Гипатия

Гипатия

первая в мире женщина-астроном, математик и философ,

(370 — 415).

Гипатия (Ипатия) из Александрии была первой в мире женщиной-астрономом, математиком и философом. Её перу принадлежали труды по астрономии и математике, которые до нас не дошли (сохранился лишь перечень сочинений Гипатии, приведённый в византийском словаре Свиды).

«Дочь греческого философа и математика Теона (Феона) Гипатия училась в Александрийском мусейоне у отца и его коллег, затем в Афинах изучала труды греческих философов Платона и Аристотеля. По возвращении в Александрию она преподавала в мусейоне философию, астрономию и математику, принимала участие в составлении комментариев отца к трудам философов и математиков.

Популярность Гипатии как преподавателя была чрезвычайно широка. Учиться к ней приезжали люди из разных стран. Учёность и красноречие Гипатии, принимавшей участие в общественных делах города, снискали ей популярность в александрийском обществе. В то время христианство превращалось в государственную религию, а язычество стало подвергаться гонению». (Кочина П.Я., Зенкевич И.Г., Ковалевская С.В., стр.7).

«Гипатию многие считали ярчайшей звездой в созвездии неоплатоников и наиболее впечатляющей фигурой в александрийской философии. Занимая место философа, до неё занятое её отцом Феоном Математиком, бессмертная Гипатия была долгое время центральной фигурой Александрийской школы неоплатонизма. Прославленная глубиной своих знаний и очаровательной внешностью, любимая гражданами Александрии, часто дававшая советы отцам города, эта знатная женщина выделяется на фоне интеллектуальных и этических стандартов своего времени как величайший из языческих мучеников.

Гипатия, ученица самого волшебника Плутарха, образованная в традициях глубокой мудрости платонической школы, затмевала в спорах и диспутах всех проповедников христианских доктрин в Северном Египте. Хотя её сочинения погибли во время пожара Александрийской библиотеки, подожжённой мусульманами, некоторые намёки на их природу можно извлечь из утверждений её современников. Гипатия, судя по всему, написала комментарии к «Арифметике» Диофанта и к «Астрономическому канону», а также к «Коническим сечениям» Аполлония из Пергама. Синезий, епископ Птолемея, её преданный друг, просил помощи Гипатии в конструировании астролябии и гироскопа.

Осознавая силу её интеллекта, учёные мужи многих наций собирались на её лекции.

Многие писатели полагали, что учение Гипатии является христианским по духу. На самом деле она снимала покров таинственности, которым окружил себя новый культ, раскрывая с такой ясностью лежащие в его основе принципы, что многие обращённые в христианскую веру покидали её и становились друзьями и сторонниками Гипатии.

Гипатия не только доказала языческие источники христианской веры, но и раскрыла подлинную природу так называемых чудес, к которым апеллировали христиане в утверждении божественной избранности. Гипатия при этом обращалась к естественным законам, управляющим явлениями.

В это время Кирилл, позднее ставший известным как основатель доктрины Христианской Троицы и канонизированный за ревностную веру, был александрийским епископом. Видя в Гипатии препятствие к распространению христианской веры, Кирилл, по крайней мере, косвенно, был причиной её трагической смерти. Вопреки более поздним попыткам оправдать его, неоспоримые факты говорят о том, что он не сделал даже попытки предотвратить отвратительное и жестокое преступление. Единственное хоть какое-то ему оправдание заключалось в том, что ослеплённый фанатизмом Кирилл считал Гипатию волшебницей, вступившей в сговор с дьяволом. История свидетельствует о том, что его жертва, непорочная дева-философ, славилась своими добродетелями, моральной целостностью и абсолютной преданностью Истине и Справедливости.

Ненависть Кирилла была столь велика, что передалась более фанатичным сторонникам его веры, в частности, группе монахов из Нитрийской пустыни. Ведомые Петром Читателем, буйным и необразованным человеком, они набросились на Гипатию на улице, по дороге из Академии к дому. Они выволокли беззащитную женщину из колесницы и притащили её к Цезаревой церкви. Сорвав с неё одежды, фанатики умертвили её камнями, затем раковинами содрали с неё кожу и плоть с костей и отнесли изувеченные останки к месту, называемому Киндрон, где сожгли их дотла.

Так погибла в 415 году от Рождества Христова величайшая женщина из посвящённых древнего мира. С ней угасла неоплатоническая школа Александрии. Память о Гипатии и её мученичестве хранит образ канонизированной римской Католической Церковью Св. Екатерины Александрийской».

(М.П. Холл «Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии», стр.768-769).

Современник Гипатии поэт Паллад оставил следующие выразительные строки о ней:

Когда ты предо мной, я слышу речь твою,

Благоговейно взор в обитель чистых звёзд

Я возвожу, — так всё в тебе, Гипатия,

Небесно – и дела, и красота речей,

И чистый, как звезда, науки мудрой свет.

Предполагалось, что 1500-летие гибели Гипатии будет отмечено на Международном женском симпозиуме в 1915 г. Этому помешала война». (Кочина П.Я., Зенкевич И.Г., Ковалевская С.В., стр.8).