6. Сделаем выводы

Таким образом, мы видим, что учение Е. П. Блаватской и Агни Йога представляют два внутренне связанных между собой звена единой традиции. Внутренняя связь их имеет множество аспектов, и один из главных, актуальных и животрепещущих для нас — эсхатологический и апокалиптический аспект. «Тайная Доктрина» в своей космогонической части представляет собой взгляд на данную проблему с большой высоты и огромной временной перспективы. В своей этической части учение Блаватской указывает правильные нравственные ориентиры на все времена, дает золотые вечные правила поведения и отношения человека к человеку и к миру. Причем, этот мир, это житейское море, несмотря на указание его характерной для Кали-Юги враждебности к человеку, воспринимается здесь в относительно спокойном состоянии. Если уподобить нашу планету «Титанику», то этические наставления пассажирам, данные в «Голосе Безмолвия» Е.П.Блаватской, относятся к началу движения корабля в относительно спокойном не штормящем море до столкновения с айсбергом. По-иному выглядят нравственные поучения Агни Йоги — и в смысле более взволнованного эмоционального языка, порой кричащего об опасностях и необходимости спасения, и в смысле аварийных методов предлагаемого спасения. Они как бы адресуются команде «Титаника», уже столкнувшегося с айсбергом и тонущего в условиях Армагеддона. Агни Йога является «аварийным» учением и конкретизирует пути спасения, в общем виде провозглашенные в учении Блаватской.

Как человечество на Западе и Востоке, в том числе и в России, пытается справиться с кризисными проблемами мира? Какие лозунги начертаны на его знаменах? Достаточны ли реализуемые нашей страной идеи демократии и рынка для того, чтобы спасти Россию? Думается, что эти идеи, благоприятно реализованные на Западе, недостаточны для спасения мира. Процветание, достигнутое в странах Запада, непрочно, ибо построено на ограблении стран третьего мира и потому, в конечном счете, нарушает экологическое равновесие планеты. Технократическая потребительская направленность западной цивилизации очевидна и вот-вот начнет терпеть крах не только по высшей охраняющей воле Космоса, но по простой причине истощения природных ресурсов. Запад не способен и не желает услышать великий призыв к самоограничению, к которому вслед за мировыми религиями энергично призывает Агни Йога. Западный подход к бытию не справится с грядущими испытаниями, потому что его нравственно-духовные идеалы не отвечают назревшей эволюционной потребности. В центре западной идеи стоит образ человека-профана, стоящего на материалистических позициях и видящего смысл жизни в бесконтрольном потреблении и гонке за наслаждениями. Профанический характер по существу имеет и западный государственно-социальный строй — демократия, начисто лишенный всяческой сакральности и призванный наиболее удобным и комфортным образом обеспечить удовлетворение эгоистических потребностей людей. Хорошо продуманное государственное устройство — демократия, обеспечивающее баланс между интересами различных общественных групп, демократия Запада, расцвела лишь в благополучных мировых условиях. В условиях грядущих катастроф, когда человечеству потребуется героизм, способность к самопожертвованию, самоограничению и реальные знания, понимание смысла происходящего, теплолюбивое растение западной демократии может легко погибнуть, если не захочет переродиться и эволюционировать. Тем более малоперспективно в России, стране с тысячелетними монархическими традициями, перед лицом мировых катастроф копирование западных государственных образцов. Е. И. Рерих высоко оценивала демократию, строй, основанный на народовластии, как идею, как идеальный государственный строй. Но при этом Матерь Агни Йоги подчеркивала, что идеальной демократии, как недосягаемому общественному идеалу, основанному на принципе свободы, предшествует строй Идеальной Иерархии, основанный на добровольной самодисциплине, самоограничении, авторитете знания и подчинения духовным вождям. Е. И. Рерих выделяла высокую роль вождя и посвятила этой проблеме целую книгу «Напутствие вождю», которая близка Учению Агни Йога.

Вождь в понимании Агни Йоги — это не тоталитарный деспот и не уговаривающий народ демократ-популист, выбранный снизу. Вождь — это близкий к народу, но авторитарный правитель, авторитарная сила которого основана на авторитете знания. В отличие от выборного чиновника, который правит просто предоставляя возможность разным слоям населения выражать свои эгоистические интересы, вождь ведет народ к еще незаметной для большинства людей провиденциальной цели. Он — выразитель народной души в ее самой сокровенной глубине. Он есть носитель силы, способной справиться со стихийными проявлениями национального характера в периоды смуты и революций. Он — просвещенный авторитарный водитель. Власть, благодаря которой ему удается удержать реку народной воли в твердых берегах закона, основана на его связи с Иерархией Света и силе жертвенности, то есть, на способности к самопожертвованию личными амбициозными целями во имя блага целого.

Только такой вождь способен объединить народы нашей страны на новых идеях и принципах. С этой точки зрения нельзя не сказать о тех дополнительных сложностях и отяжеляющих нашу страну факторах, которыми в условиях апокалипсиса может стать распад отечества на множество лоскутных образований. Распад любой империи — Римской, Империи Карла Великого или Византии в исторической перспективе всегда был связан с грандиозными потрясениями и трагедиями. Да и Новый Завет говорит:

«Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Матф. 12; 25).

« Пред.След. »