Это была старая опытная самка, чьи лучшие дни остались уже давно позади. Свалявшиеся клочья седой шерсти свисали с тощих боков, морда, с отпечатками глубоких укусов охотничьих собак выражала брезгливое высокомерие, как у существа, которое выживало, боролось, выгрызало право на жизнь... И выжило, выгрызло… У волчицы было разорвано ухо и губа, некогда располосованная острыми когтями росомахи, срослась неправильно, оставив уродливый шрам с проплешинами розоватой кожи . Самка опустила крупную морду и глухо зарычала, обнажив редкие желтоватые клыки. Всем своим болезненным обликом, бесцветными слезящимися глазами и уродливым оскалом, она напоминала аждаха, злого духа ночных кошмаров. Два крупных самца, - молодой, переярок, и старый, с серебристыми подпалинами в рыжеватой шерсти составляли ее клыкастую свиту. Первый, Молодой, подобострастно взглянул на самку и залился сиплым продолжительным лаем, припадая на передние лапы, как деревенская шавка. Волчица никак не отреагировала на такое проявление верности. Течка делала ее раздражительной и постоянно голодной. Самцы для нее служили оружием для добывания пищи, и все их заигрывания не производили на нее никакого впечатления. Выносить волчат она бы уже не смогла. Молодой самец, не дождавшись реакции обиженно замолк и застыл, не сводя настороженных желтых глаз с неподвижной добычи. Второй же волк, старый, никак не реагировал ни на сидящего вблизи человека, ни на ребячливый лай своего более молодого конкурента, пытающегося заслужить одобрение самки. Не замечая ее напряженности, Матерый уверено лизнул волчицу в ухо… Та милостиво, продолжая щериться, повернула к нему уродливую морду и одарила ухажера не то оскалом, не то ухмылкой… Внезапное движение заставило волков прервать обмен любезностями. Шаман открыл глаза и медленно, не совершая резких движений, поднялся. Это был смуглый мужчина, на худом изможденном лице которого годы не оставили следов. Быть может, ему минул уже третий десяток, а может и больше… Широкие скулы и раскосые глаза - печать монгольской крови, длинные черные с проседью волосы наспех заплетены в косы и перевязаны кожаными ремешками, с медными подвесками бегущих животных: лошадей и волков. Глаза шамана были серыми, холодными, почти прозрачными, за что в соседних поселениях его тайком называли Белоглазый, обращаясь же, звали не иначе как Цаагал-паша– белый господин. Брат Волк, возьми меня в Братья! – Белоглазый протянул руку, ладонью к небу. Голос шамана звучал тихо, хрипло и неразборчиво…. Волки, испуганные им, отскочили подальще и ощерились, демонстрируя желтоватые клыки. Вздохнул ветер, зашелестел в кронах отцветающих яблонь, умчался в степь, унося пряный запах и полупрозрачные розоватые лепестки. Казалось, время остановилось. Где-то вдали, среди сочного разнотравья свистел и щелкал, захлебывался своей звонкой трелью джурбай – степной жаворонок … Глубокое полуденное небо рассеяло облака и резало глаз ослепительной бездонной синью, в глубине которой черной точкой застыл парящий коршун. Волчица досадливо мотнула уродливой мордой, смахивая искрящие брызги наваждения, но шамана и след простыл. Она уже не понимала, что или кто заставил ее испугаться и продемонстрировать ее самцам слабость. Досадливо рыкнув, она рванула тупыми клыками шкуру молодого самца, прижимающегося с ее облезшему боку и преданно заглядывающему в глаза. Тот испугано взвизгнул и прижался брюхом к земле. Самка развернулась и потрусила по шелестящему покрову степи, распугивая бурых, с красными тонкими крыльями, крупных кузнечиков. Волчья троица покидала яблоневый сад… За волчицей семеня и поскуливая, как отставший от матери щенок, помчался переярок… Матерый же задумчиво оглянулся на почерневший от старости, вросший в землю не то барак, не то дом – людское логово, пропахшее не людьми, а волками. Собратьями. И все же что-то в этом запахе было чужим, подозрительным. Ненастоящим. Задумчиво облизнувшись, Матерый, неспешно отправился за самкой, опасаясь подходить ближе к раздосадованной голодной волчице… *** Пахло волками… Белоглазый открыл глаза. Волки редко нападали, но все менялось. Небо, почва, солнце… Даже духи шептались теперь иначе: тише, невнятней. И все неохотнее шли на контакт.. И все чаще терялись в глубинах темных сновидений Нижнего Мира молодые и еще неокрепшие двойники живущих в Срединном Мире… Цаагал любил волков. Этих сильных, ловких, проворных хищников. Верных и по-человечески мудрых. Он и сам был отчасти волком, хотя и человеком по крови. Медные треугольники, нашитые на льняную рубаху, имитирующие женскую грудь, чуть слышно зазвенели… Духи предпочитали женщин. Близился закат и оставалось еще одно незаконченное дело… Прошлой ночью, когда Белоглазый наблюдал за звездами, духи послали ему видение: небо над степью подернулось черной дымкой, заволокло густым тягучим туманом, лишь Долан Бурхан продолжал гореть ярким серебряным ковшом из туч. Внезапно, одна звезда сорвалась и покатилась как колесо по небосклону, упала где-то далеко, за горами, вспыхнула багрянцем крови, мигнула неясным отблеском и угасла. Видение рассеялось, звезды продолжали свой ночной путь: большие, малые, алые, синеватые и серебряные всполохи бесконечности. Млечный путь, бесконечный, как само небо, вел куда-то, ветвясь и петляя, наподобие Великого Древа, на чьих ветвях покоились тысячи человеческих жизней и в чьих недрах рождались все новые и новые духи… Долан Бурхан величественно нависал над шаманом и Белоглазый понял, что должен сделать. Чья-то молодая душа ушла в Нижний Мир и заблудилась там, не имея сил выбраться из мира Духов и он, Цаагал паша, Белоглазый, должен вернуть ушедшую душу в срединный мир живых. Смахнув воспоминания ночи, Шаман взглянул на солнце, приложив ко лбу ребро ладони, затем опустил глаза к земле и посмотрел на темный лаз норы в траве. Нора суслика уходила глубоко в недра земли, как корень девясила. Степной зверек давно покинул свое жилище и других обитателей или гостей там не было: Белоглазый чувствовал это, как и множество иных вещей, связанных со степной жизнью. Шаман лег на землю, глядя в черный провал норы, и нараспев повторяя Слова Предков, погрузил себя в транс. Степь исчезла. Нора расширилась. Ее чернота тягучим морем разливалась в пространство, затапливая и небо, и землю. В этот момент важно было не задохнуться, и шаман вдохнул полной грудью… Свет разрезал черную бездну подобно ослепляющему взрыву: перед крохотным человеком распахнулся яркий, горящий, мерцающий бесконечный движущийся круг света, медленно вращающееся колесо сплетенное из бесконечных, бессчетных тончайших фосфоресцирующих нитей и нанизанных на них пылающих серебряных звезд. Колесо меняло цвет: то багряное, как утренний рассвет, то синее как небесная лазурь, то розоватое…Золотое, изумрудное, лиловое….Но лишь странные смутные оттенки цветов пробивались через величественный и ослепляющий кристально-белый цвет…Ни Луна, ни Солнце, ни все светила мира не могли сравниться с оттенками этого божественного цвета и его бесконечной, неизъяснимой, непередаваемой игрой Света и Цвета… Шамана заполнили голоса: шепоты, звуки, фразы, чужое дыхание.. В мгновение ока он – уже не был тем, чем являлся в срединном мире, будто став прозрачным: свет, шепот, звуки, - все плыло сквозь него….И он сам, он, Белоглазый, стал частью этого единого великого Света…Великого и единого Ничто. Голоса сливались в один шумящих хор: фразы, мысли, отдельные слова, - все это заполнило Белоглазого. И из общего звука голосов выделился один, упорно повторяющий что-то… Шаман не слышал, что именно повторял этот голос. Слова Нижнего Мира были не для его уха. Он протянул руку, ловя голос на невидимую паутину: чья-то душа забилась как мотылек, заточенный в кулак ловца, затрепыхалась, завибрировала, задрожала, вырываясь из стальных прутьев чужой воли, не желая, и в то же время желая вернуться в свое человеческое тело… «Рано тебе еще, – мысленно пояснил Шаман, и Душа, присмиревшая, затихла. – надо вернуться». Свет начал отдаляться. И вот он уже белая точка в черной бездне.Темные воды сжимаются отползают, оставляя после себя непримятую траву, втекают обратно в нору... Но дело еще не закончено. Шаман разжимает ладонь. Блеклая тень, слабый оттиск человека поднимается с нее, колеблемая невидимым ветром. Это другой Шаман. Неопытный, самонадеянный и дерзкий мальчишка. Еще неоперившийся птенец, вышедший на помощь кому-то и не нашедший дороги обратно… «Иди к своему телу». Оттиск приобретает вид подростка…тонкого беловолосого юноши, - славянин… Синие глаза открываются. В них плещутся непонимание и растерянность…И первые касания забвения: если долго оставаться в Мире Духов, начинаешь забывать земной мир. «Иди же, – смягчившимся голосом произносит Белоглазый. – возвращайся!» Мальчик вздрагивает. В синих глазах появляется осознанность, а на губах улыбка. Он кивает головой и тает. Тень меркнет, становится туманной дымкой и развеивается по ветру… И нет другой благодарности, чем та, что произнесена касанием мыслей, дыханием ветра и отблеском вечного колеса жизни. *** Белоглазый поднялся. Солнце уходило за горы. Последние ало-золотые капли заката испарялись с поднявшейся от вечерней прохлады травы. Где-то заржали кони…Табун медленно двигался по степи… Невысокие рыжеватые лошади разрезали океан высокой травы крепкими округлыми коленями, приминая сочные, не успевшие выгореть на солнце стебли. Резвились тонконогие жеребята, тревожно и жалобно звали их матери кобылы; молодые жеребцы мерялись силами, обновленные вечерней прохладой, спустившейся с гор… Шаман улыбнулся, вспоминая о чем-то невообразимо далеком, развернулся и, ссутулившийся, побрел к своему почерневшему от времени жилищу. Духи провожали его проницательными очами молодой монгольской лошади.
Хотел ограничиться одним лайком, но подумал что это будет не очень вежливо с моей стороны. Ведь Вы столько времени потратили в моей теме! И так много полезных мыслей принесли. А я в ответ молчу. Но как бы хотел промолчать - потому что боялся потушить священное пламя творчества своим анализом. Вроде анализ - намерение и благое, но... Иногда благие намерения приводят... Ну в общем понятно. И все же думаю что все поймете правильно. Лайк поставил от всей души. Ибо текст сильный. Очень сильный, порой с перегибом. Я как наяву увидел двух волков и волчицу... Беда в том, что они закрыли собой остальных персонажей. И самое печальное - они почему-то воспринимаются не как волки, а как люди... Особенно удручает волчица, почему-то встает перед глазами лицо циничной девушки с сигаретою в зубах... Как бы есть такой типаж (не хочу никого оскорбить, сигарета не значит что это есть этот типаж, я больше про поведение). Из-за волчицы не видна красота природы.... Я просто как бы не знаю, какая мысль тут планировалась. Может как раз то, что я сказал. Тогда задумка удалась на все 100% Но если что-то другое - то тогда надо подумать, что изменить для достижения эффекта. Джек Лондон отлично описывал животных. У него получалось изумительно. Возможно стоит проанализировать сцену из "Белого клыка", в которой Одноглазый ухаживает за Кичи. Но я сам не знаю толком что "не так", это на уровне интуиции Описание щамана - великолепно! Очень реалистично. Он вышел как живой.... А описание процесса транса - захватывающим. Тут нечего добавить, сразу видно что автор как говориться "в теме". Знает все тонкости, или хотя бы много размышлял на эту тему. Но самое мне понравилось - концовка. Описание природы. Воистину, оно удалось! Я даже не знаю, что добавить. Быть может облаков? Закаты в Монголии удивительны. И именно игра облаков придает им неповторимый оттенок... И еще. Быть может там, вдали - сверкают в лучах заходящего солнца далекие ледники... С табуном все нормально. В отличии от волков он удался, и гармонично вписался в общую картину. Если подытожить - то Вы сильный автор. Почту за честь попробовать что-нибудь написать в соавторстве. Но не настаиваю ни на чем Соавтор из меня еще тот... P.S. Дежавю, как будто волков я уже обсуждал. Только не помню с кем Воистину, мысли повторяются...
Ничего страшного, все добровольно и непринудительно Среди нас нету маститых писателей, мы здесь все ученики и нет ничего более полезного, чем здоровая критика Ух ты... Даже не думала об таком, писалось все на интуитивном уровне... Задача была противопоставить два мира: мир людей-животных и мир духов и шаманов, поэтому животные здесь действительно очеловечены, но о том, что они производят такое впечатление - не догадывалась Спасибо за интересные мысли! Почему бы и нет! Сейчас мы узнаем друг друга лучше, а для соавторства это очень важно, и времени у нас для этого в запасе достаточно) Не хотелось бы в процессе творчества обидеть и оттолкнуть от нас такого искреннего и приятного в общении пользователя!
Сегодня успел все же подумать над этой темой. И над прочим И появились мысли, почему такое впечатление, и что надо немного поправить, чтобы оно исчезло. Но прежде чем их изложить - обдумаю еще раз все хорошенько. В свете идеи противопоставления двух миров. И быть может завтра, кроме анализа - набросаю небольшой текст, в котором покажу, как вижу волков и всю эту сцену. Чтобы лучше понять друг друга
С этой фразы с моей точки зрения начинается тонкой отход от основной идеи показа двух миров, т.к. она содержит в себе другие, не менее глубокие идеи, часть из которых кажутся мне ошибочными… Попробую их вычленить. Идея первая. Страх смерти. Не в том смысле, что животные не бояться погибнуть – а в том, что они, как и люди, бояться смерти как явления. Как нечто непонятного. Когда они чувствуют, что пришла пора смерти, они не цепляются за жизнь, подобно людям. А молча прощаются с друзьями и детьми, идут в одиночестве умирать. Я хотел бы сказать, что это проявление мужества, но… Если бы так поступил человек, то да. Это было бы мужество. Для животных это – естественно, ведь они чувствуют и видят Тонкий Мир, и к тому же они – рабы инстинктов. Инстинкт говорит им, что пришла пора умирать, и оставить свое место более молодым и сильным. И они – исполняют его, не задумываясь, хорошо это или плохо, страшно это или нет… Они знают, что ждет их дух за порогом смерти. Идея вторая. Инстинкт размножения. Не надо все же путать животных и человеческих особей. Хоть физические процессы и протекают сходно, все же психика животных и человека в корне отличаются. Наличием у человека свободной воли. Т.е. хоть, инстинкты у человека и проявляются, но он может их проигнорировать. Рассмотрим пример такого явления, как материнский инстинкт. Волчица яро бросается на защиту своих волчат, хоть и знает, что погибнет. Она не задумывается, что жертвует собой и совершает какой-то подвиг. Для неё это естественно. В то же время, если волчата уже взрослые – то она не испытывает к ним любви, как человеческие женщины к своим детям – даже если последние уже взрослые и имеют свои семьи. Людская женщина, попав в ситуацию, когда её ребенку угрожает опасность, может и не пойти на поводу у инстинкта – т.е. броситься к своему дитю и погибнуть вместе с ним. Нет, если воля у неё сильна, то она обратиться к своему разуму – с целью придумать план спасения, по которому ребенок останется жив. Ну и желательно она сама конечно. План этот может содержать множество хитроумных ходов. Т.е. несмотря на великую силу инстинкта, воля все же оказывается сильнее. Именно разум, самосознание, и свободная воля отличают человека от животного… Но я отошел от темы размножения. У меня сложилось впечатление, что если волчица чувствует, что уже не может выносить волчат – то она не «парит» голову волкам-самцам, а уступает место более молодым и здоровым волчицам-самкам. Мысль, что она может использовать инстинкт размножения самцов как средство для удовлетворения своего инстинкта голода – кажется мне мягко говоря странной. Да, конечно в людской среде и не такое бывает, но люди – это люди. Часто они бывают гораздо хуже животных, ибо свободная воля способна на множество ужаснейших вещей. Я вдруг почувствовал желание защитить немых братьев наших меньших от несправедливых упреков. Давайте обратимся к самому процессу размножения. Люди способны вступать в интимные отношения на протяжение всего репродуктивного возраста, и даже дальше – за его пределами. У их женщин нет вообще такого понятия, как «течка» (да простят меня милые дамы за этот термин), в то время как у волчиц в частности – он есть, и строго ограничен по времени. Т.е. волки вступают в интимные отношения только ради получения потомства, только в определенном возрасте, и только в определенное время года. Мне кажется это общеизвестным фактом, но сейчас вдруг засомневался. Пошел гуглить про волков, и вот сразу нашел статью, которая, как мне показалась правдива: http://animalsof.ru/wolf/repr.html
Несколько цитат оттуда и мои комментарии к ним. О волчьей верности своим подругам вообще ходят легенды… Ей-богу, многим нашим мужчинам есть чему поучиться у волков… Поразительная разумность. Не каждая людская пара об этом задумывается… У людей же совсем иная физиология. Женщина готова к зачатию каждый лунный месяц. Отсюда и период интимных отношений длиться не две недели, а круглый год… В самом деле, например – никогда не слышал, чтобы кто-то из волков занимался интимными отношениями в неположенное время… Но для людей таких ограничений нет. И, раз уж действо происходит на Земле – то все же надо учитывать реалии. Я бы и слова не сказал, если бы речь шла о фантастической планете, где тамошние волчицы используют своих волков в корыстных целях. Но речь именно о нашей планете, и о таком вполне реальном биологическом виде, как волки. Поймите меня правильно, мое мнение – не только мое, но и всех людей, имеющие схожие убеждения относительно волков… И я сейчас говорю так сказать от их имени . Как начинающий писатель понимаю вашим мотивы и они мне нравятся Возможно даже исправлять ничего не стоит, пусть будет художественный вымысел, олицетворение, гипербола – термин не важен, главное идея. Все же приведу несколько идей, как избежать всех указанных проблем. Можно отказаться от идея показа шамана глазами животных, а поместить туда к примеру компанию пьяных бандитов и отморозков. И их глазами показать процесс транса. Пусть среди них будет женщина, думающая как волчица. Пусть она испытает и страх перед смертью, и ужас перед неизвестным. И ухаживание двух парней – которые в общем-то не злы, а просто заблудились по жизни. Показать как действует на них инстинкт размножения. Это будет правдиво. И пусть многим людям не понравиться, что они узнает себя в описании – это их проблемы. Такие люди вообще не поймут ваши книгу. Зато остальные задумаются над природой Тонкого Мира, над такими понятиями как внешнее и внутреннее, постараются понять шамана – как антипод пьяной компании…. Если же так уж важны волки, то надо показать их под другим углом. Откажитесь от идеи старости, болезни и слабости. Они не свойственны миру животных. Животные умирают гордо и молча, без стонов и плача. Умирают сразу. Природа не терпит слабых и больных. В этом плане она беспощадна. Покажите молодость и радость бытия. Как молодая пара волков, ухаживающих друг за другом, беспечно резвиться на залитой солнечным светом полянке. А шаман с улыбкой смотрит на них – ибо они есть сама Жизнь. Покажите, как волки не бояться его – ведь животные остро чувствуют переживания человека, и сразу видят страх и мужество, насторожённость и дружелюбие. Шаман близок ТМ, но и волки видят существ оттуда. Поэтому они не разделены, но едины. Волки понимают шамана, и даже готовы ему помочь. Ведь он их друг, они знают это. А вот пьяная компания с ружьями – злейшие враги. И волков, и шамана. И волки, и шаман приложат все усилия, чтобы никто не пострадал. Этой компании не место на природе. Её среда обитания – трущобы городов… Прежде чем написать свой набросок, процитирую отрывок из книг В.Мегре. Не будем рассматривать его в религиозном контексте, а возьмем как художественный вымысел. Эта сцена о столкновении главного героя со стаей одичавших собак. И как реагирует «шаманка» и лесные обитатели. Просто ход событий, без объяснения самой Анастасии (иначе придется цитировать половину книги, я и так огромный кусок взял)
Приложил отрывок, т.к уж очень там большой объем. Пару страниц. Идем дальше. Насчет отрывка как говориться, без комментариев. Вот оно, противостояние двух миров. Мира природы и Духа, и мира людей, который строит что-то совсем странное, лично мне непонятное… А теперь мое сочинение Спойлер: Сцена с волками «Это была самка, уже не молодая, в летах. Волчица знала, что пройдет еще лишь пару лет – и она покинет этот простой и загадочный, ласковый и строгий, подлунный мир. Мир, который она первый раз увидела много лет назад, открыв свои слепые глаза. Но в этом году она хотела последний раз принести волчат. Этот год безраздельно принадлежал ей. Волчица с нежностью вспомнила свою матушку, что научала её премудростям жизни и охоте. Вспомнила своего спутника Матерого, с которым она познакомилась к исходу второго года жизни… Он был настоящим альфой-самцом, суровым, но справедливым. И чем-то его затронула молодая и наивная волчица. Быть может своей доверчивостью? Во всяком случае он долго и настойчиво ухаживал за нею, отогнав всех самцов. И она, волчица, в конечном счете оказалась покорена его обаянием. Вспомнила она и свои первых волчат, что сейчас водят свои стаи. Да, были времена… Матерый дружески лизнул её в ухо – мол, о чем грустим, боевая подруга? И волчица встряхнула головой, отгоняя воспоминания. Они лениво побрели на солнцепек – полежать на солнышке, погреть бока, успевшие намерзнуться за долгую, суровую зиму… По дороге к ним присоединился молодой волк-одиночка. Пока все волки держались вместе, но скоро стая распадется. Уйдут волчица и Матерый в последний раз выводить волчат, в свою старую добрую нору. Волчица искренне желала, чтобы и их собрат нашел себе пару. Но не с ней конечно, ведь у неё есть проверенный временем Матерый, а с какой-нибудь молодой самочкой… У неё было две дочери, и одна из них с симпатией относилась к молодому волку. Но тот все вздыхал по матери, а на дочь пока не обращал внимания. Эх молодость-молодость. Но чу! Что за звук? Волки услышали какие-то голоса. Редкие гости. Люди. Зачем-то приезжают в пыльных и страшных коробках, и бегают с ружьями по лесу. Недавно медведя подстрелили, но в основном конечно зайцы страдают. Впрочем и им, волкам достается. Шаман тоже услышал голоса, и подальше спрятался в тень. Волки последовали его примеру, укрывшись в кустах. На поляну въехал джип, в котором сидело два молодых человека и девушка. Компания была навеселе» Ну дальше я не стал развивать мысль. Думаю и так все понятно, просто надо состыковать остальной текст с этой новой мыслью. Сделать думаю возможно…
Ну что ж, Дмитрий, спасибо за интересные мысли Не совсем поняла, где эта идея озвучивалась в выложенном тексте Но если говорить в целом: любое живое существо боится смерти и сражается за жизнь, особенно животные. Это не хорошо и не плохо. Это природа. Хотя да, когда приходит время, и животное чувствует приближение смерти, уходит подальше от сородичей и умирает без всевозможных экзистенциальных страданий Не согласна. Вспомним рассказы Джека Лондона, тот же самый упоминаемый ранее "Белый клык". Повествование начиналось как раз с истории о том, как течная волчица выманивала из лагеря кобелей, уводила их подальше в лес, где со своими собратьями загрызала и пожирала. К тому же, если мы знаем повадки волков и захотим углубиться в дебри зоологии, то можем сказать, что волки не подманивают к себе партнеров. Самцы сами чувствуют течку самок и ухаживают за ними. То есть как ситуация, в которой за старой волчицей увязались два навязчивых ухажера - вполне может существовать в природе и не является чем-то абсурдным) Так вроде никто их и не упрекал, чтобы их защищать, разве нет? Интересная информация, но к чему эта защита чести и достоинства волков? Не нашла в приведенных цитатах чего-то такого, что противоречило бы тексту или природе Вот и Вики в помощь: Интересная идея, но думаю, что здесь она все же не будет уместной: начиная с того, что ни один уважающий себя шаман не будет входить в транс на глазах у пьяной компании, невесть откуда взявшейся посредине степи, вдали от любых поселений, до того, что описывать людей людьми да еще в таких негативных красках - это прямолинейно, и он этого грубо. Когда речь идет о животных, которыми управляют инстинкты - то это гармонично и ненавязчиво. Кто-то задумается о том, что есть люди, которые напоминают животных именно в негативном аспекте. И этого более чем достаточно. Не согласна. И старость, и болезни, слабость, боль, смерть - все это свойственно всем живым существам. И забывать об этом ни в коем случае нельзя. Более того, это и открывает дорогу к состраданию. Скажите, в вы видели собственными глазами, как умирает животное? Ну это уже изменение сути рассказа. Мы с вами уже говорили в предыдущей теме, что жизнь у Антаровой и у Достоевского - два отдельных мира. И обилие сахара может запросто превратить текст в приторный сироп. Спасибо за ваши идеи, очень интересный ход мыслей!
Напрямую её конечно же нет... Но можно путем логических умозаключений прийти к ней Впрочем, раз вы как автор не хотели её сказать, то все нормально. Писатели часто удивляются, почему читатели так чудовищно и искаженно воспринимают их тексты. Но с этим ничего не поделаешь. Такова жизнь Что же касается животных - я все же считаю, что они следуют инстинктам, программе, и не могут их преступить. До тех пор, пока действует инстинкт выживания - они борются. Но пробивает срок, и включает инстинкт разрушения. Животное просто следует ему и умирает. Человек же может продолжать яростно бороться, ибо, как я уже говорил, инстинкты не вполне властны над ним. Мне кажется тут Джек Лондон хотел затронуть другую проблему - проблема исторического противостояние волков и собак. Ведь собака - это по сути одомашненный волк И собаки, и волки яро воевали друг с другом на протяжении веков. Но Джек Лондон своим романом показал, что несмотря на всю вражду - и среди этих двух видов могут царить любовь и согласие. Мы видим, как Белый клык почитает и волчиц, и собак - ибо в нем говорит древний инстинкт самца, для которого любая самка своего вида священна и неприкосновенна. Но мы видим, что овчарка Колли равнодушна к этому инстинкту - для неё любое существо с волчьей кровью - это враг. Тем не менее она в конце концов преодолевает этот инстинкт... Естественно, в природе есть время так называемого весеннего гона, когда самцы выясняют кто из них сильнейший. Но после того как точки над "i" расставлены, соперник более не досаждает семейной паре (до следующего гона). Я хотел подчеркнуть именно этот момент. Так и я никого в общем-то не защищаю. Просто изложил, какие выводы сделал из отрывка текста. И эти выводы сам же постарался опровергнуть. Но коли сам автор совсем не имел в виду этих мыслей, то соответственно и спорить не о чем Ну а что касается фактов - о волках много чего говорят. И у нас сейчас просто сложились разные образы. Я не хочу разрушать ни ваш, ни свой - не вижу в этом пользы Спорить на эту тему можно вечно.... Смотря как описывать и какой шаман Ведь могут быть разные ситуации. Например, если шаман увидит что может помочь людям стать лучше - то он и в транс войдет. Лишь бы польза была Миру. Конечно же не предлагаю добавить именно в таком виде. Как бы проиллюстрировал свою мысль примерами, а дальше уж вам как автору виднее брать ли из них вообще что-то.... Все же в Природе сильны законы Дарвина. В ней, если хотите, царят беспощадные законы древней Спарты. Слабым нет места. И что такое сострадание в Природе - я даже вот так влет не знаю... Склонен думать, что сердцем Природы, её Душою является человек. Именно людям свойственно сострадание как следствие наличия свободной воли. И я думаю, что Сердце нашей планеты - больно, больно тяжело и страшно. Как умирают волки - нет. Признаться, не видел ни одного живого волка. Как умирают домашние животные - тоже не видел. Но мне рассказывали друзья. Тяжко видеть, как твоей любимец угасает и прекращает бороться. И в литературе есть много примеров, как встречают животные свою старость. Отсюда и образ. Я лишь видел больную, умирающую рыбу. Но кстати мне этого хватило, чтобы понять суть смерти. Но я слышал как режут живую свинью. Всю муку и весь крик живого существа. Воистину, люди бывают так жестки... Этого крика мне никогда не забыть.... Утопить щенят или котят - для многих обыденное дело. У меня рука не поднимется. Именно поэтому нет ни собак ни кошек. Потому что проблему с детенышами так и не смог решить. В природе лишние быстро погибает. Но я не могу стать судьею и решить - кому жить, а кому умереть. Пусть звери будут на воле.... Дружить лучше как равный с равным, а не как господин и раб. Мы пробовали держать коз. Отказались от них по этическим причинам (козлята появляются в геометрической прогрессии). Боюсь, что опыт этот не пошел лично мне на пользу, т.к. получил психологическую травму (при этом для ровесников нет никаких проблем) Ну я все же вижу смысл сути рассказа совсем не в этом. Но если вы думаете что это изменит саму суть - то конечно тогда не надо Дам один совет - главное о страданиях писать - красиво. Как у Достоевского, несмотря на внешнее торжество зла (речь о романе "Идиот") - через страдания показана вся красота... Как земная, так и небесная.И еще важный момент. Мера красоты - у каждого своя Вообще, если подытожить - наша дружеская дискуссия закончилась в вашу пользу Эта партия за вами, признаю. Вы смогли отстоять свою точку зрения и привели серьезные аргументы. Всегда рад помочь Если будут новые мысли - поделюсь.
Согласна! Ой, ну вы уж слишком очеловечили Клыка, думаю, он сам бы очень удивился, узнав о своей галантности и почитании женского начала ) Но вообще, интересную тему вместе с тем подняли. В каждом произведении есть множество параллельных линей и идей, и каждый человек, открывая книгу, видит в тексте что-то свое и трактует по-своему. То есть, я бы например, сказала, что "Белый Клык" - произведение о том, что доброта и сострадание могут растопить сердце даже дикого зверя, а вот об историческом противостоянии волков и собак вообще не думала А...так это конечно так, тут и спорить не нужно - природа Матушка! Согласна, тем более, что я думаю, что в целом, мы говорили об одной и той же сути, просто разными словами, а то, что я не смогла ее донести так, что бы не возникло таких недопониманий - целиком и полностью моя вина как автора И очень здорово, что вы указали мне на эти детали!) Тоже верно... А вообще, мне очень нравится, что у вас столько творческих идей и мыслей!) Конечно! Это и имела ввиду, когда говорила о сострадании. Собственно, хотела озвучить мысль о том, что говоря с читателем о старости, боли, о смерти и пр. мы вызываем в нем чувство сострадания и участливости к живому существу, пробуждаем в человеке то, что могло до этого благополучно дремать в благоденствии и покое. Главная задача писателя, как видится лично мне, это встряхнуть читателя и заставить его чувствовать: пусть плакать, пусть сжимать кулаки от осознания несправедливости, пусть возмущаться... Но чувствовать. Чтобы душа не пребывала в сытом комфорте. Рыбы - это все же, немножко не то. Они замедляются, пока не "засыпают"... С животными все иначе. Мне уже случалось видеть смерть животного, и могу сказать, что не было в ней ни поэтичности, ни покоя. Возможно, где-то в лесной чаще старый больной волк и уходит из жизни тихо и молча, но в большинстве своем смерть животного абсолютно лишена какого бы то ни было благородства и уж тем более красоты. И это мы не берем в расчет тех, кого режут в домашнем хозяйстве. Там вообще отдельная история. Но вообще, как людям, которые постигают мир во всем его разнообразии,нам нужно видеть все. Даже такие ужасные вещи. Опять же, имхо Тут сложный вопрос. Конечно, в идеале, кошку может быть, было бы гуманнее стерилизовать. Но в сельской местности всех кошек ненастерилизуешься. Конечно, жалко маленьких хвостатых крох, они такие очаровательные, большеголовые, такие трогательные... Топить их, убивать - кощунство! Но.... Они подрастут...А потом придет зима. А их пять, шесть, восемь.... Сколько уж уродилось. Вы сможете столько прокормить? А они будут настойчиво лезть к теплу, к еде. Молодые, еще неопытные. Половина замерзнет,многие потравятся мОреными крысами и мышами, другие попадутся собакам... И все они будут страдать и голодать. К весне выживут немногие, у них будут отмороженные хвосты, пальчики на лапках и кончики ушей.... И от тех трогательных хвостатых комочков уже ничего не останется. Так гуманно ли это? Лично я не могу ответить на этот вопрос. Очень сложно и тяжело. Когда человек более чувствителен и впечатлителен - с одной стороны - это великий дар, позволяющий ему чувствовать боль живых существ как свою, но с другой стороны - это и тяжелая ноша, которая может надломить. Как бы ни было горько, но иногда нужно учиться быть сильным, и принимать тяжелые решения, если они целесообразны. В деревнях животных убивают часто очень жестоким способом, и те сильно мучаются перед смертью. Иногда, если это неизбежно, то лучше сделать так, что бы оно не мучилось. Облегчить страдания, сделав смерть как можно более быстрой и безболезненной - иногда это лучшее, что можно сделать. Даже если потом придется поплакать в уголке. Но я думаю, вы и без моих нотаций это знаете Вот к этому как раз и стремлюсь стремиться! А вот как получается - мы уже увидели...Так что, работы у каждого из нас еще непочатый край) Ой, да ладно вам.... У нас дружеская ничья И мнение ваше было узнать очень интересно, как и оценить ход мыслей! Так что, - все во благо!