Святая Тереза Авильская

Святая Тереза Авильская

(1515-1582)

Святая Тереза Авильская — Тереза де Хесус, Тереза Великая, Тереза Санчес де Сепеда й Айумада родилась 28 марта 1515г. в Кастилии, «в городе рыцарей и святых» Авила. Отец Терезы был богатым и благородным идальго. Мать происходила из одного из древнейших и благороднейших авильских родов. Все восхищались рано проявившейся одарённостью девочки и её красотой.

Царственно величавы были все ее движения; волосы темно-коричневые с рыжеватым отливом, очень густые; тихая улыбка тонких губ была так обаятельна, что раз её увидевший никогда уже не мог забыть; в темных глазах была бесконечная ясность. Её покоряющее очарование проявилось еще в детские годы. Люди, знавшие Терезу, говорили, что её личность притягивала всех к себе, как магнит.

В двадцать лет, наперекор воле отца, Тереза ушла в монастырь кармелиток.

Ко времени прихода Терезы строгий устав ордена кармелитов: бедность, аскетическое подвижничество, посты, молитвы, молчание, физический труд, отказ от земных благ и полная отрешённость – были забыты. Разрешались посещения гостей, подарки, беседы с мирянами. Тереза испытывала неудовлетворение оттого, что не может полностью посвятить себя Богу. И лишь через двадцать лет ей удалось осуществить это полное посвящение. Она испытала озарение. Будто пелена спала с её глаз. Пришло осознание, что Христос – это не абстрактная идея, но одновременно наш Бог и наш ближний, вечность, вошедшая во время, Друг, с Которым можно жить рядом, разговаривать, проводить время… С тех пор она безраздельно предалась молитве и стремилась во всех делах своих следовать за Христом.

Е.И.Рерих писала: «Средневековье сделало из Христа Недосягаемого Идеала и лишило Его всякой человечности, следовательно, и Божественности; так все учителя Востока гласят: «Нет Бога (или Богов), который не был бы когда-то человеком». Так, насильственная отчужденность Христа от человеческого естества угрожала и сейчас угрожает полным разрывом человечества с Высшим Миром. Можно проследить, как в те времена появились большие Святые, которые старались восстановить это почти утраченное общение… Особенно яркие утверждения этому можно найти на страницах автобиографии Св.Терезы, испанской святой шестнадцатого века, и еще раньше в видениях и писаниях Св. Екатерины Сиенской и Св. Гертруды. Так форма и качество видений и сообщений, полученных через такое Общение, всегда отвечают уровню сознания видящих и получающих их, а также и нуждам времени. Как сказано: «Именно по характеру видений можно писать лучшую историю интеллекта». (Письма, 31.12.35. )

Свои видения и мистические переживания Тереза описала в «Автобиографии».

«Автобиография св.Терезы – документ ценнейший. Там есть замечательные описания так называемых священных болей, не говоря уже о видениях и яснослышании Наставлений от Иерархии Света». (П.Е.И.Р., 20.05.39)

«Всем советую прочесть автобиографию Св.Терезы, несмотря на то, что сочинение это прошло цензуру «духовного» ока падре, все же сохранились изумительные страницы. Ведь Жанна д’Арк, Св.Тереза и Сестра Ориола Белого Братства – одна Индивидуальность». (П.Е.И.Р., 31.12.35)

Первым видением Христа, или вернее, первым чувством Его «Присутствия», жизнь Терезы разделилась на две половины. Она сама определила это так: «Жизнь моя кончилась – началась жизнь Бога во мне».

Произошло это разделение, когда ей минуло сорок лет.

На семь лет уходит она из внешнего мира во внутренний. И за эти семь лет проходит семь восходящих ступеней Экстаза. «Однажды, во время молитвы, — пишет она, — я получила способность сразу постигнуть, каким образом все вещи могут быть созерцаемы в Боге и содержаться в Нем. Я видела их не в их обычной форме, однако с поразительной ясностью, и вид их остался живо запечатленным в моей душе. Это одна из наиболее выдающихся милостей, дарованных мне Богом…» Мистический восторг Терезы возбуждал физическую ее природу, она говорит о чувстве восхищения, как о чем-то таком, что трудно вынести и что почти граничит с физической болью. О том участии, которое принимает тело в небесных радостях, она говорит, что чувство радости «пронизывает его (тело) до мозга костей, тогда как земные наслаждения действуют поверхностно. Это, конечно, только приблизительное описание, — добавляет она, — но я не умею выразиться яснее».

«Божество представляет собою громадный и поразительно прозрачный бриллиант,- говорила она, — в котором каждый из наших поступков отражается таким способом, что вся его греховность становится ясной и очевидной».

Господь даровал Терезе мистический опыт трансверберации — херувим проколол ее сердце огненным копьем. Вот как она пишет об этом:

Чую я удар нежданный,

и души во мне не стало!

Чем я честь сию стяжала?

Что свершил сей подвиг странный?

Что за смертная услада —

чуять в сердце рану эту!

Боль, которой равных нету;

смерть — и жизнь, что ей награда!

Сердце святой Терезы сохраняется ныне в городе Альба де Тормес, и на нем до сих пор виден шрам от странной раны…

Многие смятения и мучения Терезы оставались незаметными для большинства окружающих, но её мудрость, здравое суждение и духовную устремленность узнали тогда многие. Тереза обладала большим знанием людей. Несколько слов собеседника раскрывали перед ней его суть. Поэтому она умела говорить со всяким человеком на доступные ему темы.

Спокойная и сытая жизнь монастыря, не наполненная действием самоотречения и служения Богу, не могла удовлетворить душу Терезы. Ей хотелось жить по первоначальным правилам кармелитского ордена.

Но такое устремление вызвало град упреков и осуждений. Монахини обвиняли её в том, что она считает себя лучше всех и разыгрывает святую, угрожали ей инквизицией. Но нашлись у неё и сподвижницы, с которыми она организовала новый монастырь.

Орден кармелитов раскололся. Реформированная ветвь получила название – босоногие (по аналогии с францисканцами), потому что круглый год носили ременные сандалии, в отличие от нереформированной ветви, зимой надевавшей теплую обувь.

Но получить признание реформы оказалось нелегкой задачей. У реформаторов было много противников. Ждать помощи от Папы было нечего. Папский нунций Сега дал клятву покончить с босоногими, подчинив их начальству нереформированной ветви и освободив от вредоносного влияния Терезы де Хесус, которую он назвал «надоедливой женщиной-бродягой, посвятившей себя основанию монастырей без папского разрешения, и сочинению книг, вопреки повелению апостола Павла: “жёны ваши в церквах да молчат”».

Почти двадцать лет странствовала Тереза по Испании, терпя всевозможные лишения и оскорбления во имя возрождения идеала средневекового монашества. Но, несмотря на все эти мытарства, она основала монастыри во всех крупных городах Испании. У неё был дар привлекать к себе сердца. Многие противники Терезы, единожды поговорив с ней, становились её горячими сторонниками. Св. Тереза была первой женщиной-писательницей в Испании, вообще первой женщиной-богословом, хорошо знавшей Библию и сочинения Отцов Церкви. Её перу принадлежат автобиография под названием «Книга моей жизни», где она описала свою жизнь, прежде всего внутреннюю, как бы рассказывая о путешествии в глубину своей души. Её «Книга оснований» рассказывает о длительных путешествиях по испанским дорогам и обо всем, что с ней происходило во время основания различных монастырей. «Путь к совершенству» — это толкования древнего устава Братства Кармеля. Она написала тысячи духовных писем и около сорока стихотворений. Но шедевром её творчества считается «Внутренний замок», где она писала: «Душу можно сравнить с замком из цельного алмаза или ясного кристалла, в котором много комнат, как в раю много обителей. … Так и кажется, что я говорю несуразное, ибо если замок — наша душа, незачем в него и входить, это мы и есть; ведь нелепо сказать, чтобы вошёл в комнату тот, кто уже в ней. Но поймите, что пребывать можно по-разному. Многие души — в ограде замка, там, где стража, — совсем не хотят войти в него и не знают, что внутри, кто обитает в столь дивном доме, мало того — какие в нём комнаты. Наверное, вы читали в книгах о молитве, что надо войти внутрь, в свою душу; это — одно и то же». Господь находится в центральном покое, а двери открывает молитва. Но случается, что «душа так привыкла общаться со зверями и гадами, живущими в ограде замка, что почти уподобилась им, и хотя от природы она столь богата, что могла бы беседовать с Самим Богом, помочь ей уже нельзя».

Значение созданного св. Терезой трудно переоценить даже с литературной точки зрения. «Книга моей жизни», самое переводимое произведение испанской литературы после «Дон Кихота».

Инквизиция велела Терезе сжечь все духовные книги на родном испанском языке. Она смиренно повиновалась — её живой книгой стал Христос. Автобиография Терезы была конфискована и рассматривалась инквизицией. Запрет на публикацию сняли только в 1586 г., через 4 года после смерти автора.

В наше время психология (и не только она) говорит неуверенным в себе, одолеваемым страхом людям, что их задача — самореализоваться, т.е. реализовать себя самого. Путь и след — разные вещи, и одно нередко мешает разглядеть другое. Тереза Авильская оставила огромный след в литературе, в истории, в Церкви. Но если всмотреться в пройденный ею путь, можно увидеть, что он совершенно противоположен тому, что предлагает психология. Ибо христианство предлагает отринуть себя самого во имя любви ко Христу.

Ничто не страшно,

ничто не больно;

всё исчезает —

Бог остаётся.

Только терпенье

цель покоряет.

Бога стяжавшим

Бога довольно;

Бога хватает.

Она ушла в 67 лет, 4 октября 1582 г. И с того времени и до сего дня к её гробнице в городе Альба де Тормес каждый год приезжают толпы паломников…

В 1622 г. Тереза Авильская была канонизирована. Наряду со св. Иаковом считается небесной покровительницей Испании. Как и святая Екатерина Сиенская, она признана Учителем Церкви;

Её произведения переведены на множество языков, включая арабский, корейский, иврит. О ней написано множество книг и снято множество фильмов.