Вревская Юлия Петровна

Вревская Юлия Петровна

одна из первых русских сестёр милосердия, принявших участие в русско-турецкой войне, национальная героиня Болгарии,

(1841-1878)

«Спасибо женщинам: они дадут несколько прекрасных строк нашей истории» П.А.Вяземский.

Баронесса Юлия Петровна Вревская принадлежала к тем исключительным женщинам из привилегированных классов, которые отбрасывали и «высшее» своё положение и радости бытия, с ним связанные, во имя человеколюбия.

Она внесла неоценимый вклад в формирование представления о моральном облике медицинской сестры. О ней сохранились очень скудные биографические сведения.

Юлия Вревская — дочь прославленного генерала Петра Евдокимовича Варпаховского, жена, а затем вдова не менее прославленного генерала барона Ипполита Александровича Вревского — одного из образованнейших людей своего времени, знавшего М. Ю. Лермонтова, Л. С. Пушкина (брата поэта), многих декабристов.

Несомненно, окружавшая Юлию Вревскую военная жизнь, наложила отпечаток на её характер. Атмосфера героизма, рассказы о военных событиях, страдания раненых и больных, — все это не могло пройти мимо сердца доброй и отзывчивой женщины, воспитало в ней деятельную любовь к людям.

Оставшись вдовой в восемнадцать лет, Юлия Вревская переезжает в Петербург, где назначается фрейлиной ко двору императрицы Марии Александровны и сопровождает её в путешествиях и за границу: Италию, Египет, Палестину.

В ту пору императрица много и тяжело болела, и азы сестринского дела Юлия Петровна познала, ухаживая за высочайшей особой.

Находясь при дворе, Юлия Петровна познакомилась с великой княгиней Еленой Павловной, организовавшей отряды сестер милосердия во время Крымской войны. В течение многих лет баронесса Ю. П. Вревская оставалась одной из самых блистательных дам. Среди её друзей в России были писатели Д. В. Григорович, И. С. Тургенев, В. А. Соллогуб, поэт Я. П. Полонский, художники В. В. Верещагин и И. К. Айвазовский, творчество которых Ю. П. Вревская высоко ценила. Она была знакома с Виктором Гюго, семьей Виардо.

Она добилась разрешения организовать на собственные средства санитарный отряд из 22 врачей и сестер по оказанию помощи раненым. Больше того, будучи придворной дамой, Юлия Петровна сама собирается ехать в Болгарию сестрой милосердия, чтобы посвятить себя героической борьбе болгарского народа за освобождение от турецкого ига.

19 июня 1877 года, возглавляемый баронессой Ю. П. Вревской санитарный отряд, прикрепленный к Свято-Троицкой общине, прибыл в румынский город Яссы для работы в 45-м военно-временном эвакуационном госпитале.

Через два дня пришёл из Болгарии первый поезд с больными и ранеными. И началась работа, без передышки, почти без сна.

Медицинский персонал работал в тяжелых условиях, в день иногда поступало до трех тысяч раненых.

После адской четырехмесячной работы в госпитале сестрам милосердия был предоставлен отпуск на два месяца. Получила его и баронесса Ю. П. Вревская, собираясь провести его в России, а затем вернуться в Яссы. Но, узнав, что во многих госпиталях на территории Болгарии не хватает сестёр, Юлия Петровна не поехала отдыхать, а отправилась в маленькое болгарское местечко Бялу, около которого в то время разыгрывалась кровавая драма.

Оказавшись близко к линии фронта, Ю. П. Вревская приняла участие в сражении у Мечки: вынося под градом пуль из боя раненых и оказывая им помощь.

В тяжелые минуты мужество не покидало эту замечательную женщину, она оставалась верна своему гражданскому долгу.

Юлия Петровна Вревская умерла от тифа 24 января 1878 года. После ее смерти в Петербурге был создан еще один добровольческий отряд сестер милосердия — из числа женщин, вдохновленных ее мученическим подвигом.

В Болгарии, где баронесса Вревская считается национальной героиней, существует её музей.

Её похоронили в платье сестры милосердия около православного храма в Бяле. Могилу в промёрзлой земле копали раненые солдаты, за которыми она ухаживала. Они же, не дав никому, несли её гроб.

На смерть героини откликнулся стихотворением в прозе «Памяти Ю. П. Вревской» писатель Иван Петрович Тургенев «Нежное, кроткое сердце… и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи… она не ведала другого счастья, не ведала — и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно помирилась, и вся, пылая огнем неугасимой веры, отдалась на служение ближним».

Виктор Гюго назвал ее «Розой России».