В Центрально-Азиатской экспедиции
В августе 1925 года Центрально-Азиатская экспедиция выступила из Шринагара, столицы Кашмира. За три года (по май 1928г.) Рерихами был пройден огромный маршрут от Индии до Москвы, Сибири и Алтая и обратно в Индию через Монголию, Китай и Тибет. Священный магнит – Ковчег с Камнем Ориона и Посланием Владыки – был пронесен по всем территориям экспедиции.
Производилось небывалое намагничивание среды, с расчетом на огромный период времени — всю будущую эпоху – сеялись зерна Новой жизни. «Шествие Камня по границам земель подобно шествию древних магнитов около городов и государств. Путь считайте от Индии, от мест Будды. Урусвати, широк путь на Алтай, явленный как дорога священная из Индии» (27.03.26г.). Экспедиция очертила центральноазиатские области от Алтая до Гималаев, которые снова, как в далекие древние времена, должны были стать центром нового возрождения жизни. «Камень повернул путь Востока!» (10.07.24).
Камень был пронесен Рерихами и по российским землям: он побывал в Москве, в Сибири, на Алтае. Именно Алтай был избран Братством как центр новых построений в Азии: «Я пошлю вам так же легко идти через горы, как легко приютилось Сокровище в доме вашем. Камень ждет вас – Алтай Нами избран. Урусвати, неси Камень Дома Моего» (28.10.23).
В планы этих построений входила и закладка магнита в основание города Новой Эпохи – Звенигорода, а также Храма Единой религии, или Храма Матери Мира. Вот как было сказано Владыкой о будущем предназначении Дара Ориона: «После станет ясно, как строить Звенигород. Внизу город новой эпохи, над ним храм человеческих достижений и место встреч земли с духом. Камень положим в храме» (03.05.24).
Помещение Священного Камня в Храме имеет древнюю традицию. Из Легенды о Камне известно, что правитель Атлантиды Курновуу, император Китая, царь Иудеи Соломон, повелитель Индии Акбар – все они помещали Камень как величайшую святыню в Храме.
18 августа 1926 года Елена Ивановна записала слова Владыки: «Вот мы стоим на поле будущего города. Однако мы дошли до него. Как дела исторические не могут не наполнять восторгом, так осознайте, в чем участвуете». К сожалению, планам Алтайского строительства не суждено было осуществиться сразу. В Москве предложение Братства, дающее небывалый исторический шанс в продвижении страны по пути Света, было отвергнуто. Уникальная возможность, даваемая Иерархией раз в столетие только одной стране, была упущена, Россию ожидали суровые испытания. Построение Алтайского Звенигорода становилось уделом будущего, о чем свидетельствуют слова Владыки: «Место найдено и обойдено. Работа получит новое русло» (28.12.26).
Братством было решено перенести планы Алтайского строительства в Гималаи. «Скажем — на таком-то месте должна основаться новая община. Место имеет все нужные признаки, но окружающие условия, временно, могут составить грозную опасность. Тогда берем новое место и переносим на него возможности первого. В сознании мы не оторвались от возможностей первого места, и мы переживаем эффект первого решения, подводя устои будущего строения. Будет ли нечто на пятидесятой параллели или двадцатью параллелями южнее, но существенно сохранить озарение строительства» (Община, 174).
Так, пятидесятая алтайская параллель могла быть заменена на тридцатую, гималайскую, что и было впоследствии осуществлено Рерихами основанием в долине Кулу Гималайского Ашрама и Института Урусвати.