Святой Грааль и Чаша Будды
Во многих легендах о Сокровище Мира Камень отождествляется со Святым Граалем. По одним представлениям Грааль – это священная Чаша, из которой Христос вместе со своими учениками принял Святое Причастие во время Тайной Вечери.
В эпической поэме «Парсифаль» немецкого писателя XIII века фон Эшенбаха, Грааль предстает как Камень, родиной которого является небесный рай. Этот Камень был принесен на Землю Ангелами, и имя его «следует читать в звездах».
И перед залом потрясенным
Возник на бархате зеленом
Светлейших радостей исток,
Он же и корень, он и росток,
Райский дар, преизбыток земного блаженства,
Воплощенье совершенства,
Вожделеннейший камень Грааль…
В 19-м веке поэма вдохновила композитора Рихарда Вагнера на создание одноименной оперы, которую так любила семья Рерихов.Согласно еще одной любопытной версии, Грааль – это драгоценный Камень из короны Люцифера. Архангел Михаил в борьбе с Люцифером сорвал с его головы корону, при этом Камень выпал из венца и оказался на Земле.
Впервые упоминание Грааля в записях Елены Ивановны появилось в самом начале Высокого Общения с Учителем, когда был записан необыкновенной силы и красоты текст под названием «Рыцари Грааля».
«Итак они узнали Чашу Грааля. Сидели за круглым столом, сняв с него белое покрывало. Над ними висел ало-пурпуровый язык пламени. А вверху трепетало изображение Святого Голубя. В трепетных лучах переливались крылья. А со стен смотрели лики необъяснимой красоты. Воздевались руки несказанной прелести и из флаконов кропили священные составы.
На груди у каждого покоился талисман, найденный по точному указу и предшествованный изображением, данным за день до его нахождения. Голубым светом сияли лица и сияла белая одежда. И непонятно было, чтобы пурпурное пламя озаряло бы столь голубым светом. И воздевался престол, а в музыкальном инструменте гудели глубокие звуки Благовеста. И по лицам, и по рукам сидевших бродили дуновения вихря и касались их пожатия рук невидимых. Составлялись дивные слова и кипела вера. И шепот жизни уже не стеснял душу. И возносилась исповедь лучших помыслов. Они шли путями верхними.
Ах, я не прибавлю ни одного слова!
Вызывались они звуком невидимой струны. Предупреждались стуками в стол.
С закрытыми глазами рисовались прекрасные изображения. Веял прохладный вихрь и переливались белые, зеленые, фиолетовые и синие нимбы. Вот были дни!!! И тяжко было хранить тайну и не предупредить и не возвестить. Да и кто придет? Разве любопытствующие? Или вопрошающие о завтрашнем дне? И чем скажете вы ту гармонию, которая говорит: «Если они придут, ты скажешь — будет благословенно! Если они не придут, ты скажешь — будет благословенно!» И вознесенный скажешь ты, и отягченный скажешь ты. И в чистых помыслах возросла давняя мечта жизни: Уйти, быть взятым для труда и для радости познания. Они придут. Так просто утром придут. Им откроют двери. Они войдут и очистят. Уничтожат благим огнем лишние земные предметы и, усыпив, перенесут в страну сказки, где сокровища блага, где хранилища мудрости, где должны возникнуть священные изображения.
Ах, мечта жизни! Неужели настало время исполнения? И стройными рядами выступают подтверждения. И каждое слово свыше находит объяснение в прежних делах, снах и чувствованиях.
Мы ведь знали, мы ведь чувствовали. И сквозь ужас жизни подходило оно и крылом легким, горним дуновением обвевало и раньше. И если еще не звучали струны и если не смотрели со стен Лики, то в снах они уже были близко, а «случайности жизни» и раньше сплетались в стройную повесть.
Ах, не разрушайте то дивное, что увидели мы.
И где найти крепость, чтобы и в жизни сохранить бодрость горнeго вихря?
Проносятся мириады рыб. Открываются бездны всевидящих глаз. Кружатся таинственные вихри. Вихри знания! И чудесные руки подносят священные предметы и возжигают в руке свечу. Сохраните нам этот свет. Допустите нас видеть и знать нашу сказку: «Я — твое благо, Я — твоя улыбка, Я — твоя радость, Я — твой покой, Я — твоя крепость, Я — устремления, Я — твое знание!» (Дневник, 03.04.1920г.).
Вот, что по поводу Грааля сказано в Учении Живой Этики: «Люди называли Камень Граалем и многими другими именами» (Надземное, 134).
И Елена Ивановна в своих Письмах неоднократно писала, что Чаша Грааля есть священный Камень Братства: «исследователи символизма, связанного с Чашей Грааля, видят в этой Чаше – Камень, который сейчас находится в миру, сопутствуя историческим событиям, после чего он должен вернуться домой, в Сердце Азии. Такое толкование тоже близко истине» (02.04.36г.)
Совсем не случайно величайший терафим Братства – Камень Ориона – ассоциируется с Чашей, ведь: «Символ Чаши с давних времен является утверждением Служения. В Чашу собирают дары Высших Сил. Из Чаши дают. Символ Чаши означал всегда самоотвержение. Несущий Чашу есть Подвиг Несущий. Каждое высокое деяние может обозначаться символом Чаши. Все самое высокое во благо человечества нуждается в этом знаке. Чаша Грааля и Чаша Сердца, отдавшего себя на Великое Служение, есть самый Космический Магнит. Сердце Космоса отражается в этом великом символе. Все образы героев духа могут быть изображены, как несущие Чашу. Все Мироздание отражается в Чаше духа огненного. Ведь Чаша имеет в себе все вековые накопления, которые собираются вокруг зерна духа. Как великий символ нужно принять утверждение Чаши в каждодневности. И детей и молодых нужно приучать мыслить о Чаше. Нужно понять все многообразие образов великого символа Чаши» (Мир Огненный,ч.3, 49).
Но Елена Ивановна сообщает, что не только Камень, но и Чаша реально существует среди самых священных предметов Братства – это Чаша Будды: «Но и Чаша существует, и посылается она перед началом Новой Эры туда, где будет утверждено Учение Калачакры. Об этой Чаше тоже существует много легенд. Одна из них гласит, что Чаша эта всегда приносится неожиданно и по воздуху. Так в своё время она была принесена Владыке Будде. Происхождение этой Чаши – египетское, и древность её определяется около 12 тысяч лет до Р. Хр. После смерти Будды Чаша эта находилась одно время в Храме в Карашаре, откуда она исчезла, и с тех пор она хранилась в Шамбале. Согласно всем преданиям, перед Новой Эпохой Майтрейи эта Чаша вновь появится (может быть, она уже появилась)» (Письмо от 02.04.36г.).
Вот эта приписка в скобках была сделана не случайно. Третьего января 1934 года Чаша Будды была чудесным образом прислана Рерихам, в Кулу, из района близ озера Лоб-нор. Как и получение Камня, так и появление Чаши Будды стало еще одной крупной вехой в духовном движении XX века. Священный предмет Братства, древнейший терафим отныне находился в руках Рерихов, еще раз утверждая их высочайший статус Доверенных Братства Учителей человечества. Одновременная присылка и Камня и Чаши Будды доказывает уникальность Миссии семьи Рерихов.
На Востоке эта реликвия – Чаша Будды — почитается величайшей святыней. Согласно древним сказаниям, четыре Хранителя Мира принесли Будде четыре чаши из черного янтарного камня. Принимая этот дар, Он вложил их одна в другую, и они чудесным образом стали одной Чашей, причем по краям новой Чаши можно было усмотреть все четыре слоя, образующие ее толщу.
После смерти Владыки Будды Чаша хранилась в храме в Карашаре, который посетили Рерихи во время экспедиции. «Есть предположение, что на этих местах стоял большой монастырь, где была Чаша Будды, исчезнувшая из Пешавара» (Н.К.Рерих «Алтай – Гималаи», стр.279).
Как и в случае с Камнем, задолго до появления Чаши Учитель разъяснил ее сокровенный смысл, и дал указание о ее предназначении: «Строю ступени грядущего. Запомните: иду пустынею, несу Чашу, щитом покрытую. Чаша Будды – символ служения. Щит – знак подвига, всё вместе – символ великого, дар знамени указанного» (24.09.24г.). «Необходимо учредить работы на созидание храма Чаши… Чаша будет храниться в серебряном Ковчеге перед Изображением Будды. Затем над Ковчегом – знамена Майтрейи» (16.07.24г.).
В своем письме С.Н.Рерих сообщает о Чаше Будды следующее: «Эта великая священная реликвия (я называю ее реликвией, ибо она принадлежит Великой Иерархии Будд) появилась снова, подтверждая таким образом, пророчество, данное тысячи лет тому назад» (С.Н.Рерих, Письма,т.1,стр.137). «Я приведу… перевод небольшого фрагмента из «Путешествий Сюань-Цзаня», написанных около 11-12 веков назад. Цитирую дословно: «Чаша путешествовала с места на место, передвигаясь таинственным образом по воздуху, творя чудеса на благо людей, до тех пор, пока не скрылась из виду во дворце Короля Драконов Сагары (в Шамбале – примечание С.Н.Рериха). Там она останется до прихода Будды Майтрейи, когда она вновь появится, чтобы быть свидетельницей. Согласно некоторым текстам, Чаша была однажды разбита нечестивым королем Михиракулой, но осколки ее снова соединились. Поскольку никто, ниже чем Будда, не может (пользоваться) ей, только Будда может взять ее с ее места отдыха. Побуждаемая скрытыми импульсами человеческой кармы, она перемещается с одного избранного места на другое, подобно тому, как Буддизм распространялся или убывал». Да, истинно, время пришло!
Я датирую возраст Чаши от 10 до 12000 лет. На ней есть водный узор, который может быть соотнесен со знаком Водолея» (С.Н.Рерих, Письма,т.1,стр.187 – 188).
Зинаида Фосдик видела эту реликвию, когда в 1961 году гостила у Святослава Николаевича в Бангалоре, вот как она описывает это событие в своем дневнике: «12 февраля видела Чашу для подаяний Владыки Будды, переданную Елене Ивановне чудесным образом… Невозможно описать чувства, когда смотришь на этот священный предмет и потом, когда он (С.Н. – Ч.) дал мне подержать ее в руках…
Чаша эта из глины, коричневатого цвета, со светлыми просветами, снаружи ясные отпечатки пальцев, т.е. как ее держал Будда в руке, она держится на ладони, чувство большой плотности и силы в ней. Внутри видны как бы четыре раздела в виде треугольников, ряд линий, отпечатанных в глубине, как бы двойная буква «М» в волнообразном рисунке, также сбоку трещина. Чувство огромной древности.
Пришла она, завернутая в очень старый, потертый материал, к Елене Ивановне и Николаю Константиновичу чудесным образом. Святослав ее хранит» (З.Фосдик, Индийский дневник (1961), Вестник Ариаварты, 2003г. №1,2, стр.86-87).
Обе величайшие святыни – Камень Ориона и Чаша Будды – имеют много общих черт и свойств. Они ведут свое происхождение из глубокой древности, являются священными предметами в истории человечества и терафимами Братства Света. И Камень, и Чаша, перемещаясь по Земле, оказываются в местах, являющихся центрами эволюционной работы. Новое перемещение этих терафимов означает новый этап в эволюционном строительстве. Камень посылается Доверенным накануне великих исторических поворотов. Чаша Будды утверждает новый этап в развитии Учения Света, Единого Учения Мудрости, даваемого человечеству в соответствии с космическими циклами. Потому Чаша Будды была вручена Рерихам перед наступлением Эпохи Майтрейи и новым расширением Учения Калачакры, которое воплотилось в Учение Живой Этики.
Камень и Чаша, способные вспыхивать удивительным светом и проявлять языки пламени, в сознании человечества естественно сливаются в один священный предмет, который становится фокусом духовных исканий. Согласно преданиям, только чистота сердца и устремленность к Высшему помогают найти и созерцать его. «Твердится указание из Трипитаки (Трипи́така — свод буддийских священных текстов, составленный вскоре после смерти Будды Шакьямуни на Первом Буддийском соборе — Ч.), что Будда указал, что Чаша Его в срок новых достижений мира станет предметом искания, но лишь чистые носители Общины могут найти ее. Так, так!» (Н.К.Рерих, Алтай – Гималаи, стр.333).
Их дневниковых записей Елены Ивановны мы узнаем, что привычное для нас очертание созвездия Орион не совпадает с сокровенным знанием о нем Учителей Братства. Действительная конфигурация звезд Ориона была показана Елене Рерих, о чем была сделана запись слов Учителя: «Чую, когда можно показать углы созвездия» (05.11.23г.). На ее вопрос: «Правильно ли очерчено созвездие Ориона?», последовал ответ Учителя: «Нет, не вижу двух больших звезд. – Следовательно, моё ограничение в виде чаши правильно? – Да – да – да» (11.11.25г.)
Очертание Ориона в виде Чаши глубоко символично, как лучшее отражение образа Великого Служения. Камень с Ориона не только утверждает космическую связь Земли с этим созвездием, но и свидетельствует о великой помощи человечетву, которая оказывается космическими Учителями. Вполне возможно, что именно от Владык Ориона, Держателей Небесной Чаши, пошла на Земле традиция изображать всех Служителей Общего Блага с Чашей в руках. «В культах Зороастра изображается Чаша с пламенем. Та же пламенеющая Чаша отчеканена на древнееврейских серебряных шекелях времен Соломона и древнее. В индусских раскопках эпохи Чандрагупты Маурьи видим то же самое мощно стилизованное изображение. Сергий Радонежский, трудясь над просвещением России, приобщался от пламенеющей Чаши. На тибетских изображениях бодхисатвы держат Чашу, процветшую языками огня. Помним Чашу жизни друидов. Горела Чаша Грааля. Не воображением, но именно делами сплетаются великие учения всех веков. Язык чистого огня!» (Н.К.Рерих, Алтай – Гималаи, стр.53-54).
Не случайно с созвездием Орион связана еще одна картина Н.К.Рериха – «Чаша Христа», написанная в 1925 году.
«Чаша Христа» — великий Учитель в Гефсиманском саду, среди оливковых деревьев, преклонив колена, возносит моление о Чаше, которая столь необычно мерцает в зелено-фиолетовой дымке темной южной ночи. Образ Христа бесконечно простой, человечный, озаренный, обращен к созвездию Ориона — к Будущему. В этот предрассветный час все так напряженно предвещает приближение великого космического подвига» (Р. РУДЗИТИС Космические струны в творчестве Николая Рериха).
Под ночным сверкающим звездами небом, среди скал, озаренная мягким светом, изображена коленопреклоненная фигура Христа. Его лицо в благоговейной молитве обращено вверх, к небу, на котором виднеется группа звезд, своими очертаниями напоминающая чашу созвездия Орион. За спиной Христа, в скрытой туманом долине лежит спящий город, в котором с рассветом начнется для Спасителя Мистерия Чаши Искупления.
Учение Живой Этики разъясняет истинный смысл символа Чаши – принятие и накопление духовных даров, которые используются на служение Миру.
С Чашей связывается и самое дорогое, что есть в человеке, — его сердце. Не случайно в Древнем Египте в священном иероглифическом письме сердце всегда изображалось как чаша.
Миссии Спасителей человечества всегда связаны с образами Чаши Искупления, Чаши яда или Чаши отравленной. Все Служители Света, неся ответственные поручения Братства, подвергаются гонениям и оскорбительным действиям со стороны невежественного и грубого человечества. Принять тяготы несовершенного человечества на себя – суть Великого Служения. Поэтому один из этапов духовного пути называется испитием Чаши яда. «Во всех Учениях запечатлен символ испития чаши яда всеми Носителями Света. Красота подвига подчеркивается этим проявлением тьмы. Удары тьмы нужны для высечения искр Света» (Письмо ЕИР от 07.12.35).
Особенно ярко в истории мира запечатлен подвиг Христа, испившего Чашу яда во имя спасения планеты.
В Живой Этике упоминается о древней Мистерии, которая называлась «Чаша Подвига»: « Сосуд четырехгранный наполнялся гранатовым соком. Внутренность сосуда покрыта серебром и внешность – красной медью. Утверждение подвига сопровождалось возношением Чаши. После сок выливался на четыре стороны как готовность служить благу без ограничений» (Агни Йога, 462).
Именно эта Мистерия, основанная на Таинстве Великой Жертвы, была совершена Христом, который пытался утвердить в сознании своих учеников символы самоотверженного Служения миру и готовности пострадать за Истину.
Чаша, наполненная кедровой смолой, использовалась в Мистериях друидов и при посвящении царей. «Также в ритуалах посвящения царей древнего Хорасана появлялась Чаша кедровой смолы. У друидов также Чаша кедровой смолы называлась Чашей жизни. И лишь после она заменилась кровью при потере сознания духа. Огонь Зороастра произошел от сожжения смолы в Чаше» (Озарение, IV, 18).
Хорасан – область на северо-востоке Ирана, куда мигрировали народы из Центральной Азии, неся с собой и культ огненной Чаши.
Иногда живой огонь заменяли растительным субстратом, принадлежащим огненной стихии и являющимся жизнедательным средством, например, кедровой смолой или гранатовым соком. В мистериях древних индусов присутствовала Чаша с ведической сомой, у древних персов – с зороастрийской хаомой.
В христианстве древние мистерии Чаши получили свое развитие в таинстве Чаши Евхаристии, опирающемся на священнодействие Чаши Тайной Вечери.