эмоциональном познании мира, предполагающем, что в качестве критерия истины могут выступить доводы органов чувств и переживаний («Наблюдая страдания людей, обожженных огнем, я проникаюсь состраданием и начинаю чувствовать, что огонь жжет»). Однако здесь еще остается разделенность мира на воспринимающий субъект и воспринимаемый объект. И, наконец, третий, самый высокий уровень познания — «уверенное» или «прямое» знание, связанное с полным открытием сокровенных духовных центров человека («Я сам горел в огне истины»).

Трудности усвоения первого (внешнего) слоя вызваны интеллектуальным непониманием. Эти трудности успешно преодолеваются предварительным знакомством с различными духовно-философскими учениями, особенно восточными. Хорошую помощь в освоении первого слоя окажет и трехтомное научно-справочное пособие под названием «Симфония Агни Йоги». Пособие содержит в себе словарь-путеводитель с комментариями к малоизвестным терминам, символам и трудным текстам Агни Йоги и полный индекс понятий Учения. Эти книги оказывают очень конкретную помощь в интеллектуальном постижении Учения.

Но успешное интеллектуальное усвоение Агни Йоги еще не может гарантировать беспрепятственного проникновения в следующий слой — слой эмоционально-сердечного постижения. Второй, «душевный» слой Агни Йоги будет доступен читателю, способному «проникаться состраданием» (см. выше о мистической традиции суфизма), т.е. с открытым сердцем, способным воспринимать чувства и эмоции высокого порядка. Это более тонкий уровень постижения, а значит, более важный и мощный, чем просто интеллектуальное понимание.

«Чувство всегда одержит верх над разумом. Нужно принять это как непобедимую истину. Потому, когда говорим о сердце, Мы утверждаем твердыню чувства» (Сердце, 391).

И там же:

«Знаем посев чувства, но где же плоды одного разума? Не может творить рассудок, если не дать зерно сердца».

Это значит, что лишь воспринятое сердцем даст плод: лишь сердечное усвоение даст импульс к творчеству в самом широком смысле, в том числе к творчеству новой жизни. Но что значит «открытое» сердце, и каким способом его можно открыть?

«При воспитании сердца, прежде всего, выдвигается понятие труда…» (Сердце, 411). (О роли труда см. далее в разделе «О необходимости действия»).

«Там, где целыми годами упражнялись в утончении и нагнетении тела, там сердце может подвинуть дух почти немедленно. Конечно, нужно воспитание сердца, но это лежит в сфере чувств, но не механики» (Сердце, 446).

«Смотрите на часы Общения, как на молитву, как на отбрасывание всего злого и разрушительного. Если мысль не противоречит добру, значит Врата Блага открыты. Это самая нужная гигиена сердца» (Сердце, 90).

«Каждое единение сознания уже есть открытие двери» (Сердце, 333).

Область чувств и эмоций, испытываемых человеком, чрезвычайно широка и предполагает наличие как более грубых, так и более тонких, совершенных. Низший спектр чувств (таких, как зависть, ревность, страх, ненависть и пр.) присущ как людям, так и животным. Но «собака, знающая чувства страха, ревности, зависти, жадности и привязанности, находясь в галерее, не испытает, смотря на полотна великих мастеров, никаких ощущений…» (Грани Агни Йоги, 1961, сентябрь, 6).

То есть чувство прекрасного, более тонкое и высокое, присуще только человеку. Кроме того, чувство владеет животным лишь при наличии источника, вызвавшего чувство: например, испытывает страх лишь при наличии непосредственной угрозы. Человек же может испытывать страх и при отсутствии прямой опасности, лишь под действием мысли о ней. Человек своим мышлением способен не только родить в себе чувство, но и усилить его настолько, что весь окажется в его власти. И только от человека зависит, каким чувствам предаваться и какие питать. Если сознательно не культивировать в себе чувства высшие (любовь к прекрасному, бескорыстие, дружелюбие, сострадание и т.п.), то неизбежна власть над нами нашего животного наследия. «Открытое сердце» означает, что трудом прежних воплощений человек сформировал тонкие структуры, отвечающие более высоким чувствам. Ведь именно на высокой ноте чувства звучит Учение и ищет отклик нашего сердца, вступившего как бы в резонанс с ним. Это тонкое душевное постижение намного эффективнее чисто рассудочного усвоения. Поскольку Учение настаивает не просто на усвоении, но и на дальнейшей передаче усвоенного знания, то необходимо гармоническое сочетание восприятия Учения обоими слоями. Как можно передать знание, переживая его сердечно, но не умея высказать словами? Или помня Учение наизусть, но не имея любви к ученику?

Наибольшие трудности в восприятии второго слоя будут испытывать читатели с недостаточно развитой высшей астральной сферой. Им не вполне доступны ощущения радости жизни, радости горнему миру, чувствования сердца. Они чаще пребывают в состоянии недовольства жизнью, уныния, депрессии, чувства безысходности, раздражения, агрессии. Все эти чувства вызваны, как правило, нерешенными проблемами, которые нарастают, как снежный ком, ибо человек решает их неверно или вовсе не пытается решать, а просто ищет облегчения в сфере развлечений и удовольствий. И то эмоциональное настроение оптимизма, бодрости, целеустремленности, радости, в котором звучит Учение, этими читателями будет восприниматься как раздражающая романтика, ничего не имеющая общего с современным миром. Ибо и в окружающем мире он воспринимает лишь то, что ему доступно, а потому его «окружающий мир» мрачен и агрессивен и значительно разнится с миром эмоционально развитого человека, проживающего буквально в соседней квартире.

При чтении Агни Йоги возможно частичное неприятие ее отдельных положений, например, неприятие Иерархии. Стремление к самостоятельности хорошо в меру. Назначение Иерархии — в передаче знаний и опыта вышестоящих по развитию нижестоящим с целью ускорения развития. Наиболее успешен и гармоничен этот процесс, если взаимоотношения сторон проникнуты любовью, а низшая сторона отличается послушанием и прилежанием. В жизни любого человека принцип Иерархии преследует его от рождения и до смерти — независимо от того, осознает он его действие или нет. В первые годы жизни его обучением и воспитанием занимаются более опытные, по сравнению с ним, родители. Затем школа, прочие учебные заведения с получением знаний от более знающих. Первые шаги в трудовой деятельности также проходят под опекой более опытных наставников. Затем человек сам начинает передавать свои знания и опыт. Что будет с человеком, если он от рождения будет предоставлен сам себе? Также и человечество, предоставленное само себе, значительно замедлилось в своем развитии.

«Благословен, кто в сердце своем немедленно признает сущность Иерархии. Но если очи сердца закрыты, то укажите ему на преемственность во всем Сущем. Начните от самого домашнего обихода и так дойдете до основ мироздания… Нужно не забывать, что у всех народов был смысл преемственности, и так они восходили к Иерархии» (Мир Огненный 2, 289).

Также нелегко принимается людьми сознание единения. Поскольку основание единства всего сущего сосредоточено в плане духовном, а сознание современного человека сосредоточено в материальном мире, мире разобщенных форм, и духовная жизнь в лучшем случае не принимается в расчет, а в худшем и вовсе отрицается, — ощутить свое единство с миром, с другими людьми, с Богом очень и очень непросто. Тем не менее, хотим мы этого или нет, а единый организм под названием «человечество» потихоньку формируется и развивается. Кануло в Лету натуральное хозяйство — апофеоз независимости и разобщенности. Население разных стран все более подвергается «узкой специализации» в отдельных областях знания и производства, усиливая тем самым взаимную зависимость людей друг от друга. Где-то сосредоточено производство продуктов высоких технологий, где-то — товаров народного потребления, где-то — продовольствия. Даже производство оружия по большому счету сосредоточено в двух странах — «гарантах мира». А общая «нервная система» — Интернет? Пока этот, нас объединяющий, организм более уродлив, чем гармоничен. (И не удивительно, если каждая «клетка» его сознательно противится единению!). Но единение — единственная форма возможного существования земного человечества и Мирового Разума.

«Мир страдает от расчленения, которое поглощает все великие начинания. Вместо единства проповедуется везде расчленение.… Каждое начинание утверждается, прежде всего, как часть великого Целого. Но так ли обстоит дело с человеческими исканиями? Незримое отделяется от видимого мира. Высшее отделяется от Земли.… Расчленение Миров приводит к одичанию» (Мир Огненный 3, 124).

О необходимости единения, о недопустимости разделения говорит и Христос:

«Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Матф. 12, 25).

Непросто обстоит дело и с осознанием соизмеримости. Если человек никогда не был озабочен своим духовным развитием, то, скорее всего, он не владеет чувством соизмеримости. Все его «меры» рождаются спонтанно, являясь результатом борьбы личных желаний (не склонных к самоограничению) и сложившихся возможностей. Человек же, подошедший к Агни Йоге (или другому духовному учению), встает перед необходимостью сознательного воспитания в себе чувства соизмеримости. Ведь Агни Йогу назначено овладение мощными энергиями, и без развитого сознания соизмеримости он будет просто опасен для окружающих.

«Соизмеримость есть самое трудно достижимое качество, но без него не может быть ни продвижения, ни строительства. Сказано в Учении, что человек, не обладающий соизмеримостью, не может считаться духовным» (Е.И.Рерих, 11.09.37.).

Ограничения, устанавливаемые рассудком, не могут заменить собой отсутствие качества соизмеримости. Например, вы приглашены в гости. Вы можете спланировать это событие для себя так: «Сладкого, мучного, кислого, соленого не есть — у меня диета, спиртного не пить — завтра будут мешки под глазами, и вообще в 19.00 надо быть у Петра Ивановича, он обещал познакомить с интересным человеком». Если пригласившие неравнодушны к вам, то таким поведением вы их огорчите. Другая крайность: вы от души пользуетесь радушием хозяев и засиживаетесь допоздна, не замечая, что они уже устали и предложение с их стороны «посидеть еще» — лишь дань вежливости. И лишь сердце, его чувство меры может подсказать, когда лучше всего встать и уйти, никого не обидев.

«Развивайте поверх всего чувства справедливости и соизмеримости. Оба эти качества измеряются сердцем. Потому начните думать о сердце, чтобы помнить о нем, а затем прислушайтесь и к звучанию его…» (Е.И.Рерих, 13.10.29.).

Если это качество весьма полезно и в обычной жизни, то в духовном строительстве отсутствие его катастрофично:

«От несоизмеримости происходят разрушение, кощунство, ложь, предательство и все безобразные явления» (Озарение, 2,VII,19).

Это эмоциональное неприятие отдельных положений Учения временно — если человек всерьез решил посвятить себя совершенствованию и будет настойчив в работе над собой. По мере духовного роста не принятые (не осознанные) ранее положения станут для него понятны и естественны.

Однако восприятие Учения на эмоционально-душевном, тонком плане не есть высший вид агнийогического познавания. Огонь может быть познан только с помощью огня, поэтому наиболее глубокий слой Агни Йоги открывается лишь на уровне огненно-духовного восприятия. Пространственный Огонь — родина Агни Йоги. Это наиболее глубокое восприятие Учения, предполагающее включение скрытых сил, скрытых центров, включение глубинных эмоциональных высших структур. Это самое глубокое восприятие Учения, какое возможно.

«…Но где же будут признаки завоеваний, которые возносят дух? Сперва вспыхнут внутренние огни центров, затем раздастся голос незримого Учителя, и, наконец, будет проявление внешнего пламени, которое как бы соединяет сознание личное с сознанием пространственным. Тогда уже возможно касание к прекрасным, опасным, тончайшим энергиям, ко всему, что преображает жизнь, устраняя понятие смерти» (Знаки Агни Йоги, 181).

« Пред.След. »