Рерихи и евразийство

Тема в разделе "Держава Рерихов", создана пользователем lorika, 18 дек 2022.

  1. lorika

    lorika Друг Общины

    Сообщения:
    308
    Рерихи и евразийство

    Как раз Рерихи были одними из тех выдающихся мыслителей, которые очень чётко зафиксировали: Россия не Восток и не Запад, это самостоятельная цивилизация. Россия это особый срединный культурно-географический мир, который, конечно, граничит с Западом, всегда с ним взаимодействовал и будет взаимодействовать, но… есть великое пространство Востока, и Россия должна научиться жить лицом к нему, потому что там, на Востоке, её спасение и новые возможности, открытие каких-то новых горизонтов.
    Основной посыл евразийства Рерихов в подчеркивании важного момента - Россия должна заново проторить дорогу на Восток, там наши новые возможности, наши ресурсы.
    С метаисторической точки зрения, идя по дорогам Центральноазиатской экспедиции, Рерихи закладывали магниты Евразии. Единство Большой Евразии как раз и заповедано в будущем. Она призвана стать осью и нового всемирного объединения. Конечно, Алтай – это сердце Евразии, недаром Рерихи туда специально заезжали. Алтай - это невскрытая сокровищница.

    Эта территория становится, и Рерихи это предвидели, ареной новой интеграции, каких-то очень важных решений.
    Но и конечно, необходимы исследования духовного единства этого пространства, и на этой основе новых духовных целей и горизонтов современного существования. У Рерихов это очень чётко прослеживается. В частности, пришла пора выдвинуть глобальную евразийскую культурно - цивилизованную альтернативу, которая позволила бы преодолеть, снять современную техногенно- потребительскую модель мирового общежития , предложенную западным миром. А всякое действие, как и всякое движение, встречает противодействие, сопротивление.

    В творчестве Рериха, как уже подчёркивалось, Евразия имеет, прежде всего, духовно-культурный смысл. Это и сказания и легенды о Шамбале и Грядущем Будде Майтрейе, о героических завоеваниях Гэсер-хана, о путешествии Христа в Индию, о Моисее и святом Преподобном Сергии Радонежском, о подвижниках и святых Востока – Будде, Конфуции, Лао-Дзы, Нагарджуне, Миларепе, Цзонкапе, Ойроте-Вестнике Белого Бархана. Эти все предания, выразившие личные чаяния и верования народов, собирал и отразил на своих полотнах Николай Константинович. «На перекрёстках дорог ткутся сложные ковры–слухи азиатских узоров», - писал Рерих.
    Вдохновлённый в Маньчжурской экспедиции некоторыми созидательными примерами культурного строительства, Н. К. Рерих высказал такую мысль: « Думали, что материальный кризис мира можно разрешить материальными вычислениями. Но проказа зашла слишком далеко. Кризис мира вовсе не материальный, но именно духовный. Он может быть исцелён лишь духовным обновлением. Холодный язык мозга обманул счётчиков, и опять настоятельно требуется обратиться к тому вечному языку сердца, которым создавались эпохи расцвета».

    Не очистившись, не пройти в Новый Мир. Это болезненный процесс, этапы этого огненного очищения свершаются на наших глазах. И в душах каждого из нас это происходит. Сейчас нужно хранить оптимизм, веру в нашу победу, и это нам, думаю, поможет создать новое качество духовного единения, которое создаст прекрасную духовно-экологическую цивилизацию.
    «Моя страна оявится на приросте Земли и населения, из всех стран Европы, спасённых ею во второй раз. Первый раз от германского фашизма и второй раз разложения Америкой» (из дневниковых записей Е. И. Рерих)

    Подборка из журнала «Дельфис» №2. 2022г.
     
    Андрей М и Рунгуна нравится это.
  2. vasilek

    vasilek Друг Общины

    Сообщения:
    400
    Адрес:
    Россия
    "Центрально-азиатская экспедиция Рерихов привлекала внимание многих исследователей: историков, востоковедов, писателей, публицистов.

    Однако, проведя независимое исследование, мы можем утверждать, что в основе укоренившегося стереотипа восприятия и описания этих событий лежит идеалистически эмоциональное видение, сложившееся на волне массового интереса к Рерихам и их философии, а не исторические факты и их объективный анализ.

    Многогранный феномен личностей Рерихов на фоне глобального кризиса социально-религиозного устройства общества начала 20-го века и сложной общественно-политической обстановки в мире послужил причиной своеобразного истолкования всего, что связано с их путешествиями, а также избирательной подачи одних фактов и замалчивания других.

    Один из ключевых вопросов: посещали ли Рерихи столицу Тибета запретный город Лхасу? – до сих пор остается до конца не разрешенным с позиции четко выстроенной научной логики и имеющихся в распоряжении исследователей фактов.

    Мы поставили перед собой задачу критически переосмыслить все, что связано с путешествием Рерихов через Центральную Азию и, в частности, Тибет, проверить уже известные факты и, по возможности, найти новые. Провести связующий логический анализ опубликованных Юрием и Николаем Рерихами материалов и отчетов экспедиции, тетрадей с записями Елены Рерих, путевых дневников других членов экспедиции, имеющихся в архивах фотографий и документов, а также архивных материалов английской разведки из Делийского национального архива.

    Проделанная нами работа позволила выявить как ранее неизвестные факты, так и пересмотреть сложившиеся стереотипы подхода к уже известным, выявив в них новые грани.

    Выражаем признательность коллегам: главному редактору Slavica Occitania Дани Савелли (университет Тулузы, Франция) и заведующей архивом музея Рериха в Нью-Йорке Наталье Фоминой за помощь с источниками для публикации; а также, особенно: директору музея Николая Рериха в Нью-Йорке Гвидо Трепше и главному хранителю музея Дмитрию Попову за ценные замечания и дополнения к статье".

    Портал "Культура" • Рериховедение: М.Ю. Миронова, А.П. Пузиков.Тибетский этап центральноазиатской экспедиции Н. К. Рериха.
     
    Андрей М нравится это.