Картина "Орифламма" Н.К.Рериха. Стихотворение Н.К.Рериха "Владычица Знамени Мира" Владычица червонно-пламенная! Владычица Знамени Мира! К Тебе, Владычица, мы прибегаем. Кто же поднимет Знак Мира, Знак Сохранения Высших Сокровищ? Кто же, кроме Тебя, придёт к нам, помочь Знамя поднять, знак созиданья народам? Бурно море и губительны вихри, но Ты Знамя поднимешь и наполнишь сердце людское сознаньем о священном Хранении Духа. Ведь Ты знаешь, насколько нельзя отложить этот Знак. Ведь Ты знаешь, сколько уже разрушений землю унизило. Знаешь Ты все поношения самого лучшего, самого нужного людям. Если стадо не знает опасности, то ведь Ты, Пастырем будучи, Мирное Знамя поднимешь. И ветры нагорные всюду Приказ принесут Твой: сохранить, и строить, и складывать Светлое Завтра. Твой Пламень Червонный тьму разгоняет. Дыхание Твоё исцеляет все раны и Рука Твоя разве не строит, легко прикасаясь к созидательным камням творенья? Вот мы и просим Тебя поднять этот Знак Триединости Мощной. Знаем мы, что Ты не откажешь, ибо противно Тебе разрушенье и уничтоженье прекрасных начал. Ты не терпишь хаоса. Ты не терпишь смятения, и потому Ты поднимешь, и сохранишь, и укажешь народам Знак Охранения мирных прекрасных Сокровищ! Знак Путеводный для каждой творческой Мысли! Знак Утверждения и Света. Помоги, Владычица Знамени Мира! 1936 г. ________________ Н.К.Рерих ЗНАМЯ МИРА Просят собрать, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его разно. Одни говорят, что это - прошлое, настоящее и будущее, объединенное кольцом Вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце Культуры. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения, но при всем этом разнообразии толкований знак как таковой утвердился по всему миру. Чинтамани - древнейшее представление Индии о счастье мира - содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдете то же изображение. Тибетские "Три Сокровища" говорят о том же. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак - на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров**. Гурда, знаменитые клинки кавказские, несут на себе тот же знак. Разве не различаем его же на символах философских? Он же на изображениях Гесэр-хана и Ригден-Джапо. Он же и на Тамге Тамерлана. Он же был и на гербе Папском. Его же можно найти и на старинных картинах испанских и на картине Тициана. Он же на старинной иконе Св. Николая в Баре. Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же на изображениях Св. Троицы. Он же на гербе Самарканда. Знак и в Эфиопии и на Коптских древностях. Он же - на скалах Монголии. Он же на тибетских перстнях. Конь счастья на Гималайских горных перевалах несет тот же знак, сияющий в пламени. Он же на нагрудных фибулах Лахуля, Ладака и всех Гималайских нагорий. Он же и на буддийских знаменах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак. Вот почему для Знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века - вернее, через тысячелетия. При этом повсюду знак употреблялся не просто в виде орнаментального украшения, но с особым значением. Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, быть может, он окажется самым распространенным и древнейшим среди символов человеческих. Никто не может утверждать, что этот знак принадлежит лишь одному верованию или основан на одном фольклоре. Бывает особенно ценно заглянуть в эволюцию человеческого сознания в самых разных его проявлениях. Там, где должны быть охраняемы все человеческие сокровища - там должно быть такое изображение, которое откроет тайники всех сердец людских. Распространенность знака Знамени Мира настолько велика и неожиданна, что люди чистосердечно спрашивают, был ли этот знак достоверным или он вымышлен в позднейшие времена. Нам приходилось видеть искреннейшее изумление, когда мы доказывали распространенность этого знака с древнейших времен. Теперь человечество в ужасе обращается к троглодитному мышлению и предполагает спасать в подземных хранилищах, в пещерах свое достояние. Но Знамя Мира именно говорит о принципе. Оно утверждает, что человечество должно согласиться о всемирности и всенародности достижений человеческого гения. Знамя говорит: "noli me tangere" - не прикасайся - не оскорби разрушительным прикосновением Сокровища Мира. 24 Мая 1939 г. -------------------------------------------------------------------------------- Примечания к тексту: * Текст воспроизводится по изданию: "Листы дневника", II том (1936 - 1941), М.: МЦР.1995 г. ** Члены рыцарского ордена, основанного в Иерусалиме около 1119 г. Хуго фон Паенсом (Hugo von Payens) для защиты паломников и святых мест.
Знамя Мира в Космосе. Впервые Знамя Мира было поднято на орбитальную станцию «Мир» в 1999 году космонавтами А. Соловьевым и А. Баландиным. Оно находилось на орбите 179 суток, в открытом Космосе совершило 144 витка вокруг Земли. С 1997 года действует «Международный культурный проект «Знамя Мира». Цель проекта: Призыв к единению под Знаменем Мира народов с различными политическим, религиозным, философским мировоззрением, обычаями и нравами, во имя мира, сохранения красоты планеты, во благо развития и Культуры. Инициаторы проекта: · Международная Лига защиты Культуры. · Международный Центр-Музей Рерихов; · Федерация космонавтики России; · Международная Лига защиты культуры; · Евразийское физическое общество; · Российская ассоциация членов Международной академии астронавтики; · Международная ассоциация Фондов Мира. Руководитель проекта: А.А. Леонов, летчик космонавт, вице-президент международной ассоциации участников космических полетов. Проект поддержали: · Российское космическое агентство; · Ракетно-космическая корпорация «Энергия» · ЦНИИ машиностроения; · Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина, и др. 30 июля 1997 года руководители проекта вручили перед стартом Знамя Мира космонавтам А. Соловьеву, П. Виноградову и астронавту НАСА Венди Лоренс. За 1997 – 1999 гг. со Знаменем Мира на борту на орбитальной станции «Мир» работали 13 российских космонавтов и 20 зарубежных астронавтов. 5 января 1999 года Знамя Мира, побывавшее в Космосе, было вручено Президенту Республики Казахстан Н.А. Назарбаеву. В церемонии участвовали летчики-космонавты А.А. Леонов, Т. Мусабаев, академик РАН С.П. Капица. В этом же году Знамя Мира было вручено мэру г. Москвы Ю. Лужкову. В 2004 году Знамя Мира было вручено спикеру индийского парламента С. Чаттерджи. Международный культурный космический проект «Знамя Мира» продолжает свою деятельность. Источник: http://www.roerich.kz/raxkosmos.htm
Космонавты А.Баландин и Г.Стрекалов со Знаменем Мира на борту станции "МИР", 1990 г. Культурная космическая программа "Космос - человек - культура" Cosmonauts A.Balandin and G.Strekalov with the Banner of Peace. Mir Space Station. Russian cultural program "Space-Human-Culture". 1990. (Photo from the archive of RKK "Energija") Источник: http://www3.sympatico.ca/jacqueslebel/station_myr.htm ______________________ Station Myr International Public & Cultural Space Project Знамя Мира International Public & Cultural Space Project - "The Banner of Peace" - is carried out by Russian and international non-governmental organizations with the purpose of advancing the concept of the Culture of Peace and the idea that culture is the basis for uniting countries and nations with different political, religious and philosophic outlooks, traditions and customs. The Banner of Peace is the symbol of the first international treaty on the protection of world artistic and scientific institutions and historical monuments (the Roerich Pact). The treaty was signed in the White House in the presence of President F.D.Roosevelt by U.S. and 20 other nations in 1935. The focal element of the Project is the exchange of the Banners of Peace between the Russian and the American people via the Mir Space Station with international crew. On July 30, 1997 the International Center of the Roerichs (Moscow) and the Russia’s Federation of Cosmonautics presented the Banner of Peace to cosmonauts Anatoly Solovyev and Pavel Vinogradov and astronaut Wendy Lawrence in Zvesdny Gorodok (Star City). On August 5, 1997, four Banners of Peace from Russia were launched onboard Soyuz TM-26 spacecraft from Baikonour, Kazakhstan. On January 28, 1998 Soyuz TM-27 spacecraft with the Banner of Peace was launched to the Mir Station. The crew consists of: Talgat Musabayev - CDR, Nikolai Budarin - FE, Leopold Eyhartz - a French Research Astronaut. On June 2, 1998 USA’s shuttle Discovery (STS-91) with four Banners of Peace from United States of America was launched to the Mir Station. This Banner of Peace have been given to the Discovery crew by the Nicholas Roerich Museum in New York city. The crew consists of: Charles J. Precourt - CDR, Dominic L. Gorie (Pilot), Mission Specialists Wendy B. Lawrence, Franklin Chang-Diaz, Janet Kavandi, Valery V. Ryumin. The Banner of Peace in outer space and the exchange of Banners of Peace between peoples through the outer space symbolize the global responsibility for the destiny of mankind and of the planet, partnership of nations in the preservation and development of the world’s cultural values. It is an expression of our gratitude to those who were the first ones to inaugurate the Banner of Peace. The Banner of Peace Project - is carried out with the UNO/DPI support. The purpose of the project is to advance concepts and ideas: The concept of the Culture of Peace is the philosophy on the eve of new Millennium. Culture is the basis for uniting countries and nations with different political, religious and philosophic outlooks, traditions and customs. In the new Millennium only partnership and cooperation can be the foundation of a meaningful future for humanity; and Culture is the basis for the building of the common home for humanity on the Earth. The space technologies support human expansion to space and bring new scientific knowledge to people. At the same time the space technologies are the basis of the future Space Civilization. During the first 37 years manned space flights has been the Space Culture first steps. At the fall of the XX century the sustainable development concept has become predominant in the world community. Currently the sustainable development of humanity is impossible without space activities. -------------------------------------------------------------------------------- PRESIDENT OF THE BANNER OF PEACE PROJECT : Alexei A. LEONOV pilot-cosmonaut Association of Space Explorers Co-Chairman CO-PRESIDENTS OF THE BANNER OF PEACE PROJECT: Anatolyi N. BEREZOVOI pilot-cosmonaut, Russia’s Federation of Cosmonautics Vice-President Gorimir G. CHERNYI academician of RAS, President of the Russian Association of IAA Members Yury N. GLAZKOV pilot-cosmonaut, Yu.A.Gagarin Cosmonauts Training Center Deputy Commander Sergei P. KAPITSA Prof., Euro-Asian Physical Society President, Russian Academy of Nature Sciences Vice-President; Anatolyi E. KARPOV International Association of Peace Foundations President, Many times World Champion (Chess) Boris V. RAUSHENBACH academician of RAS, International League for Protection of Culture Honorary President Ludmila V. SHAPOSHNIKOVA International Centre of the Roerichs Vice-President, N.K.Roerich Museum Director Fedor F. SVETIK professor, International Humanitarian Foundation «Znanie» Board Chairman
Демонстрация с участием Далай Ламы (в центре) за культуру и мир. Источник: http://etoile.dumatin.free.fr/culture/D ... e_2005.pdf
Иерархия, 331. Не может быть международного соглашения и взаимного понимания без культуры. Не может народное понимание обнять все нужды эволюции без культуры. Потому Знамя Мира вмещает все тонкие понятия, которые приведут народы к понятию культуры. Человечество не умеет явить уважение к тому, что есть бессмертие духа. Знамя Мира даст понимание этого великого значения. Не может человечество процветать без знания величия культуры. Знамя Мира откроет врата к лучшему будущему. Когда страны на пути к разрушению, то даже малодуховные должны понять, в чем заключается восхождение. Истинно, спасение в культуре. Так Знамя Мира несет лучшее будущее.
Знак Знамени Мира – знак Триединства на монгольских скалах. Источник: "Nikolas Roerich - Leben und Werk eines russischen Meisters" von Jacqueline Decter. Kapitel 8. AMERIKA.
Иерархия, 390. Как тупы все отрицающие надежду! Как слепы утверждающие преимущество войн! Как мало сознаний, которые могут видеть перерождение планеты путем культуры! Конечно, не осознающие творчества путем высших мер будут погибать в старых смятениях. Не осознавшие новых путей так нуждаются в понимании Века Майтрейи! Ведь Знамя Мира и Владык даст открытые пути!
Женское украшение /фрагмент/ Символика Триединства в культуре Казахстана. Источник: http://www.roerich.kz/publication/simvo ... instva.htm
"Главная цель Знамени Мира – объединение сознаний всего мира на понимании культурных ценностей, на осознании самодовлеющего и руководящего значения творчества духа человеческого, приводящее к осознанию Иерархии Красоты и Знания". Е.И.Рерих – американским сотрудникам 29 июля 1931 г. Кейланг, Лахуль.
"…Христос воскрес! Христос Космического Сознания уявлен в грозе и буре. Храните великое спокойствие и веру в нашу лучшую страну. Знамя Мира покроет всю Землю. Пронесется буря, посеянная ненавистью отбросов космических…" Письма Е.И.Рерих к Е.П.Инге. Письмо от 28.04.51
«Между прочим, брошюра (Ю.Н.Лукин «В мире Символов». Харбин, 1936 г.) называет мою картину «Святая Покровительница» кощунственной, ибо знак Триединости помещен на груди Богородицы. Трудно классифицировать это сообщение. Будет ли оно сознательно кощунственным или кощунственно невежественным – это не меняет мрачного поползновения составителей брошюры. Спрашивается, неужели невеждам неизвестно, что подобный знак Триединости в большом размере, также как на моей картине, находится на груди Христа знаменитой картины Мемлинга в Королевском музее Антверпена? Именно это помещение знака Триединости послужило мне прототипом для помещения его в таком же применении и на моей картине. 2) Неужели невеждам неизвестно, что этот же знак Триединости находится на иконе св. Сергия, помещенный на епитрахили Преподобного? Невежды могут удостовериться, посмотрев на издание Киево-Печерской Лавры 1860 года «Служба Преподобному Сергию Игумену Радонежскому Чудотворцу». 3) Неужели невеждам неизвестно, что этот же знак находится на иконе св. Николая Чудотворца в Бар-Граде, воспроизведение которой утверждено председателем Киевским, Карловцы-Сремские, 10 марта 1922 года. 4) Если предположить, что указанные три сведения невеждам неизвестны, то, наверное, им неизвестно, что тот же знак находится на головном уборе св. Михаила Архистратига в Испании или на Богоматери в Страсбурге и еще на очень многих древних православных крестах и в иконных орнаментах. Не может быть, чтобы люди, причисляющие себя к православию, не знали всех этих вышеупомянутых общеизвестных данных» Письма Н.К.Рериха к А.М.Асееву, 30.X.1936.