Святая Гертруда Великая
Святая Гертруда Великая
(ок. 1255 — 17.11.1301 или 1302).
«Всем советую читать жизнеописания Св. Терезы, Екатерины Сиенской и Св. Гертруды, и многие положения в книгах Учения станут яснее». (Письма Е.И.Рерих, 02.03.39).
Имена этих необычных женщин, причисленных к лику святых, Е.И.Рерих упоминает в связи с их мистическим опытом общения с Иисусом Христом. В сердце и сознании своем им уже тогда удалось соединить два мира – Тонкий Высший и Физический Плотный.
Пятилетней девочкой, о семье которой никаких сведений не сохранилось, она была отдана в цистерцианский Хельфтский монастырь в Саксонии. Цистерцианские монахи (ветвь ордена Бенедектинцев) ведут затворнический образ жизни, где большую роль играют аскетические практики и созерцательность. Для цистерцианских церквей характерно почти полное отсутствие драгоценной утвари, живописи, роскошных интерьеров. Именно в такой обстановке и воспитывалась девочка. Ее учительница св. Мехтилда фон Хакеборн, обладала опытом мистических откровений, который не скрывала от Гертруды и других послушниц. В двадцать шесть лет Гертруда пережила первое из тех видений, которые сделали ее знаменитой. Перед сном она увидела Иисуса в облике молодого человека. Когда Он заговорил, Гертруде показалась, что она на хорах в церкви, в том уголке, где она обычно стояла и молилась. При этом она сознавала, что находится в дормитории (общей спальне), но слышала голос: «Я спасу и избавлю тебя. Не бойся».
В видениях Гертруды были повторяющиеся образы: особенно часто ее внимание привлекали раны Христа, которые она называла «сверкающими алмазами». Гертруда мысленно обращалась к Сердцу Иисуса и говорила, что дважды прикладывала голову к груди Спасителя так, что слышала биение его сердца. Она говорила о духовном браке, которым она сочеталась с Иисусом через Его сердце, и сразу добавляла: «Тем обручальным кольцом, которое скрепляет союз души с Богом, является страдание». Гертруда подчеркивала, что старалась исправить свои грехи не столько из страха справедливого гнева Божия, сколько ради нежности Его любви. Это было нечто новое, это был духовный переворот. Ведь на протяжении предшествующих столетий в европейском благочестии преобладал страх перед Богом, а не любовь к Нему. Страх внезапной смерти и озабоченность тем, как бы не умереть без соответствующих обрядов, «гарантирующих» рай, — вот что было основой благочестия. Гертруда же говорила: «Всем сердцем хотела бы перед смертью получить целительные последние таинства, но все же лучшим и самым надежным приготовлением к кончине мне кажется воля Божия и Его помазания. Уверена, что как бы я ни умерла — внезапно или со всеми церемониями — меня не предаст Его милосердие, без которого я в любом случае не смогу спастись». Книгу, в которой собраны рассказы о ее откровениях (из пяти глав книги лишь вторая написана самой Гертрудой), назвали «Вестник любящий благости Божией». «Откровения» святой Гертруды пользуются большим уважением среди мистиков.
Последние десять лет жизни Гертруда тяжело болела. Формально ее не канонизировали, но в 1677 г. папа Иннокентий IX вписал ее имя в Римский мартиролог, а Климент XII сделал ее почитание общим для католиков.