03. Управление эмоциями и желаниями

Тема в разделе "Агни Йога об управлении собой", создана пользователем Lotos, 4 апр 2007.

  1. paraskeva20093

    paraskeva20093 Постоялец

    Сообщения:
    60
    Диотима: Речь шла о сравнительности воздействия. Т.е о разуме было сказано,что он действует на эмоции, как вода на огонь, в чисто земном прикладном применении. Вода заливает и гасит огонь. А эмоции- это низшие огни. И задача Агни-Йога претворить низшие огни страстей в прекрасные огненные качества. В этотм-то и задача пребразование своей низшей природы в высшую, т.е самоусовершенствование.
     
  2. Guest

    Guest Guest

    paraskeva20093 !
    Могли бы Вы поделиться своим опытом работы с эмоциями?
     
  3. vlad

    vlad Почётный автор

    Сообщения:
    932
    Здравствуйте, все участники беседы! Приветствую Вас paraskeva20093 на форуме!

    Мне вот представляется основной работой по управлению эмоциями - это непросто подчинение всего плохого в себе воле, но трансмутация всего этого плохого в лучшее, в высокое и духовное.
    Лишь заменив свои плохие эмоции и качества на противоположные им положительные, мы достигнем победы и контроля над этой сферой.

    Помните символ человека-экипажа? Где лошадь- эмоции, кучер – ум, вожжи – воля, телега – физическое тело, а Господин в экипаже – Высшее Я.
    Так, хорошие, воспитанные и обученные лошади требуют минимум усилий со стороны кучера для управления.
    Злые же, голодные или бешенные лошади для сдерживания потребуют неимоверных усилий, да и то, как правило безуспешных - что мы часто видим в жизни, когда человек неспособен справиться со своим гневом или раздражением.

    Потому – не только изжитие негатива, не просто подчинение его воле, что до поры лишь работает – но замена негативной эмоции и укоренившейся реакции на противоположную положительную.
    Такую замену, я например, пробую делать в мысленном проигрывании ситуации, которая вызывала в жизни негатив, представляя ее в приемлемом варианте. Причем этот способ я знал с детства еще. Надо – верить в него.
    Этот способ тесно перекликается с воспитанием в себе светлого, духовного мировоззрения, воспитания духовных качеств характера и с принятием высших ценностей - все это просто по определению несовместимо с переживанием и излучением негативных эмоций! Это есть - духовный Путь в жизни!

    "...Так лишь трансмутация энергий – чувств или качеств мыслей – выводит нас из заколдованного круга кармы. Потому так благословенны все высокие эмоции, выводящие нас из состояния обычности и повышающие наши вибрации, которые утончают и открывают наши нервные центры." (08.06.36 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2)
     
  4. paraskeva20093

    paraskeva20093 Постоялец

    Сообщения:
    60
    pavel:Добрый день. Полностью согласна с Вами. Апостол Павел когда-то сказал:"Отойди от зла и соверши благо". А о вашем способе борьбы с эмоциями я писала в одном из сообщенией. Прекрасно то, что Вы знаете о нём с детства, а я об этом способе прочитала в Гранях. Всего Вам светлого.
     
  5. paraskeva20093

    paraskeva20093 Постоялец

    Сообщения:
    60
    Диотима: Здравствуйте. Трудную задачу вы передо мной оставили, но попробую. По-моему главное помнить,что всё преходяще. Как гласила надпись на обратной стороне кольца Соломона:"Даже и это пройдёт!" Бесполезно горевать об уже свершившемся. Изменить прошедшие события мы уже не в силах. Ни наши переживания, ни скандалы, ни истерики ни к чему хорошему не приведут, а вызовут лишь опустошение и болезни. А опустошение сокровищницы приранивается к угашению Священного Огня в древности, т.е. к преступлению. И ещё,когда начинают захлёстывать волны негативных эмоций, Указано Обращение. И тогда,если они и не угасают совсем, то ослабевает их сила. И ещё очень часто негативные эмоции связаны с нездоровьем и элементарной усталостью. В этих случаях нужно принять лекарства и отдохнуть. Помогает сосредоточение на Прекрасном. Это могут быть Высшие Облики, музыка, живопись, красота природы, творчество и т.д. Можно просто пойти погулять. Лучше всего на природу. Так же очень важна переоценка ценностей. Что мы ставим во главу угла. Ещё очень важно научиться любить и прощать. Это главное- понять и простить. Очень полезно наблюдать за другими людьми не с целью их осуждения, а с обучающей целью. Полезно учиться не только на своих ошибках, но и на ошибках других. А самое главное- наблюдать за собой. Стремиться понять себя и победить. Полезно даже думать о себе,оценивая ситуацию, в третьем лице. "Познай себя!", - так говорили древние. Особенно трудна победа над собой. Все внешние победы ничто, если внутренний враг не повержен. Победивший себя-мир победит,. Главная победа-в духе. Желаю Вам удач и побед. Всего Вам Светлого.
     
  6. Guest

    Guest Guest

    Добрый день, Параскева!
    Спасибо Вам за обстоятельный ответ. Если Вами всё это усвоено на опыте, хотя бы на половину, то Вы -великий человек!
     
  7. paraskeva20093

    paraskeva20093 Постоялец

    Сообщения:
    60
    Диотима,здравствуйте. Мне прдеставляестя, что нам знать о своих достижениях не дано. Знают о них наши Руководители. Перед Ними мы как раскрытая книга вместе со своими недостатками и достижениями. И дай, Бог, чтобы последних было больше. Всего Вам Светлого и да пребудет мир с Вами.
     
  8. Чайка

    Чайка Хранитель

    Сообщения:
    7.983
    Адрес:
    Солнечная система
    Друзья, сейчас на форуме мы изучаем Грани Агни Йоги за 1957 год. И вот в параграфе 480 дается замечательный, очень сильный совет Учителя, как следует себя вести во время возникшего разногласия, спора, или даже нападения (эмоционального, словесного), которые, согласитесь, бывают и на нашем форуме. Вижу, что не все заходят в раздел Граней, потому решила выложить очень важный фрагмент из данного параграфа в эту тему. Думаю, что каждому будет полезно ознакомиться с ним и попробовать применить совет Учителя в жизни.

    "Особенно нужно и ценно молчание, когда чувства бушуют и рвутся наружу в словах. Часто в порыве негодования стремится человек ответить обидчику словом, забывая, что молчание во много раз эффективнее слов, и не слова, а молчание может собрать горячие уголья над теменем наносящего раны. Сопротивление словом подобно закрытым внезапно воротам. Раскройте ворота – и распластанное падение того, кто ломится в них, неизбежно. Нанесший удар словом ожидает ответа, чтобы снова ударить, но ответа нет, вместо ответа – молчание – непонятное, необъяснимое, необычное, неожидаемое. Обычное сознание такого шока не выдерживает и расписывается в своей несостоятельности, то есть яро и болезненно чует свое поражение. И получивший же удар силу свою умножает. Потому Говорю: «Не противьтесь злому, то есть астрально не реагируйте на воздействия со стороны». Нанесшему вам психический удар подставьте другую щеку, не отвечая на первый, и посмотрите, как будет корчиться в припадке растерянности и бессилия злобное сознание, ударившись о броню равновесия духа. Злобных надо учить, но не так, как люди учат обычно. И не только злобных, но и всех, чей разнуздан астрал. Промолчать надо умеючи. Пень тоже безмолвствует, но сильнее от этого не становится. Нужно напряженное, сосредоточенное молчание и сдержанность силы, себя сознающей.
    Много энергии накопится от такой экономии слов. Молчать – не значит в тишине тешить злобные чувства, но молчание означает способность обуздать вспышку астрала и указует на власть, утвержденную над своими чувствами".


    Не правда ли, очень глубокий смысл заложен в этом совете? Ведь, как правило, мы стараемся поступить с точностью наоборот - каждый в споре стремится оставить последнее слово за собой, мало того, еще и побольнее уколоть своего противника хлёсткой, язвительной фразой, не понимая, что тем самым ослабляем именно себя!
     
  9. arkad

    arkad Основатель

    Сообщения:
    6.557
    Спасибо, Чайка, за привлечение внимания к 480 параграфу Граней!

    Как часто и Учение, и Грани говорят о силе молчания!
    Известны и принятия обета молчания монахами в монастырях. И мудрая поговорка о том, что слово – серебро, а молчание – золото, не случайна.
    Достойное молчание – это лучший ответ во многих случаях. На добрые слова следует ответить добрыми. А недобрые – мощь молчания отправит их назад.

    «Когда кто-нибудь заступит дорогу, отойди в молчании, если знаешь свой путь». (Озарение, III,7).

    «Не поддерживайте спора с незнающими. Явите явное молчание, если знаете о невменяемости собеседника. Утверждайте молчанием знание свое. …Учите ваших молодых друзей промолчать, когда нет моста к сознанию». (Община,255).


    В основе словесного нападения всегда лежит самость, эгоизм человека.

    «Самость – самый свирепый бич человечества, основа всякого разрушения и, прежде всего, саморазрушения». (Письма Е.И.Р., 27.01.1933).

    Будем помнить и применять, иначе, как говорит Учение, останемся прежними.
     
  10. Чайка

    Чайка Хранитель

    Сообщения:
    7.983
    Адрес:
    Солнечная система
    Как много ценнейших советов именно по взаимодействию, взаимоотношениям с близкими и сотрудниками давал Владыка своему ученику Б.Н.Абрамову в ранних записях Граней АЙ. И это понятно - без овладения искусством взаимоотношений невозможно построения общины даже в самых малых масштабах, например - группы, это первые ступеньки ее строительства.
    Приведу еще один параграф из записей 1957 года об уникальном инструменте преображения эмоционального состояния человека - процессе поляризации сознания:

    583. (Дек. 16). Рассмотрим вчерашний опыт поляризации сознания. Человек, кипящий самыми неприятными чувствами, вылил их целиком на тебя. Но ты, выслушав это совершенно спокойно и не теряя равновесия, пропустил заряд яда мимо, не вовлекая свое сознание в вихрь чужих эмоций. Ответ был так же спокоен и выражал сочувствие. Если бы вовлекся в астральный вихрь, упал бы в яму, заботливо приготовленную собеседником. Пропустив заряд мимо, дал добрый совет и тотчас увидел, что человек ушел не только успокоенный, но и совершенно преображенный, поляризованный на волну твоего сознания. Весь процесс произошел внутри твоего сознания: поляризуя его на определенной волне, как ключом или рычагом поворачиваем угол приложения энергии чужого сознания. Это и есть власть над людьми. Себя утверждая на желаемый лад, окружающих преображаем. Надо только, чтобы свое состояние было диаметрально противоположным состоянию собеседника. Ни в коем случае нельзя допускать заражения чужими эмоциями и вихрями. Спокойствие удерживается полное. Формула остается неизменной: «Тот побеждает все, кто самого себя сумеет победить».
     
  11. Чайка

    Чайка Хранитель

    Сообщения:
    7.983
    Адрес:
    Солнечная система
    Друзья, вот этот параграф из Граней 1957 года считаю очень важным для осознания того разрушительного действия, которое производит в человеке огонь раздражения. Самое страшное - это то, что человек в момент раздражения своими низшими чувствами входит в унисон с темными, вызвавшими это омрачение духа, и теряет связь с Учителем. Снова Учитель призывает нас спокойно реагировать на выпады проводников тьмы и всеми силами хранить с Ним драгоценную спасительную связь.

    "611. Самое большое действие, произведенное в состоянии спокойствия, если даже оно плохо, лучше самого малого действия, произведенного в состоянии раздражения. Раздражение убийственно для светлых излучений ауры. Оно нужно темным, чтобы разрушить дом духа. Плата за него велика. Лучше отдать все и лишиться всего, чем раздражиться или омрачаться из-за того, что люди обманывают или обкрадывают. Защититься можно, но нельзя же допускать низшие чувства. Что достигается ими? Они лишь на руку темным. Не стоят они того, и не стоит ничто того, чтобы допускать омрачение. И чем больше будет оно допускаться, тем более будут стараться темные усилить успех свой и расширить его. В прорыв они двинут новые силы, и горе поддавшимся на их хитроумные уловки. Окружены кольцом темных. Над вами стоят и выискивают, чем бы вызвать в вас неуравновесие. Орудиями для них служат все, кто вас окружает: и друзья, и враги. Пусть делают, что хотят, но не допускайте неуравновесия, ибо этого-то они и добиваются. И чем больше будете поддаваться на их выпады, тем яростнее будут они досаждать, именно, досаждать. Но если найти в себе силы спокойно реагировать на умыслы их, памятуя о слишком высокой цене за каждое неуравновесие, отойдут они, посрамленные и в бессилии. Все дело в том, чтобы обуздать астрал и не давать ему бесноваться в унисон с их стараниями. Не честь быть заводной куклой и дергаться вслед за движениями каждой веревочки, за которую они дергают вас. Ведь это власть их над вами.
    Держитесь, иначе дотерзают до состояния невозможного. Теряется так много в моменты подчинения тьме. Невеселое зрелище для Учителя видеть, как темные ставят в зависимость от себя состояние вашего духа. А вы благодушие стремитесь сохранить и бороться против них и жертв их невольных и вольных можно, и удары им наносить, и защищаться, но лишь в состоянии равновесия полного. Храните равновесие любою ценой, иначе связи с Учителем не удержать".
     
  12. Аарон Котляр

    Аарон Котляр Завсегдатай

    Сообщения:
    198
    23.10.2010
    .

    ЗАВИСТЬ.

    Гложет сердце голос неуёмный.
    Зависть разъедает, словно ржа.
    «Почему не я, достоин он ли?» –
    Жжёт вопрос на острие ножа.
    .
    Тот талантлив, этот побогаче.
    Действует на нервы даже друг,
    Потому что он живёт иначе.
    Разве зависть не источник мук?
    .
    Не лишает ли она покоя,
    Радость вырывает на корню?
    Разве состояние такое
    Нас не травит ото дня ко дню?
    .
    Зависть – не невежества ли признак?
    Не болезнь ли психики она?
    Старит раньше времени. Иди, знай,
    Почему так часто не до сна?
    .
    Но придёт к завистнику однажды
    После всех страданий, мук ответ:
    Пожинает сам, что сеял каждый.
    К достиженьям всем пути иного нет.
    .
    Человеком занятая ниша,
    Та единственная – следствие труда
    Лишь его. И подниматься выше
    Может он во всём, везде, всегда.
    .
    Значит, зависть не имеет смысла,
    Вред несёт и ближним, и себе.
    От неё очистить нужно мысли,
    Отнестись мудрей к своей судьбе.
     
  13. Yula

    Yula Почётный автор

    Сообщения:
    913
    Адрес:
    Беларусь
    Да, Аарон, так и есть. Зависть - родитель всех несчастий.
     
  14. AISEDORA

    AISEDORA Завсегдатай

    Сообщения:
    229
    Вот интересная беседа о душевном спокойствии:

    Десять составляющих душевного спокойствия.

    1. Не вмешивайтесь в чужие дела.

    Большинство из нас создаёт себе проблемы тем, что слишком часто вмешивается в чужие дела. Мы делаем это, так как убеждены, что поступаем наилучшим образом, и что наша логика единственно правильная. В результате мы критикуем тех, кто с нами не согласен и пытаемся наставить их на верный путь, т.е. на наш путь.

    Такой вид нашего отношения отрицает существование индивидуальности, следовательно – и существование Бога, так как он создал каждого из нас уникальными.

    Не существует двух людей, которые бы думали совершенно одинаково и совершали одни и те же поступки. Все мужчины и женщины поступают так, как им подсказывает божественное, живущее внутри них. Бог присматривает за всеми и всем. Вам не следует беспокоиться о других! Заботьтесь о себе!

    2. Учитесь прощать и забывать.

    Это самый эффективный способ достижения душевного спокойствия. Мы часто носим внутри себя негативные чувства к человеку, который обидел нас. Мы забываем о том, что обида была нанесена лишь однажды, и постоянно подпитываем наше недовольство. Всё это приводит к тому, что мы вечно “расчёсываем одну и ту же рану”. Верьте в справедливость Бога и кармы. Позвольте ему судить поступки тех, кто причинил Вам боль. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на всякие пустяки. Прощайте, прощайте и продолжайте идти вперёд.

    3. Не ищите общественного признания.

    В этом мире достаточно эгоистов. Они редко ценят людей, не преследуя при этом личной выгоды.

    Более того, никто не совершенен. Тогда зачем Вы цените слова похвалы такого же смертного, как Вы? Зачем Вы так жаждете признания? Верьте в себя. Чужие похвалы не длятся долго. Выполняя свои обязанности, не забывайте о нравственности и искренности. Остальное – предоставьте Богу.

    4. Забудьте о зависти.

    Все мы знаем, как зависть может нарушить наше душевное спокойствие. Вы знаете, что работали усерднее, чем Ваши коллеги, но повышение получили они, а не Вы. Стоит ли Вам им завидовать? Нет. Помните о том, что жизнь каждого из нас выстраивается в соответствии с кармой наших прошлых действий и поступков, а также предшествующих жизней. Если Вам суждено быть богатыми, то ничто в мире не сможет Вас остановить. Вы ничего не добьётесь тем, что будете обвинять других в своих неудачах. Зависть не приведёт Вас ни к чему кроме беспокойств.

    5. Хотите изменить мир – начните с себя.

    Не пытайтесь пытаться в одиночку изменить мир вокруг Вас, едва ли Вам это удастся. Не лучше ли измениться Вам самим? И тогда даже недружелюбная среда станет для Вас приятной и гармоничной.

    6. Миритесь с тем, что невозможно изменить.

    Это лучше способ превратить недостаки в достоинства. Каждый день мы сталкиваемся с неудобствами, раздражением, болезнями и несчастными случаями, которые находятся за пределами нашего контроля. Мы должны учиться принимать их, говоря себе : ”Так пожелал Бог. Да будет так”. Ведь логика Бога находится за гранью нашего понимания. Верьте в это, и станете более терпимыми, сильными и волевыми.

    7. “Не откусывайте больше, чем можете съесть”.

    Зачастую мы берём на себе больше обязательств, чем можем выполнить. Мы делаем это для удовлетворения своего Эго. Поэтому соразмеряйте свои возможности. Свободное время старайтесь посвящать молитвам, самоанализу и медитации. Это поможет сократить количество мыслей, которые мешают Вам чувствовать себя самодостаточными людьми. Чем меньше мыслей, тем больше душевного спокойствия.

    8. Регулярно занимайтесь медитацией.

    Медитация освобождает ум от мыслей, что является наивысшим состоянием душевного спокойствия. Если Вы будете медитировать по 30 минут каждый день, то Вы сможете сохранять состояние спокойствия на протяжении оставшихся 23 часов 30 минут. Ваш ум больше не будет находиться в напряжении, как это было раньше. Это поможет повысить Вашу работоспособность, и Вы будете выполнять больше работы за меньшее количество времени.

    9. Никогда не позволяйте своему мозгу бездельничать.

    Пустой ум это пристанище дьявола. Все плохие деяния берут начало в уме. Старайтесь занять свой ум чем-то позитивным и стоящим. Заведите себе хобби. Вы должны решить для себя, что для Вас важнее – деньги или душевное спокойствие. Ваше хобби может не приносить больших денег, как, например, работа общественного деятеля, но оно будет давать Вам чувство самореализации и успеха. Даже когда Вы отдыхаете физически, займите себя чтением или пением молитв Богу (джапы).

    10. Не мешкайте и не сожалейте.

    Не тратьте время на мысли ”Нужно ли это делать? Или не нужно?”. Вы можете потратить дни, недели и даже годы на эти бесполезные внутренние дебаты. Невозможно всё распланировать и просчитать, так как нельзя предугадать всех будущих событий. Всегда помните, что у Бога есть свой собственный план. Рассчитывайте своё время и совершайте поступки. Если у Вас что-то не получится, то в этом нет ничего страшного. Вы всегда можете исправить свои ошибки и добиться успеха в следующий раз. Если Вы будете просто сидеть и беспокоиться, то это ни к чему Вас не приведёт. Учитесь на своих ошибках, но не держитесь за прошлое. Никогда ни о чём не сожалейте! Всему, что случилось, было суждено случиться именно так. Примите это как волю Божью.

    Автор: Шри Гьян Раджханс
     
  15. Irina

    Irina Друг Общины

    Сообщения:
    2.677
    Не хочу обидеть Вас, AISEDORA, но эти 10 законов мне показались очень обтекаемыми и под них разве что быть Мастером существующей жизни возможно. Попробуйте следовать Христу или нашему Владыке и уже в них не поместитесь. Как Вам кажется?
     
  16. AISEDORA

    AISEDORA Завсегдатай

    Сообщения:
    229
    Ирина, рада, что Вы откликнулись. Очень даже с вами согласна!
    Конечно, для многих сознаний это платье будет мало.
    Но подъем в гору начинается с подножия.
    И дай нам бог устремление и силы, чтобы приблизиться к Высшему, перевоплощаясь в вечном стремлении стать лучше.
    Все с чего то начинают, и эта беседа может кому то пригодится.
     
  17. Irina

    Irina Друг Общины

    Сообщения:
    2.677
    Прекрасно!
    Скажу, что у меня вызвало внутреннее сопротивление. Может, и это будет полезно:
    1). Все мужчины и женщины поступают так, как им подсказывает божественное, живущее внутри них. Бог присматривает за всеми и всем. Вам не следует беспокоиться о других! Заботьтесь о себе! - Ах, если бы!! Я бы сказала, что каждый должен беспокоиться о мире, но начать с познавания Космических Законов и тех способов, которыми мы можем помочь, не вмешиваясь в чужие жизни.
    2). Не то, чтобы надо было просто забывать свои и чужие ошибки, а пробовать понять их причины, чтоб не повторять, и искать, как защитить других, в т.ч. и страну, мир, и защититься самому от чужой неправильной позиции.
    4). Иногда под завистью понимают попытку защитить Общее Благо, другого человека или группу людей. Напр., кто-то говорит, что разворовывается страна, а в ответ слышит: "А тебе завидно?! Делай и ты!"
    5). ...даже недружелюбная среда станет для Вас приятной и гармоничной. - К сожалению, чтобы сгармонизироваться со старым миром, надо стать как он. А от этого мы как раз уходим. Потому и Иисус Христос, и наш Владыка предупреждают сразу тех, кто хочет следовать за Ними: "В мире будете иметь скорбь! Вас будут гнать, как гнали Меня!" Предупреждают против связей, в которых вынуждены будем устанавливать союз с тьмой: "Что общего имеют Свет и тьма?"
    6). Мы должны учиться принимать их, говоря себе : ”Так пожелал Бог. Да будет так”. Ведь логика Бога находится за гранью нашего понимания. Верьте в это, и станете более терпимыми, сильными и волевыми. - Одно дело - желание Бога и совсем другое - свободная воля, которая дана человеку и которой он злоупотребляет, не желая сообразовываться с Космическими Законами. Есть свободная воля человека, но есть и Отбор годных для дальнейшей эволюции зёрен. Потому терпимость не на этом основывается и другой её стороной будет не "невмешательство", а великая ответственность за Землю и людей, ответственность, ещё раз подчеркну, поскольку приобретаются Знания.
     
  18. Рунгуна

    Рунгуна Модератор

    Сообщения:
    25.310
    Полностью согласна с Вами, Irina.
    Для тех, кто уже прикоснулся к Знаниям Законов Космоса, подобные советы обретения душевного спокойствия неприемлемы, ибо во многом противоречат Истине, выворачивают её наизнанку. Они годятся для личности, но не для Индивидуальности человека.
    А стоит ли личность ублажать?!
    Такими "добрыми" советами и пытаются темненькие столкнуть с пути истинного незнающих Основ.
     
  19. Наталья

    Наталья Хранитель

    Сообщения:
    3.328
    Лень.

    Лень – коварная «подружка»
    Ты присутствуешь всегда
    И нашептываешь рьяно,
    Делай то, иди туда -
    Полежи с утра немножко,
    Ведь заря лишь только занялась,
    И подушка теплая такая,
    И кровать не хочет отпускать.
    А зарядку будешь делать завтра,
    И письмо оставишь на потом.
    Не работай над собою,
    А прислушайся ко мне.
    Но меня тебе не победить,
    Но меня тебе не убедить.
    Буду драться с тобой всегда,
    До самого победного конца.
     
  20. AISEDORA

    AISEDORA Завсегдатай

    Сообщения:
    229
    Мать Тереза (полное имя — Мать Тереза Калькуттская, настоящее имя — Агнес Гонджа Бояджиу) — католическая монахиня, основательница Ордена милосердия, монашеской конгрегации, занимающейся служением бедным и больным. Лауреат Нобелевской премии мира. Причислена Католической Церковью к лику блаженных. Ее считали святой еще при жизни. Ей выпала нелегкая и радостная доля нести людям - в который раз! - благую весть, что Бог есть любовь и что смысл жизни каждого смертного лишь в том, чтобы любить и быть любимым. В ХХ веке она стала не просто символом милосердия, но вместе со своими послушницами являла реальную силу, с которой нельзя было не считаться. Ею восхищались, перед ней преклонялись, ее боготворили.

    Благая весть от фрау Штарк

    Она ждала меня у подъезда под дождем - согбенная, седая, с внимательным взглядом. Нет, не мать Тереза - фрау Штарк.

    - Она целовала каждого умирающего в лоб!

    Фрау Штарк, всю жизнь проработавшая для ордена иезуитов с больными детьми и стариками, в июне 1988-го ездила в Калькутту. Видела мать Терезу и не может ее забыть. Я слышала волнение и пафос в голосе фрау Штарк. Я чувствовала, что эта сцена занимает центральное место в ее воспоминаниях. И не могла понять почему.

    - А куда еще может поцеловать монахиня умирающего человека?

    - Вы не понимаете. Европейцам это не понятно. В Европе нет таких городов, как Калькутта, где в кустах водятся ядовитые змеи, а трущобы осаждают стены дворцов. Люди - миллионы! - там рождаются, живут и умирают на кучах мусора. И уходят из жизни буквально под ногами прохожих. В Калькутте до сих пор так. И вот сестры Ордена милосердия, который основала мать Тереза, свозили эти живые останки в Sterbehaus, отмывали, откармливали, лечили. И они перед смертью вновь чувствовали себя людьми!

    - Sterbehaus - это "дом смерти" или "дом для умирающих"?

    Все равно. Это огромный полутемный барак, где на матрасах лежат люди. Туда принимали всех, даже самых безнадежных, от которых отказывались больницы. И вот их и целовала в лоб мать Тереза. На прощание. Вопреки всем представлениям о нормальной человеческой брезгливости. Эта женщина излучала свет. К ней со всех сторон тянулись руки. Всем хотелось ее коснуться.

    - И вам тоже?

    - Я сказала "всем".

    - А из мертвых она не воскрешала?

    - Она излучала любовь, великую любовь, любовь к каждому. Вам этого мало? Каких еще чудес желаете вы?

    - Вы хотите сказать, она любила всех - вас, меня. Но как же это возможно? Ведь я и она - мы ни разу не встречались.

    - "В каждом человеке я вижу Христа. А поскольку Христос навсегда один, то для меня в данный конкретный момент это тот, кто стоит передо мной". Так она говорила.

    - Значит, она любила не людей, а Христа.

    - Она любила Христа и поэтому людей.

    Когда мы расстались, я посмотрела на себя в зеркало. Никого, кроме себя, я там не увидела. Но, благодаря странной идее об универсальной любви, жизнь матери Терезы из вороха удивительных и непонятных событий выстроилась для меня в великолепное жизненное полотно.

    Как мать захочет, так и будет

    Так говорили сестры Ордена милосердия про свою мать. Свобода, удивительная, завидная свобода, свобода поступков и мыслей. Откуда она у пожилой, не очень образованной монахини в грубых сандалиях? Да она вытворяла просто все что хотела. Принцесса Анна, Ясир Арафат, Джордж Буш, Фидель Кастро. Рейганы, Рональд и Нэнси. Дэн Сяопин, принцесса Диана, король Норвегии Харальд V, принц Чарльз. Пий XII, Иоанн XXIII, Павел VI, Иоанн Павел II... Именной указатель в любой биографии матери Терезы озадачит вас самыми невозможными сочетаниями. Матери Терезе действительно открывались двери и хижин, и дворцов.

    Она могла: приготовить обед на шесть тысяч человек; не спать много суток подряд; всегда улыбаться; зайти в посольство Ирана и оставить там записку аятолле с просьбой срочно ей позвонить, чтобы обсудить проблему заложников; забыть медаль лауреата Нобелевской премии мира где-то в гардеробе королевского дворца. Она утверждала, что ничто так не укрепляет дух и не открывает души беженцев, как вычищенная выгребная яма (разумеется, она чистила ее неоднократно). Ей постоянно приходили в голову нестандартные мысли: в поисках возможности дешевого перемещения в пространстве она предложила себя Air-India в качестве стюардессы. К сожалению, ей отказали.

    Она говорила с королями и нищими, держала речь перед полными залами. И никогда не писала речей. Ей нужно было просто помолиться, чтобы знать, что сказать. Ради норвежского короля она надела носки, и об этом писали газеты.

    Почетный доктор теологии Оксфордского университета, она украшала свой быт статуэтками девы Марии и открытками с кровоточащим сердцем Христа, лечилась от усталости и от болезней молитвой и постом, ей можно было позвонить ночью - в любой час - и удостоиться беседы, в Рождество она пела Христу "Happy birthday to you".

    "Невозможная смесь святого Франциска с фельдфебелем", - похвалил ее местный сотрудник Красного креста. В разрушенный войной Бейрут она прибыла с пасхальной свечой и иконой девы Марии. Помолилась. Наступило перемирие. Потом она пересекла линию фронта и притащила кучу замурзанных слабоумных детей из какого-то разбомбленного детского дома.

    Расцвеченная чудесами, история ее жизни стала произведением устного народного творчества. Однажды, когда Калькутту в очередной раз осадила новая волна голодных (Ганг разлился?) и мать Тереза и сестры готовили обед на семь тысяч человек, кончились продукты, и стало ясно, что завтра никто не получит благотворительного хлеба и супа. И вдруг - о чудо! - отцы города по непонятной причине отменили занятия в школах. И весь хлеб из школьных столовых достался голодающим.

    Однажды мать Тереза сидела пригорюнившись и ломала голову, где бы ей раздобыть 50 000 рупий, чтобы оборудовать детский дом в городе Агра. И вот, когда ей окончательно стало ясно, что дома у сирот скорее всего не будет, вдруг - о чудо! - раздался телефонный звонок. Незнакомый голос сообщил, что матери Терезе присуждена некая филиппинская премия Magsaysay Prise (вы слышали что-нибудь о такой?). И тогда, конечно же, всем стало ясно, что Бог желает детский дом в Агре.

    А вот быль о провидении, спасшем подушечку. Однажды сестра Андреа, первая немецкая сестра Ордена милосердия, прибыла в Калькутту и явилась к матери. И вдруг оказалось, что спальное место на полу есть, но вот накрыть его нечем. И тогда мать решила вспороть свою подушечку, чтобы из ее тряпичного содержимого соорудить гостье матрасик. И только она занесла над подушечкой нож, как - о чудо! - в дверь постучали. Кто там? На пороге некий покидающий Калькутту господин с матрасом в руках, который ему больше не нужен. (По другой версии, прибыла целая машина с матрасами из отеля, в котором поменяли обстановку.) И конечно, чудо о передвижных лепроклиниках тоже заслуживает упоминания. Как известно, население не любит прокаженных, особенно в Индии, где эту болезнь считали проклятием, посланным Богом за грехи. На благую весть об открытии лепрозория население отреагировало градом камней. После многочисленных попыток мать Тереза поняла, что Бог категорически против стационара. Чтобы услышать Божью волю, она углубилась в молитвы. И Бог выразился яснее. В течение двух месяцев случилось следующее: матери Терезе пожертвовали 10 тысяч рупий, крупнейший в Индии специалист по проказе предложил матери Терезе свои услуги, и, наконец, из Америки прибыла машина скорой помощи. И мать Тереза догадалась, что Богу угодно вместо стационарной открыть передвижную лепроклинику!

    Есть целая серия рассказов на темы: мать Тереза и СПИД, мать Тереза и война, мать и апартеид, мать и проказа. Как? Почему? Откуда берутся идеи и силы? Кто помогает? Кто советует? Кто поддерживает? "Иисус Христос", - неизменно отвечала мать Тереза. Журналисты были разочарованы. А мать между тем говорила правду. Она всегда чувствовала в своей жизни присутствие Христа. И достаточно долго строила с ним свои отношения.

    Вперед, Христу навстречу

    "Агнес была такой хорошенькой. Прекрасно пела, играла в спектаклях, писала для католической газеты. И вот передо мной стоит женщина, которую больше, чем годы, состарили лишения", - прибывшая в Калькутту миссис Куни, владелица магазинчика из Мельбурна, расплакалась при виде любимой кузины, бывшей Агнес Бояджиу. Они не виделись целую жизнь, лет сорок. Агнес Бояджиу, будущая мать Тереза, родилась в Скопье в албанской семье 27 августа 1910 года и была младшим, третьим по счету ребенком обеспеченных родителей. Бизнес ее отца состоял сначала в том, что он снабжал врачей Скопье лекарствами. Потом он торговал товарами, привезенными из Италии. Скопье - городок на Балканах со всеми признаками турецкого наследия: с базарами, минаретами и невероятно пестрым населением. Все религии и секты были представлены в маленьком Скопье. Семья Бояджиу добавляла этому букету пестроты: эти албанцы были католиками. Большая редкость. То есть представляли абсолютное религиозное меньшинство и среди албанцев, которые, как известно, в основном мусульмане, и среди православных сербов. А с лежащей неподалеку католической Хорватией Сербию разделяла долгая и нудная вражда.

    Агнес была хорошая, послушная, внимательная, доброжелательная. Прекрасно пела в церковном хоре, помогала маме и отстающим. Была набожной и романтичной. То хотела быть писательницей, то музыкантшей, то миссионером в Африке. Африку вскоре вытеснила Калькутта, куда в 1924 году отправилась группа католиков с Балкан.

    Ни первая мировая война, ни перекройка границ, ни провозглашение независимости Албании не потрясли семью так, как внезапная кончина отца. Агнес тогда было четырнадцать, и она смогла сполна оценить мужество и предприимчивость матери, которая сумела сама не только зарабатывать на семью, но и заботиться о бедных соседях.

    Впоследствии житие матери Терезы любили представлять в живых картинах послушницы основанного ею ордена. Сцена, когда семнадцатилетняя Агнес просит благословения матери стать монахиней и отправиться в Калькутту, удавалось им лучше всего. Мама пережила шок. Агнес такая тихая, такая разумная, такая домашняя, покладистая! Откуда эта прыть? Ах, и где эта Калькутта, на каком краю земли? Отдать дочь Богу, а тем более в Калькутту, означало, особенно по тем временам, расставание навсегда. Шок продолжался двадцать четыре часа. Потом мать благословила. Брат Лазарь, который учился в военной академии где-то в Австрии, счел решение своей младшей сестренки девической блажью, о чем ей и написал. Ответ Агнес бесконечно цитируют все ее многочисленные биографы: "Ты считаешь себя значительным, потому что будешь офицером и станешь служить королю с двумя миллионами подданных? Я же буду служить королю всего мира". 26 сентября 1928 года Агнес вошла в поезд, идущий из Скопье в Загреб. Мама Драна была права: больше она свою Агнес так и не увидела. Агнес через всю Европу едет в Дублин, в монастырь сестер ордена Лорето, где за два месяца ей предстояло выучить английский. На пароходе прочь из Европы, через Суэцкий канал, в Красное море, в Индийский океан плыла навстречу своей судьбе уже не милая Агнес, а сестра Тереза (и корреспондент загребской газеты "Католическая миссия").

    Да, у бедняжки почти нет багажа и плохое знание английского! На самом деле у сестры Терезы все было при себе. Она везла в свою землю обетованную самое важное, что можно было захватить из родного балканского захолустья, - стихийный экуменизм, которому впоследствии дивились передовые умы теологии. Экуменизм, выросший из традиций добрососедства, из материнского хлебосольства, из открытости дома Бояджиу. И из здравого смысла, подарившего наблюдение: главное, чтобы человек был хороший, а кто он - христианин, мусульманин, иудей, не так уж важно.

    Чистота и непосредственность восприятия Евангелия, которое для нее было всем - и таинством, и инструкцией, и отдохновением - это тоже балканское наследство. Католическая община Скопье была малой и сплоченной. Всех можно было пересчитать по головам. И слово Евангелия казалось обращенным к каждой голове, как во времена первых христиан. А рано овдовевшая мама Драна, на которую с возрастом все больше и больше, вплоть до жестов и выражений, становилась похожа мать Тереза, преподала ей урок трудолюбия, жизненной стойкости и деятельной любви.

    Прощай, монастырь

    "Идя по улице, я наткнулась на нищую, полуобнаженную семью, хлопотавшую над своим умершим родственником. Они готовили умершего в последний путь, раскрашивали лицо, как того требуют традиции. Душераздирающая картина!

    То, что сестры приняли за сухие ветки, оказалось истощенными ножками ребенка, к тому же слепого. 'Если вы его не возьмете, я оставлю его на траве, пусть достанется шакалам'. И это говорит отец! Если бы наши люди это увидели, воздержались бы от жалоб на свою участь и поблагодарили Бога, что живут в таком изобилии", - вот, наверное, последний репортаж из Калькутты сестры Терезы.

    В Калькутте сестра Тереза стала учительницей в школах ордена Лорето. Целых шестнадцать лет она преподавала бенгальским девочкам на бенгальском языке историю и природоведение. Целых шестнадцать лет она верой и правдой старалась образованием победить бедность, в полном соответствии с концепцией ордена Лорето. И у нее хорошо получалось. Она и тут занималась с отстающими. И пела в церковном хоре. И пользовалась заслуженным уважением учительского, равно как и ученического коллектива. Стала даже директрисой одной из школ. И вдруг... Мать Тереза (в 1937 году, приняв монашеские обеты, она стала называться матерью Терезой) покинула монастырь. Оказывается, она, такая вроде бы открытая, два года вела переписку с Римом, чтобы добиться разрешения стать вольной монахиней. 16 августа 1948 года мать Тереза, тридцати восьми лет, переодевшись в купленное на рынке дешевое сари, покинула сестринскую обитель (где ей было хорошо, которая была ей родным домом, где ее любили и ценили), чтобы исчезнуть в трущобах Калькутты. В кармане у нее было пять рупий и намерение не возвращаться назад никогда. 10 сентября 1946 года по дороге из Калькутты в Дарджилинг ей было откровение покинуть орден Лорето и поселиться в трущобах Калькутты, чтобы служить беднейшим из бедных. А незадолго до откровения в жизни матери Терезы случился такой эпизод - ужасная и обычная для Калькутты история. Мать Тереза увидела, как покрытую коростой, заживо гниющую, обездвиженную женщину в городскую больницу привез на тачке сын и оставил у входа. Мать Тереза попыталась ее в эту самую больницу пристроить. Умирающую в больницу не взяли. Сначала мать Тереза попыталась умирающей помочь, но не все в человеческих силах: "Я не могла возле нее находиться, ее коснуться, переносить ее запах. Я убежала. И стала молиться: 'Святая Мария! Дай мне сердце, полное чистоты, любви и смирения, чтобы я могла принять Христа, Христа коснуться, любить Христа в этом разрушенном теле'. Я вернулась к ней, я к ней прикоснулась, я вымыла ее, я помогла ей. Она умерла с улыбкой. Это был для меня знак, что любовь Христова и любовь к Христу сильнее, чем моя слабость". Годы спустя у одного журналиста, наблюдавшего по заданию редакции ежедневную возню матери Терезы и сестер с умирающими, вырвалось: "Я бы не сделал этого и за миллион долларов!" "За миллион и я бы не сделала, - ответила мать Тереза. - Только бесплатно. Из любви к Христу".

    Тереза беднейших из бедных

    "Господин Гомес! Мне нечего есть. Дайте мне, пожалуйста, поесть". Такие записки до сих хранятся у Альфреда Гомеса, который по рекомендации местного священника пустил к себе в пустующий верхний этаж монахиню Терезу. Поселившись на матрасике у господина Гомеса, мать Тереза совершенно не знала, что же ей дальше делать, как же служить беднейшим из бедных. Никаких дальнейших указаний "сверху" не поступало. Надо было выкручиваться самой. Целыми днями она скиталась по улицам, время от времени совершая попытки просить подаяния. Основала "школу" среди мусорных куч. Учила никому не нужных детей мыть руки и писать на асфальте. (Тогда она, конечно же, не знала, что тем самым положено начало системе детских приютов Ордена милосердия Shishu Bhavan для нежеланных и ненужных детей - младенцев из мусорных ящиков, маленьких инвалидов, сирот.) Еще она стаскивала куда-нибудь под крышу умирающих бездомных и старалась облегчить им страдания. Она не знала, что пройдет время и молва о блаженной монахине достигнет городских властей, которые никак не могли запретить миллионам бездомных умирать где попало, и за это их критиковали газеты. Тогда ее найдут и предложат "подряд": развернуться в огромном полутемном помещении, примыкающем к храму богини Кали, где некогда содержался жертвенный скот и было достаточно места умирать. Так появился Nirmal Hriday - дом для умирающих в Калькутте.

    Еще пройдет время, и журналист BBC Малькольм Мугеридж возьмется снимать фильм в этом полутемном помещении без всякой надежды на качество и вдруг, проявив пленку, увидит, что все поле экрана залито каким-то мягким, приятным светом. "Это светится Божья непреходящая любовь. Чудо! Свершилось чудо!" Таков был комментарий. Но этот фильм Something Beautiful for God вышел на экраны только в 1969 году. А в 46-м мать Тереза писала в своем дневнике: "Господь! Что за муки одиночества сегодня" - и не рассчитывала на чудеса. Тем не менее следующее, после святого откровения чудо случилось в ее жизни уже через три года.

    ...Ее звали Субхасисни Даш. Бенгалка, бывшая ученица матери Терезы. Будущая сестра Агнес, первая послушница, первая сестра. Вслед за ней в том же 1949 году к матери Терезе присоединились еще одиннадцать последовательниц, в основном бывших ее учениц. Вы не поверите, но всего их было, как и полагается для хорошего начинания, двенадцать. В следующем, 1950-м, Орден милосердия был признан Римом.

    Io sete!

    Эти слова распятого Христа можно прочитать в любой часовне Ордена милосердия - хоть в Риме, хоть на Сейшелах. Для любого христианина они символизируют вечную неутоленность в любви. "Пить! Любви!" - именно этот призыв учила мать Тереза читать в глазах людей. По матери Терезе, мир описывается всего в двух терминах: "любовь" и "не любовь". И есть "простая" задача - хотя бы держать границу между двумя этими областями. Как? Творить малое, но с большой любовью. Сестры Ордена милосердия, которые кроме традиционных монашеских обетов (бедности, безбрачия, послушания) дают еще обет служения беднейшим из бедных, живут так же, как и их подопечные: нет у них ни холодильников, ни стиральных машин, они более чем неприхотливы в еде, моются простым мылом, ездят только на общественном транспорте. Их собственность - сари, сандалии, зонтик на случай дождя, тощий матрас. Но от беднейших из бедных монахинь отличает не только маленькое распятие у левого плеча.

    Жизнь этих добровольцев трудна, однообразна, скучна. Это бесконечный тренинг любви с перерывами на работу. Работать - значит для них чистить, мыть, стирать, бинтовать, проявлять чудеса терпения, выносливости и отсутствия брезгливости (омерзительных ран прокаженных сестры ордена касаются без перчаток), иногда находиться под пулями (как, например, в Белфасте или в Эфиопии). Все это, конечно, можно совершить (еще не то совершали), вопрос состоит в том, как при этом самому получить и другим передать заряд радостной бодрости (а в чем же еще состоит любовь)?

    Тут важно было быть готовым к работе. Эту готовность мать Тереза определяла безошибочно - по улыбке тихой радости, отражающей душевную собранность и покой. Несобранным, беспокойным и нервным можно было на работу не выходить. Им предлагалось молиться до тех пор, пока не наступало прозрение, пока не удавалось разглядеть раны страдающего Христа во всех проявлениях человеческой слабости и безобразия. "Мы не социальные работники, мы не бригады скорой помощи, мы из ордена любви Христовой".

    Тренинг любви начинался в четыре утра с молитвы св. Франциска Ассизского.

    Господь! Дай мне силы

    Утешать, а не быть утешаемым,

    Понимать, а не быть понятым,

    Любить, а не быть любимым.

    Ибо, когда отдаем, получаем мы

    И, прощая, обретаем себе прощение.

    Этой молитвой начинался день, состоящий опять-таки из множества молитв. Мать Тереза знала только одно действенное лекарство против напастей, сомнения, болезней - обращение к Богу. Она прописывала молитву всегда и от всех болезней. Откровения Игнатия Лойолы, Франциска Ассизского дополнялись "творчеством" матери Терезы, которая во время так называемых медитаций бралась за перо.

    Вот такое, например, описание круговорота любви и покоя в природе:

    "Плод покоя - молитва,

    плод молитвы - вера,

    плод веры - любовь,

    плод любви - покой".

    Покой внутренний, покой сердца, покой языка, покой глаз, покой духа, радость, как правило, тихая. Любимые слова в лексиконе матери Терезы. Она учила сестер "выращивать" покой, как настоящий йог. И только такие, сильные, радостные, спокойные, они были готовы к ежедневным сражениям за любовь. Враг, с которым сражались сестры, надевал разные личины. В Индии он назывался "проказа". В Америке - "СПИД". В Южной Африке - "апартеид". Но для матери Терезы это была все та же нелюбовь, немилосердие, нежелание душевно трудиться, эгоизм, глупость - вечные человеческие пороки, отправившие на Голгофу Христа. И почерк матери Терезы, что в развивающихся странах, что в так называемых цивилизованных странах был одинаков.

    Она прибывала на поле брани одна и без оружия. Никого не проклиная, не обличая и не задабривая, открыто брала под защиту тех, кто, по ее мнению, в ней нуждался. И, добившись общественного прозрения, для закрепления успеха открывала миссию, в которой поселялись сестры Ордена милосердия.

    В Индии она доказала, что проказа - это вовсе не проклятие Господне, а просто болезнь и ее можно вылечить, если своевременно взяться. Она оказалась упорнее и последовательнее швыряющегося камнями населения и родственников, вычеркивающих больных из памяти. Вместо лепрозория был построен поселок, где прокаженные проживали семьями, до полного выздоровления или смерти и даже позволяли себе рожать - здоровых! - детей. Мать Тереза охотно приглашала туда любопытствующих на чаек.

    Ее способности производить сенсацию могли бы позавидовать имиджмейкеры политиков и кинозвезд. Она приехала в Нью-Йорк в 1985-м, в самый разгар истерии в связи с эпидемией СПИДа. Посетила тюрьму, где умирали трое инфицированных преступников. Ужаснулась. Посетила мэра Нью-Йорка. И он после встречи с нею в двадцать четыре часа умирающих освободил. К Рождеству в Гринидж-виллидж открылся первый приют для больных СПИДом (она любила преподносить Христу ко дню рождения дорогие подарки). И пока обывателей трясло от страха, а священники недоумевали, при чем тут христианское милосердие (по отношению к лицам, совершившим содомский грех! За то и наказание!), Gift of Love ("Подарок любви" - так называется приют для больных СПИДом в Нью-Йорке) принял первых несчастных постояльцев. И мать Тереза просветила население по телевизору, что СПИД - это предостережение Господне, это знак. О чем? О наступающем конце света? Нет, конечно. Это знак, что следует в конце концов нам открыть сердца и возлюбить друг друга. Обыватели от такого просвещения просто обалдели. И "Подарок любви" матери Терезы как-то незаметно превратился в подарок любви горожан своим несчастливым собратьям.

    "Я не понимаю, что такое апартеид", - заявила она, появившись в Претории в самый разгар южноафриканских событий. Наверное, все-таки понимала. А может, и чисто по наитию были подобраны сестры: одна белая, одна черная, одна бенгалка и одна китаянка. Они истово трудились на пользу бедным, являя собой живой пример интернациональной дружбы.

    "Вы лечите не причину, а следствие. Вы латаете дыры. Вы выпускаете пар. Ваш труд тонет в океане проблем, которые могут быть решены только совместными усилиями на государственном уровне".

    Мать Тереза не принимала такой критики. Она считала, что следует действовать в полном соответствии с буквой и духом Писания.

    "Я алкал - и вы дали мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне". Так в Евангелии от Матфея сформулированы простые правила жизни, отличающие праведника от неправедника. А вот о необходимости борьбы за человечество на уровне государственных структур или с государственными структурами в Евангелии нет ни слова. При этом колоссальные средства, стекавшиеся к матери Терезе со всего мира, на которые были построены детские дома, больницы, школы и приюты, служили веским доводом обратному - что начинать можно и с малых сих. "Малое, но с большой любовью!" Никаких грандиозных проектов, которые слишком часто становятся надгробием любви.

    Святая? Сумасшедшая? Одержимая?

    Мать Терезу, которая всегда много и тяжело работала, носясь по всему миру, однажды все-таки настигла болезнь. Сердце перестало поспевать за своей хозяйкой.

    И вот вам пример, чем можно заниматься в больнице. Передо мной текст длинной - на две книжные страницы - медитации матери Терезы. Вот что значит иметь время. Что для меня Иисус? Это мать Тереза спрашивает себя. И тут же длинно, обстоятельно и прямолинейно сама себе отвечает: "Иисус - это..."

    Дальше следует удивительный список: Иисус - это слово, которое следует произнести. Правда, которую... Путь, который ... Свет, жизнь, любовь, радость, мир. Идем дальше. Иисус - голодный, которого нужно накормить. Жаждущий, которого... Бездомный, которого... Больной. Одинокий! Нежеланный! Прокаженный! Нищий! Запойный! Душевнобольной! Слепой! Калека! Заключенный! И даже проститутка, которую нужно спасти от опасности и пристроить в жизни. Эта проститутка появляется в самом конце, перед - и здесь совсем уже курьезное сочетание - "Иисус - это человек с зачерствевшим сердцем, которому надо помочь его смягчить".

    Далее следует мощная кода:

    "Иисус - мой Бог, мой Супруг, моя жизнь, моя единственная любовь.

    Иисуса люблю я всем своим сердцем, всем своим существом.

    Я все ему отдала, даже свои грехи,

    и он перемолол их во мне в нежность и любовь.

    Я - супруга распятого супруга".

    Ну, каково?

    Я показала написанное психиатру. Он работал в "Крестах". Всякое видел. Он - понимает. Психиатр прочитал и сказал: "Огромная жизненная сила. Цельная натура. Находится во власти навязчивой идеи. Скорее всего, сумасшедшая. Возможно, святая. Неопасна... Но скажите же мне, кто она?"

    "Я все ему отдала, даже свои грехи". Грехи? У матери Терезы?

    Великая грешница. Мать Тереза и мама

    Tirana. Perlat Rexhepi 5, Shk I ap. 4, Бояджиу Драна, Бояджиу Ага. По этому адресу проживали мама и сестра. Откуда мне известен адрес? Его старались опубликовать все, кто писал о матери Терезе. Они правильно надеялись на то, что люди пошлют весточку маме матери (извините за невольный каламбур), томящейся за железным албанским занавесом. Письма действительно приходили в Тирану, тысячи писем. Они стали главным утешением хорошей женщины Драны в старости. Иногда и матери Терезе передавали печальные письма оттуда. Сестра Ага писала, что мать тяжело больна, весит 39 килограммов, что жить ей осталось совсем недолго и что перед смертью она мечтает попрощаться со своей дочкой, бывшей Агнес.

    Находясь в Риме, всемогущая защитница бедных и больных, всемирно известная мать Тереза, приятельница принцев и прокаженных, посетила посольство Албании. Она заставила прослезиться посольского чиновника, сказав ему на родном языке, что пришла к нему за помощью, как "ребенок, ищущий матери". Она принесла также письменные заверения итальянских властей о готовности принять близких матери Терезы. Итальянская инициатива была оставлена без внимания. Матери Терезе милостиво разрешили въезд. Но не выезд.

    Что делать? Ехать в Албанию и проститься с матерью? Это значит остаться там навсегда, нарушить обет верности Христу, бросить орден, оставить поверивших ей сестер. Было также известно, что даже на свободу в пределах Албании рассчитывать не приходится: как служительнице культа, ей была приуготовлена прямая дорога в тюрьму или лагерь, в хорошую компанию ко всем остальным попам, распространителям религиозного дурмана, которые не пожелали перекраситься и не успели спастись.

    Не ехать в Албанию? Не проститься с матерью? Но как же тогда быть с проповедуемой во весь голос любовью к ближним?

    Любое решение - грех. Выбора у нее не было. Она поехала. Не в Албанию, а куда-то в Йемен, помогать жертвам землетрясения. Помогла. В июле 1972 года в Калькутту пришло известие о кончине Драны Бояджиу, мамы. Через год умерла сестра Ага.

    В 1992 году президент свободной Албании Рамиз Алия присвоил матери Терезе звание почетного гражданина, вручил премию за отличную работу на ниве гуманизма и прогресса, а также учредил благотворительный фонд ее имени. Так мать Тереза побывала на дорогих могилах. К ее удивлению, они были ухоженными.

    Возможно, где-то наверху все-таки происходит взаимозачет сделанного добра? Никто этого не узнает. В отличие от несгибаемых революционеров, которые у "религиозников" позаимствовали замечательный принцип жертвовать личным ради общественного и близкими ради идеи, мать Тереза признавала свой грех. И она была доброй матерью. Для руководителя молодого, но влиятельного и набирающего силу ордена вела себя нетипично: она никогда не ставила сестер перед выбором между общественным и личным.

    Всемирно-историческое значение матери Терезы

    Останавливали ли вы военные действия, где и когда? Удавалось ли вам: инициировать мирные переговоры, марши мира, предотвратить народные волнения, чреватые большим количеством жертв? На все эти вопросы соискатель Нобелевской премии мира мать Тереза честно отвечала: "Нет!"

    Малькольм Мугеридж (упоминаемый выше журналист ВВС, снявший о ней фильм и сделавший интервью, благодаря которому мать Тереза стала телезвездой; он впоследствии крестился и стал католиком) понял, что так дело не пойдет и взялся за перо. И он разъяснил всемирно-историческое значение матери Терезы. Оно в том, что "мать Тереза, всю свою жизнь полностью и безоговорочно посвятив Христу, умела в каждой страждущей душе разглядеть черты Спасителя и к нему соответственно относиться; и что она, вместе с сестрами Ордена милосердия, став генератором любви в мире, тем самым противодействует индивидуальному и коллективному насилию во всех его формах".

    В конце следует привести данные, свидетельствующие о процветании Ордена милосердия, который сегодня насчитывает около 300 000 сотрудников в 80 странах мира, о сети детских домов, приютов, больниц, лепрозориев. Мать Тереза умерла, а дело ее живет. Но не в количестве лепрозориев ее дело. "Выглянула в окно и вижу: мать Тереза идет! Весна во Фрайбурге - это готика и цветущие сады. А она точно такая, какой я видела ее в Доме смерти - в сари, маленькая, чуть сгорбленная, целеустремленная, быстрая. Словно спешила на помощь, словно весь путь от Калькутты до Фрайбурга прошла пешком. Я засмеялась - нельзя было не засмеяться. Мне стало спокойно и хорошо. Оказывается, во Фрайбурге открылся какой-то католический конгресс". Так вспоминает фрау Штарк свою последнюю встречу с матерью Терезой.

    Вдруг выглянешь в окно, а там - мать Тереза идет!

    Высадилась ли она как десант, прилетела, как Мэри Поппинс, на зонтике? У кого какая фантазия. Важно знать, что время от времени случается нечто из ряда вон выходящее, если выглянешь в окно.

    И я вместе с "Домовым" с радостью поучаствую в распространении легенды о матери Терезе. Эта правильная и талантливая легенда, которая возвращает нас к основам. Ведь все мы в детстве хотели быть хорошими и старались делать так, чтобы нас любили.

    Мать Тереза и я

    Недавно я побывала в индийском ресторанчике. В папке меню лежал листок.

    "Жизнь - это шанс, не упусти его.

    Жизнь - эта красота, удивляйся ей.

    Жизнь - это мечта, осуществи ее.

    Жизнь - это долг, исполни его.

    Жизнь - это игра, так играй!

    Жизнь - это любовь, так люби.

    Жизнь - это тайна, разгадай ее.

    Жизнь - это трагедия, выдержи ее.

    Жизнь - это приключение, решись на него.

    Жизнь - это жизнь, спаси ее!

    Жизнь - это счастье, сотвори его сам.

    Жить - стоит. Не уничтожай свою жизнь!"

    - Кто это написал? - спросила я хозяина.

    - Святая, - бросил он.

    Я села пить свой кофе. Открыла книгу о матери Терезе. Строчки со вкладыша в меню, те же самые строчки. Еще одна "медитация" матери Терезы. "Опубликована" на стене при входе в приют для больных СПИДом, открытый Орденом милосердия в нью-йоркском Гринидж-виллидж. У приюта есть имя. Он называется "Подарок любви".
    Автор - Алла Глебова, журнал "ДОМОВОЙ"
    __________________