Легенды, сказки и статьи. Н.К.Рерих

Тема в разделе "Литература", создана пользователем Романтик, 24 авг 2013.

  1. Романтик

    Романтик Член Общины

    Сообщения:
    2.561
    "ЗАПОВЕДЬ ГАЙЯТРИ"
    Птицы Хомы прекрасные. Вы не любите землю. Вы на землю никогда не опуститесь.
    Птенцы ваши рождаются в облачных гнездах. Вы ближе к солнцу. Размыслим о нем,
    сверкающем.
    Но Дивы земли чудотворны. На вершинах гор и на дне морей прилежно ищи. Ты найдешь
    славный камень любви. В сердце своем ищи Вриндаван1 (название священного леса, санскрит)— обитель любви. Прилежно
    ищи и найдешь.
    Да проникнет в нас луч ума. Тогда все подвижное утвердится. Тень станет телом. Дух
    воздуха возвратится на сушу. Сон в мысль превратится.
    Мы не будем уносимы бурей. Сдержим крылатых коней утра. Направим порывы вечерних
    ветров. Слово Твое — океан истины.
    Кто направляет корабль наш к берегу? Майи не ужасайтесь. Ее непомерную силу и власть
    мы перейдем.
    Слушайте! Слушайте! Вы кончили споры и ссоры?”

    Молился Сурендра Гайятри. От камней города ушел он под сень Араньяни2 (чаща, дремучий лес, санскрит) В благостной
    тишине он остался.
    Но брань воздвигалась. Цари старой земли замыслили разбить священный сосуд.
    Погибнуть должна была мудрость Нильгири3 (голубые горы, горная система в южной Индии). Гхат и Кхунда4 (горные системы вдоль восточного и западного побережья п-ва Индостан). хребты должны были
    поникнуть. Город Гайя погибнуть. Фальгу-река зарасти.
    Нет средств ужас разбить. Огонь и стрелы. Яд и смертельные громы льются и сверху, и
    снизу. Летят черные птицы.
    Люди нашли Гайятри. Люди к нему приступили. Люди требуют помощь. Люди в беде
    принуждают Гайятри изменить благую молитву.
    “Забудь благую молитву, Гайятри. Ищи смертное слово. Смертный глаз ты найди. Проси
    заклятье победы!”
    “Прощай, Араньяни! Прощай, серебро и золото неба! Прощай, дубрава тишайшая!”
    Гайятри слышит зовы. Гайятри оставляет леса. Гайятри идет на вершину. Гайятри остался
    один. Гайятри лучом окружился. Гайятри всею силою молит:
    “Лев и лебедь! Орел и олень! Бык, лев, орел! Бог земли! Бог звезд и луны! Бог света и
    солнца! Индра5! (бог грома, молнии и войны, глава древнеиндийского пантеона. Считался вседержителем и царем богов. Его атрибут - ваджра (род палицы) стала символом царской власти).
    Не дай черный век. Истощились силы. Уснул священный алмаз! Не отражает
    блуждающих духов. Не отвращает врагов.
    Дай заклятье на злобу! Дай заклятье на силу! Заговор на победу.
    Дай врага отразить. Скажи слова Нагаима. Дай силу Екзола. Дай смертное слово. Глаз
    смертный открой.
    Ракшазы 6 (ракшасы, класс демонов-оборотней, принимающих облик зверей, птиц, чудищ, вредящих человеку) людей побеждали. Самьяза, вождь сынов неба, бог-змий и тот учил силе.
    Азазиель и тот научил оружье ковать. Амазарака и тот открыл тайные силы трав и корней.
    Они темные, злые. Ничтожные. А Ты можешь. Сила в Тебе.
    Аллелу! Аллелу! Аллелу!”
    Бог слышит Гайятри. Бог просьбу Гайятри исполнит. Бог не даст погибнуть Нильгири. Бог
    любит мудрость вершин. Бог совершит испытание.
    Не дам тебе ни Екзола, ни Нагаима. Ни против войска, ни для удачи. Не дам тебе
    Заадотота, ни Аддивата, ни против вражды, ни для отмщения. Не дам тебе ни Каальбеба,
    ни Альсибена, ни против злобы, ни для вреда и разрыва. Не дам тебе смертное слово.
    Смертный глаз не открою. Заклятия все соберу.
    Альшиль! Альзелаль! Алальма! Ашмех!
    Каадальбала! Каальда! Кальдебда!
    Оставлю! Забуду!
    Анакс!Алюксер! Атаия! Атарс!
    Покончу! Покину!
    Дам другое. Вот имеет отражения силу. Власть никому не откроет. Слушай!
    Идет один. Идет мирным. Идет в белой одежде. Идет без меча. Все сделанное тебе на них
    обратится. Все желаемое тебе да получат. Зло и добро. Хотящий зло — да получит.
    Хотящий добро – да примет. Воздастся каждому. Иди. Не медли. Испытание конца я
    свершу.
    Альм! Альм! Альгарфельмукор!
    Что случилось?
    Идет Гайятри. Идет белый и тихий. Без копья и меча. Без зла и угрозы.
    Что случилось?
    Пустили враги в Гайятри стрелы, натертые ядом. И стрелы их самих поразили. Другие
    метнули копья в Гайятри и упали пронзенными. Ядом плеснули и попадали в корчах.
    Что случилось?
    Полчища гибнут своею рукою. Злобою дух переполнен. Местью сердце раздулось.
    Что случилось?
    Рушат и жгут. Отравили озера и реки. Бросили огненный дождь. Прокричали проклятья.
    Горят и тонут. В корчах чернеют. Режут и душат. Сами себя.
    Что случилось?
    Забыли добро. Утеряли добрую встречу. Добрый глаз затемнили. Слово ласки убили.
    Вот случилось!
    Погибли безумные. Силой врагов прошел Гайятри царство старой земли. Прошел врата и
    дворцы, мосты и селенья. Замолчало старое царство. Погибли безумные.
    Гайятри стоит.
    Снять власть он не знал. Силу открыть он не мог. К своим обратиться не смел.
    Сложит Гайятри костер. Власть огню передаст. Власть по ветру рассеет. — “Пепел
    священный! Блаженства легкий покров. Ты покрываешь. Ты очищаешь. Освобождаешь”.
    Но Бог не медлит:
    “О пепле не мысли. К своим обернись. Встреть ребенка. Неси перед собою. Учи. Во имя
    Бога двое бороться не могут. Один из них темный. Темного ты порази.
    Я совершил испытание. Опущу в пучину старую землю. Низвергну негодную. Подниму
    вершины опять.
    Подниму. Испытаю. На небе и на земле.
    Закон я свершу”.
    Гайятри ребенка нашел. Несет ребенка Гайятри. Вернулся в Нильгири. Гайятри забыл
    Араньяни. Оставил дубраву. Гайятри молит глаз добрый открыть. Найти доброе слово.
    Слышите, люди!

    Около 1916

    Комментарий:
    1.Вриндаван – название священного леса (санскр.)
    2. Араньяни – чаща, дремучий лес (санскр.)
    3. Нильгири (голубые горы) – горная система в Южной Индии
    4. Гхат и Кхунда – горные системы вдоль восточного и западного побережья полуострова Индостан.
    5. Индра – бог грома, молнии и войны, глава древнеиндийского пантеона. Считался
    вседержителем и царем богов. Его атрибут – ваджра (род палицы) стала символом
    царской власти.
    6.Ракшазы (ракшасы) – класс демонов-оборотней, принимающих облик зверей, птиц, чудищ, вредящих человеку.

    P.S.
    "Птицы Хомы прекрасные. Вы не любите землю. Вы на землю никогда не опуститесь..."

    И в книге "Мир огненный", ч.1, шл.289:
    "Солнечные птицы не спускаются на Землю. В этом мифе указана отделенность Огненного Мира от земных условий...."

    Кто может сказать что это за птицы и что это за миф?
     
  2. Романтик

    Романтик Член Общины

    Сообщения:
    2.561
    Re: Легенды и сказки, записанные Н.К.Рерихом.

    Очень интересно! Есть стихотворение Николая Константиновича в сборнике "Цветы Мории". Взяв часть легенды "Заповедь Гайятри" (выделенную зеленым цветом, см. выше), он добавил свою концовку, в которой выразил своё настроение.
    Как устремлюсь?​
    Птицы Хомы прекрасные,
    Вы не любите землю. Вы
    на землю никогда не
    опуститесь. Птенцы ваши
    рождаются в облачных
    гнездах. Вы ближе к солнцу.
    Размыслим о нем, сверкающем.
    Но Девы земли чудотворны.
    На вершинах гор и на дне
    морей прилежно ищи. Ты
    найдешь славный камень
    любви. В сердце своем
    ищи Вриндаван - обитель
    любви. Прилежно ищи и
    найдешь. Да проникнет
    в нас луч ума. Тогда
    все подвижное утвердится.
    Тень станет телом.
    Дух воздуха обратится
    на сушу. Сон в мысль
    превратится. Мы не будем
    уносимы бурей. Сдержим
    крылатых коней утра.
    Направим порывы вечерних
    ветров. Слово Твое - океан
    истины. Кто направляет
    корабль наш к берегу?
    Майи не ужасайся. Её
    непомерную силу и власть
    мы прейдем. Слушайте!
    Слушайте! Вы кончили
    споры и ссоры?​

    Прощай,
    Араньяни, прощай серебро
    и золото неба! Прощай,
    дуброва тишайшая!
    Какую сложу тебе песнь?
    Как устремлюсь?​
     
  3. Романтик

    Романтик Член Общины

    Сообщения:
    2.561
    Re: Легенды и сказки, записанные Н.К.Рерихом.

    "Птицы Хомы прекрасные. Вы не любите землю. Вы на землю никогда не опуститесь..."
    И в книге "Мир огненный", ч.1, шл.289:
    "Солнечные птицы не спускаются на Землю. В этом мифе указана отделенность Огненного Мира от земных условий...."
    Кто может сказать что это за птицы и что это за миф?

    Вот некоторые легенды об огненных птицах, но они записаны не Н.К.Р.
    Огненные птицы фараонов.
    Совершенно иначе дело обстоит с египетской птицей Бенну, считавшейся душой солнечного бога Ра. Ее титулы были соответствующими: «Та, что зародилась сама по себе» и «Возвышающаяся». Вполне логично, что Бенну ассоциировалась с разливами Нила и восходами Солнца, а также была связана с календарем (храмы Бенну славились устройствами, измеряющими время). Подобно птице кецаль, Бенну ассоциировалась с Венерой. Последнюю древние египтяне называли не иначе как «лодка Бенну-Асара» (Осириса).

    В своем физическом воплощении Бенну выглядела как цапля белого, серого, пурпурного или синего цвета. Иногда ее изображали в виде желтой трясогузки или орла с красно-золотыми перьями. Крайне редко Бенну представала в облике человека с головой цапли, облаченного в сине-белые одежды. Среди других цапель Бенну выделялась парой длинных и тонких перьев на голове. Ее также изображали в белой короне Осириса, украшенной двумя перьями страуса. Иногда вместо короны она щеголяла солнечным диском.

    По одной легенде, Бенну самозародилась из огня, горевшего на дереве во дворце Ра. По другой — вырвалась из сердца Осириса. Во время сотворения мира она сидела на пирамидальном камне Бенбен (его можно было увидеть в храме Гелиополя). Это место считалось египтянами одним из самых священных на всей Земле.

    Если верить Геродоту, который, в свою очередь, ссылался на слова жрецов из Гелиополя, птица Бенну прилетала в Египет один раз в 500 лет, неся в клюве тело своего «отца», забальзамированное миррой, чтобы сжечь его посреди храма Гелиополя.

    Дело в том, что с приближением смерти Бенну якобы строила гнездо из веточек ладана, ложилась в него и умирала. После этого из тела птицы выползал сладко пахнущий червячок, который под воздействием солнечного тепла превращался в новую птицу (по другой версии греческого историка, гнездо требовалось сжечь, чтобы данное волшебное существо возродилось из пепла).

    Довольна интересна персидская Хума — огненная птица, очень похожая на свою египетскую «сестру». В ней совмещены две половинки — мужская и женская, причем их единство следует понимать буквально (по одной лапе и крылу на мужскую и женскую часть). Прикосновение Хумы либо попадание человека в ее тень приносит удачу и благословение. Если она сядет кому-нибудь на голову, то этому счастливцу суждено быть королем.

    [​IMG]
     
  4. Романтик

    Романтик Член Общины

    Сообщения:
    2.561
    Re: Легенды и сказки, записанные Н.К.Рерихом.

    Еще небольшой комментарий к сказке, записанной Н.К.Р., "Заповедь Гайятри".

    Сказка-пророчество, подражание восточной легенде. Имя Гайятри в санскрите обозначает “спасительная песнь”, или “священная молитва” (с которой жрецы-брамины обращались к Савитару, Творцу – олицетворению Солнца).

    Гайятри – один из любимых и значительных героев Рериха. В архивах хранится черновик “Заповеди Гайятри” с первоначальным названием “Отражение”, по-видимому – отражение зла. Известно стихотворение Рериха “Молитва Гайятри”. В мистерии “Милосердие”, написанной почти одновременно со сказкой (1917), Гайятри – главный персонаж, освободитель знания, спаситель мудрости.

    Сюжетную основу сказки составляет восточная концепция Апокалипсиса (конца Света), которую писатель практикует как способ преодоления зла путем внесения добра и света, доброго слова.
     
  5. Романтик

    Романтик Член Общины

    Сообщения:
    2.561
    Re: Легенды и сказки, записанные Н.К.Рерихом.

    Самый сложный и, пожалуй, самый увлекательный жанр в литературном наследии Рериха – его сказки. Сказка с ее иносказательностью образов, с манящей красотой таинственных миров, как ни один другой литературный жанр, раскрывает перед ее творцом широкие возможности для воплощения самых сокровенных замыслов. Не случайно Рерих всегда уделял сказкам так много внимания.
    Как исследователь он разработал оригинальную концепцию понятия сказки. Сказка для него – бесценный памятник истории.
    “Самые серьезные ученые уже давно пришли к заключению, что сказка есть сказание. А сказание есть исторический факт, который нужно разглядеть в дымке веков”, – писал он в одной из статей.

    ЧАСТЬ 1
    "НЕОТПИТАЯ
    Ч А Ш А"

    ДЕТСКАЯ СКАЗКА
    .
    В очень известном и большом городе жил старый царь, вдовец. У царя была дочь, невеста. Царевна далеко славилась и лицом и умом, и потому многие весьма хорошие люди желали сосватать её. Среди этих женихов были и князья, воеводы, и гости торговые, и ловкие проходимцы, которые всегда толкаются в знатных домах и выискивают, чем бы услужить; были разные люди.
    Царевна назначила день, когда могут придти к ней женихи и сказать громко при ней и при всех, что каждый надеется предоставить своей жене; царевна была мудрая. Женихи очень ожидали этого дня и каждый считал себя лучше всех других. Один перед другим хвалились женихи, кто именитым родом за тридевять поколений, кто богатством, но один из них ничем не хвалился и никто не знал, откуда пришел он. Он хорошо умел складывать песни; песни его напоминали всем их молодые, лучшие годы, при этом он говорил красиво и его любили слушать, даже забывая спросить, кто этот певец.
    И хотя он не был князем, но все женихи обращались с ним, как с равным.

    В назначенный день все женихи оделись получше и собрались в палату, к царю. Согласно обычаю, женихи поклонились царю и царевне. Никого не пустил вперед князь древнего рода, за ним слуги несли тяжелую красную книгу. Князь говорил:
    – Царевна, мой род очень знатен. В этой книге вписано более ста поколений... – И князь очень долго читал в своей книге, а под конец сказал: – И в эту книгу впишу жену мою! Будет она ходить по палатам моим, а кругом будут образы предков весьма знаменитых.
    – Царевна, – говорил именитый воевода, окрест громко и страшно имя мое. Спокойна будет жизнь жене моей и поклонятся ей люди – им грозно имя моё.

    – Царевна, – говорил залитый сокровищами заморский торговый гость, – жемчугом засыплю жену мою; пойдёт она по изумрудному полю и в сладком покое уснет на золотом ложе.

    Так говорили женихи, но певец молчал, и все посмотрели на него.
    – Что же ты принесешь жене своей? – спросил певца царь.
    – Веру в себя, – ответил певец. Улыбнувшись, переглянулись женихи, изумленно вскинул глазами старый царь, а царевна спросила:
    – Скажи, как понять твою веру в себя?
    Певец отвечал:
    – Царевна! Ты красива, и много я слышал об уме твоём, но где же дела твои? Нет их, ибо нет в тебе веры в себя. Выходи, царевна, замуж за князя древнего рода и каждый день читай в его алой книге имя свое и верь в алую книгу! Выходи же, царевна, замуж за именитого гостя торгового, засыпь палаты свои сверкающим золотом и верь в это золото! В покое спи на золотом ложе и верь в этот покой! Покоем, золотом, алыми книгами закрывайся, царевна, от самой себя! Моего имени нет в алой книге, не мог я засыпать эту палату золотом, и, куда иду я – там не читают алой книги и золото там не ценно. И не знаю, куда иду я, и не знаю, где путь мой, и не знаю, куда приду я, и нет мне границ, ибо я верю в себя!..

    – Обожди, – прервал певца царь, – но имеешь ли ты право верить в себя?
    Певец же ничего не ответил и запел веселую песню; улыбнулся ей царь, радостно слушала её царевна, и лица всех стали ясными.
    Тогда певец запел грустную песнь; и примолкла палата, и на глазах царевны были слёзы.

    Замолчал певец и сказал сказку; не о властном искусстве говорил он, а о том, как шли в жизнь разные люди и пришлось им возвращаться назад, и кому было легко, а кому тяжко. И молчали все, и царь голову опустил.
    – Я верю в себя, – сказал певец, и никто не смеялся над ним.

    – Я верю в себя, – продолжал он, – и эта вера ведет меня вперед; и ничто не лежит на пути моем. Будет ли у меня золото, впишут ли имя моё в алых книгах, но поверю я не золоту и не книге, а лишь самому себе, и с этою
    верой умру, и смерть мне будет легка.

    – Но ты оторвешься от мира. Люди не простят тебе. Веря лишь в себя, одиноко пойдёшь ты и холодно будет идти тебе, ибо, кто не за нас – тот против нас, – сурово сказал царь. Но певец не ответил и снова запел песню.
    Пел он о ярком восходе; пел, как природа верит в себя, и как он любит природу и живет ею. И разгладились брови царя, и улыбнулась царевна, и сказал певец:
    – Вижу я – не сочтут за врага меня люди и не оторвусь я от мира, ибо пою я, а песня живет в мире, и мир живет песней; без песни не будет мира. Меня сочли бы врагом, если бы я уничтожил что-либо, но на земле ничто не подлежит уничтожению, и я создаю и не трогаю оплотов людских. Царь, человек, уместивший любовь ко всей природе, не найдет разве в себе любви – к человеку? Возлюбивший природу не отломит без нужды ветки куста, и человека ли сметет он с пути?

    И кивнула головой царевна, а царь сказал:
    – Не в себя веришь ты, а в песню свою. Певец же ответил:
    – Песня – лишь часть меня; если поверю я в песню мою больше, чем в самого себя, тем разрушу я силу мою, и не буду спокойно петь мои песни, и не будут, как теперь, слушать их люди, ибо тогда я буду петь для них, а не для
    себя. Все я делаю лишь для себя, а живу для людей. Я пою для себя, и, пока буду петь для себя, дотоле будут слушать меня. Я верю в себя в песне моей; в песне моей – все для меня, песню же я пою для всех! В песне люблю лишь себя одного, песней же я всех люблю!
    Весь для всех, все для меня – все в одной песне. И я верю в себя и хочу смотреть на любовь. И как пою я лишь для себя, а песнью моею живлю всех – так пусть будет вовеки. Поведу жену в далекий путь. Пусть она верит в себя
    и верою этой дает счастье многим!

    – Хочу веры в себя; хочу идти далеко; хочу с высокой горы смотреть на восход!.. – сказала царевна.
    И дивились все. И шумел за окном ветер и гнул деревья, и гнал на сухую землю дожденосные тучи – он верил в себя.
    1893


    Детская сказка написана девятнадцатилетним автором в период юношеских исканий идеалов и смысла жизни. В 1893 г., выполняя волю отца, Рерих посту пил в Петербургский университет (на юридический факультет) и в Академию художеств. В сказке он изложил свои представления о назначении художника в обществе, об отношении искусства к действительности.

    В сказке прослеживаются и другие биографические мотивы, в частности, мысли о возлюбленной, которые стали пророческими и сбылись впоследствии в идеально гармоничном брачном союзе с Еленой Ивановной Шапошниковой.
     
  6. Романтик

    Романтик Член Общины

    Сообщения:
    2.561
    Re: Легенды и сказки, записанные Н.К.Рерихом.

    Обращаясь к русским былинам, скандинавским сагам, финским рунам и легендам Востока, к различным религиозно-этическим учениям, Рерих, прежде всего, стремился выявить неоспоримые для него факты о единстве
    духовных корней человечества, начиная с древних времен. Еще в 1914 году он утверждал: “Время сложило красоту общую всем векам и народам”.
    Понятие красоты у Рериха необычайно емкое. Это – не только эстетическа категория, но и нравственная: красота добротворчества, самопожертвования, любви, подвига. Все это, по его глубокому убеждению, могло бы
    сплотить народы, установив между ними “прочные сердечные узы”.
    Гримр викинг.​

    Гримр, викинг, сделался очень стар. В прежние годы он был лучшим вождём, и о нем знали даже в дальних странах. Но теперь викинг не выходит уже в море на своем быстроходном драконе. Уже десять лет не вынимал он своего меча. На стене висит длинный щит, кожей обитый, и орлиные крылья на шлеме покрыты паутиной и серою пылью. Гримр был знатный человек. Днем на высоком крыльце сидит викинг, творит правду и суд, и мудрым оком смотрит на людские ссоры. А к ночи справляет викинг дружеский праздник. На дубовых столах стоит хорошее убранство. Дымятся яства из гусей, оленей, лебедей и другой разной снеди.

    Гримр долгое темное время проводит с друзьями. Пришли к нему разные друзья. Пришел из Медвежьей Долины Олав Хаки с двумя сыновьями. Пришел Гаральд из рода Мингов от Мыса Камней. Пришел Эйрик, которого за рыжие волосы называют Красным. Пришли многие храбрые люди и пировали в доме викинга.

    Гримр налил в ковш меду и подал его, чтобы все пили, и каждый сказал бы свою лучшую волю. Все говорили разное. Богатые желали почета. Бедным хотелось быть богатыми. Те, которые были поглупее, просили жизни сначала, а мудрые заглядывали за рубеж смерти. Молодые хотели отличиться в бою, им было страшно, что жизнь пройдет в тишине без победы.

    Гримр взял ковш самый последний, как и подобает хозяину, и хотел говорить, но задумался и долго смотрел вниз, а волосы белой шапкой легли на его лоб. Потом викинг сказал:
    – Мне хочется иметь друга, хоть одного верного Друга!
    Тогда задвигались вокруг Гримра его гости, так что заскрипели столы, все стали наперерыв говорить:

    – Гримр, – так говорил Олав, который пришел из Медвежьей Долины, – разве я не был тебе другом? Когда ты спешил спасти жизнь твою в изгнании, кто первый тебе протянул руку и просил короля вернуть тебя? Вспомни о друге!
    С другой стороны старался заглянуть в глаза Гримра викинг Гаральд и говорил, а рукою грозил...:
    – Эй, слушай, Гримр! Когда враги сожгли усадьбу твою и унесли казну твою, у кого в то время жил ты? Кто с тобою строил новый дом для тебя? Вспомни о друге! Рядом, как ворон, каркал очень старый Эйрик, прозвищем Красный:
    – Гримр! В битве у Полунощной Горы, кто держал щит над тобою? Кто вместо тебя принял удар? Вспомни о друге!
    – Гримр! Кто спас от врагов жену твою? Вспомни о друге!
    – Слушай, Гримр! Кто после несчастного боя при Тюленьем заливе первый пришел к тебе! Вспомни о друге!
    – Гримр! Кто не поверил, когда враги на тебя клеветали. Вспомни! Вспомни!
    – Гримр, ты сказал неразумное слово! Ты, уже седой и старый, много видал в жизни! Горько слышать, как забыл ты о друзьях, верных тебе даже во времена твоего горя и несчастий.

    Гримр тогда встал и так начал:
    – Хочу я сказать вам. Помню я все, что вы сделали мне; в этом свидетелями называю богов. Я люблю вас, но теперь вспомнилась мне одна моя очень старинная дума, и я сказал невозможное слово. Вы, товарищи мои, вы друзья в несчастьях моих, и за это я благодарю вас.

    Но скажу правду: в счастье не было у меня друзей. Не было их и вообще, их на земле не бывает. Я был очень редко счастливым; даже нетрудно вспомнить, при каких делах. Был я счастлив после битвы с датчанами, когда у Лебединого мыса мы потопили сто датских ладей. Громко трубили рога; все мои дружинники запели священную песню и понесли меня на щите. Я был счастлив. И мне говорили все приятные слова, но сердца друзей молчали.
    У меня не было друзей в счастье.

    Был я счастлив, когда король позвал меня на охоту. Я убил двенадцать медведей и спас короля, когда лось хотел бодать его. Тогда король поцеловал меня и назвал меня лучшим мужем. Все мне говорили приятное, но не было приятно на сердце друзей. Я не знаю в счастье друзей.

    Ингерду, дочь Минга, все называли самою лучшею девою. Из-за неё бывали поединки, и от них умерло немало людей. А я женою привел её в дом мой. Меня величали, и мне было хорошо, но слова друзей шли не от сердца..
    Не верю, есть ли в счастье друзья.

    В Гуле на вече Один послал мне полезное слово. Я сказал это слово народу, и меня считали спасителем, но и тут молчали сердца моих друзей.
    При счастье никогда не бывает друзей.

    Я не помню матери, а жена моя была в живых недолго. Не знаю, были ли они такими друзьями. Один раз мне пришлось увидеть такое. Женщина кормила бледного и бедного ребенка, а рядом сидел другой – здоровый – и ему тоже хотелось поесть. Я спросил женщину, почему она не обращает внимания на здорового ребенка, который был к тому же и пригож. Женщина мне ответила: “Я люблю обоих, но этот больной и несчастный”.

    Когда несчастье бывает, я, убогий, держусь за друзей. Но при счастье я стою один, как будто на высокой горе. Человек во время счастья бывает очень высоко, а наши сердца открыты только вниз. В моем несчастье вы, товарищи, жили для себя.

    Ещё скажу я, что мои слова были невозможными, и в счастье нет друга, иначе он не будет человеком.
    Все нашли слова викинга Гримра странными, и многие ему не поверили.
    1899г.


    "Гримр викинг"
    Написанная на рубеже веков (в 1899 г.), сказка отражает умонастроения того времени, думы о прошлом и будущем, ощущение наступления новых жестоких испытаний.
    В сказке видны влияния исландского эпоса – имена героев, географические названия.
    Символизм образов ярко прослеживается в имени героя. Звуковая семантика набора согласных – Г – Р – М – Р – воспроизводит целый ряд производных: гром, грохот, угрожать, греметь – с одной стороны, и грим, гримаса, угрюмый –
    с другой.
    В словах “в счастье нет друга” выражен сокровенный смысл сказки, который требует глубокого проникновения в высокие моральные категории ценности жизни, самопознания, красоты духа и мудрости.
     
  7. arkad

    arkad Основатель

    Сообщения:
    6.557
    Re: Легенды и сказки, записанные Н.К.Рерихом.

    Спасибо, Романтик! :heart:
    Очень глубокомысленная сказка, есть о чём подумать, применив её к реальной жизни. Часто ли мы искренне радуемся успехам друзей? :thinking:
     
  8. Романтик

    Романтик Член Общины

    Сообщения:
    2.561
    Re: Легенды и сказки, записанные Н.К.Рерихом.

    Вождь.​

    Таково предание о Чингиз-хане, вожде Темучине.
    Родила Чингиз-хана нелюбимая ханша. Стал Чингиз-хан нелюбимым сыном отцу. Отец отослал его в дальнюю вотчину. Собрал к себе Чингиз других нелюбимых. Глупо стал жить Чингиз-хан. Брал оружие и невольниц, выезжал на охоту. Не давал Чингиз о себе вестей. Вот будто упился Чингиз кумысом, и побился с друзьями на смертный заклад, что никто от него не отстанет! Тогда и сделал стрелку-свистунку (4) Чингиз.

    Слугам сказал привести коней. Конными поехали все его люди. Начал дело свое Чингиз-хан. Вот Чингиз выехал в степь, Подъезжает хан к табунам своим. Нежданно пускает свистунку Чингиз. Пускает в лучшего коня десятиверстного.
    А конь для татар – сокровище. Иные убоялись застрелить коня. Им отрубили головы.
    Опять едет в степь Чингиз-хан. И вдруг пускает свистунку в ханшу свою.
    И не все пустили за ним свои стрелы. Тем, кто убоялся, сейчас сняли головы.
    Начали друзья бояться Чингиза, но связал он их всех смертным закладом.
    Молодец был Чингиз-хан!

    Подъезжает Чингиз к табунам отца. Пускает свистунку в отцовского коня. Все друзья пустили стрелы туда же. Так приготовил к делу друзей, испытал Чингиз преданных людей. Не любили, но стали бояться Чингиза.
    Такой он был молодец!

    Вдруг большое начал Чингиз. Он поехал к ставке отца своего и пустил свистунку в отца. Все друзья Чингиза пустили стрелы туда же. Убил старого хана целый народ! Стал Чингиз ханом над Большой Ордой!
    Вот молодец был Чингиз-хан.

    Сердились на Чингиза Соседние Дома. Над молодым Соседние Дома возгордились. Посылают сердитого гонца: отдать им все табуны лучших коней, отдать им украшенное оружие, отдать им все сокровища ханские! Поклонился Чингиз-хан гонцу. Созвал Чингиз своих людей на совет. Стали шуметь советники, требуют “идти войною на Соседний Дом”. Отослал Чингиз таких советников. Сказал: “Нельзя воевать из-за коней”, И послал всё ханам соседним.
    Такой был хитрый Чингиз-хан.

    Совсем загордились ханы Соседнего Дома. Требуют “прислать им всех ханских жен”. Зашумели советники Чингиз-хана, жалели жен ханских и грозились войною. И опять отослал Чингиз советников. И отправил Соседнему Дому всех своих жен.
    Такой был хитрый Чингиз-хан.

    Стали безмерно гордиться ханы Соседнего Дома. Звали людей Чингизовых трусами. Обидно поносили они ордынцев Большой Орды. И, в гордости, убрали ханы стражу с границы. И забавлялись ханы с новыми женами. И гонялись ханы на чужих конях. И злоба росла в Большой Орде.

    Вдруг ночью встал Чингиз-хан. Велит всей орде идти за ним на конях.
    Вдруг нападает Чингиз на ханов Соседнего Дома. Полонил всю их орду. Отбирает сокровища, и коней, и оружие. Отбирает назад всех своих жен, Многих даже нетронутых. Славили победу Чингиза советники.
    И сказал Чингиз старшему сыну Откаю: “Сумей сделать людей гордыми. И гордость их сделает глупыми. И тогда ты возьмешь их”. Славили хана по всей Большой Орде.
    Молодец был Чингиз-хан!

    Положил Чингиз Орде вечный устав: “Завидующему о жене – отрубить голову, говорящему хулу – отрубить голову, отнимающему имущество – отрубить голову, убившему мирного – отрубить голову, ушедшему к врагам – отрубить голову”. Положил Чингиз каждому наказание. Скоро имя Чингиза везде возвеличилось. Боялись Чингиза все князья.
    Как никогда богатела Большая Орда. Завели ордынцы себе много жен. В шелковые одежды оделись. Стали сладко есть и пить.
    Всегда молодец был Чингиз-хан.

    Далеко видит Чингиз-хан. Приказал друзьям: разорвать шелковую ткань
    и прикинуться больными от сладкой еды. Пусть народ по-старому пьет молоко,
    пусть носят одежду из кож, чтобы Большая Орда не разнежилась.
    У нас молодец был Чингиз-хан!

    Всегда готова к бою была Большая Орда. И Чингиз нежданно водил Орду в степь.Покорил все степи Таурменские. Взял все пустыни Монгкульские. Покорил весь Китай и Тибет. Овладел землею от Красного моря до Каспия.
    Вот был Чингиз-хан – Темучин!

    Попленил Ясов, Обезов и Половцев. Торков, Косогов, Хазаров, Аланов, Ятвягов разбил и прогнал. Тридцать народов, тридцать князей обложил Чингиз данью и податью.Громил землю русскую, угрожал кесарю.
    Темучин-Чингиз-хан такой молодец был.
    1904



    Идейный замысел сказки, написанной за год до Первой русской революции 1905 г., связан с проблемой власти и властителя. Героем избран тиран, восточный деспот, вошедший в историю как нечеловечески жестокий изверг. Такой тип властелина противостоит Гримру викингу.
    Сказка написана белым стихом. Композиция ее неповторимо оригинальна: она составлена из ритмически правильных семистрочий со стандартной внутренней сюжетной основой. В каждом стихе дается определенная зарисовка “подвига” Чингиз-хана (участники действа, динамика и драматизм событий), а заключительная строка, как рефрен, дает характеристику – оценку вождя, при этом часто сатирическую, контрастную по отношению к совершенному. В целом сказка напоминает музыкальную поэму, расчлененную на правильные ритмические части.

    (4) Стрелка-свистунка – образ, вероятно, связан с распространением свистящих наконечников.
     
  9. Романтик

    Романтик Член Общины

    Сообщения:
    2.561
    Re: Легенды и сказки, записанные Н.К.Рерихом.

    Картины, написанные Н.К.Рерихом.​
    [​IMG]
    Мать Чингиз Хана.

    [​IMG]
    Чингиз Хан.​
     
  10. Романтик

    Романтик Член Общины

    Сообщения:
    2.561
    Re: Легенды и сказки, записанные Н.К.Рерихом.

    Неисчерпаема и всегда современна тема "СКАЗКИ - ЛОЖЬ....." Для нас особенно интересны сказки, записанные Н.К.Рерихом.

    ВЕЛИКИЙ КЛЮЧАРЬ
    Вот почему ночью летают светлые мушки.
    Грешные души от земли хотели подняться.
    Хотели найти ворота райские и воззвали души
    к великому ключарю, апостолу:
    – Отец ключарь! Хотим идти к воротам
    твоим! Темно нам, пути не найти!
    Ответил сверху апостол:
    – Вижу вас, жалкие! Вижу Вас, темные!
    Вот, стою я. Светлы ворота мои, это вы, тем-
    ные, идёте во мраке.
    Плакались души внизу:
    – Отец ключарь! Петр апостол! Света нет
    у нас. Темны пути наши. Дай нам светочи, с
    ними увидим тебя. Пустынно в полях, и хо-
    лодные камни.
    – Неразумные! Чего к земле приникаете?
    Оставьте пути темные. Идите путями верх-
    ними.
    Души просили:
    – Света, света дай нам. Хоть одну искру
    дай нам. Темно, и не знаем мы, где идти нам
    наверх.
    И сказал последнее апостол:
    – Малые, малейшие, не знаете, что затем-
    нило путь ваш. Дам вам светочи; светите себе,
    но нет темной дороги в светлые страны. Про-
    сите светоча, но светоч не есть свет.


    Так дал великий ключарь светочи грешным
    душам, и ночью видят их даже люди.
    И летают быстро, ищут ворота Рая грешные
    души. И летают вечно, и есть у них светочи.
    1906​
    "ПРОСИТЕ СВЕТОЧА, НО СВЕТОЧ НЕ ЕСТЬ СВЕТ." Как вы это понимаете?
     
  11. Романтик

    Романтик Член Общины

    Сообщения:
    2.561
    Re: Легенды и сказки, записанные Н.К.Рерихом.

    Так что же такое «светоч»? Ищем в словаре.
    «Светоч — светильник, также: человек, божественное существо, являющееся общепризнанным источником истины, просвещения, свободы»

    Хорошо, кажется, понятно. Но как это совместить с тем смыслом, который заложен в сказке? "… Просите светоча, но светоч не есть свет"... Ищем дальше. Но поиск тем и коварен, что ухватившись за кончик хвостика (знания), вытаскиваем «слона».
    Не претендую на то, что извлеку «слона», но нашла два интересных варианта.

    Первый. Картина Уильяма Холман Ханта «СВЕТОЧ МИРА», 1854 г. Она могла быть известна Николаю Константиновичу.
    [​IMG]
    "Аллегорическое полотно художника-прерафаэлита Уильяма Холмана Ханта, представляющее фигуру Христа у массивной, заросшей бурьяном, давно запертой двери. Название картины также взято из Евангелия: "Аз есмь свет миру" (Ин. 8:12) (англ. I am the light of the world).

    Произведение наполнено образами, имеющими символистский смысл.
    Над миром лежит ночь. Христос со светильником в руке идёт по миру среди мрака и стучится в дома. На картине Он изображён у одной из дверей. Светильник в левой руке Иисуса подчёркивает мрак, окружающий дом. Свет от светильника направленный, падает на дверь и немного освещает одежды Спасителя. Христос изображён в длинных светлых одеждах, на Нём красный плащ, на голове — корона и вокруг неё терновый венец, на ногах —сандалии. Лицо Христа обращено к зрителю. Ещё одно светлое пятно на картине — луна, образующая нимб вокруг головы Спасителя.

    Дверь символизирует «закрытое сердце», она наглухо заперта, давно не отворялась, заросла бурьяном. На двери нет ручки, и открыть её можно только изнутри.

    Особое внимание художник уделил изображению светильника. Он довольно сложен и причудлив: семь его граней символизируют семь Церквей Апокалипсиса, а отверстия разной формы — многообразие форм религии, объединённых общим светом.
    Вся сцена иллюстрирует фрагмент из Откровения Иоанна Богослова: «Се стою у двери и стучу. Если кто услышит Мой голос и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20).
    Оригинал картины был написан в 1853—1854 годах.

    В письме к своему другу Уильяму Беллу Скотту Хант писал:
    Эта картина — не просто удачная находка, я недостоин её, она как бы возникла во мне — меня вело Провидение."

    Взято из Википедии. Продолжение ниже.
     
  12. Романтик

    Романтик Член Общины

    Сообщения:
    2.561
    Re: Легенды и сказки, записанные Н.К.Рерихом.

    Продолжение. Вариант второй.
    Светоч

    [​IMG]

    [​IMG]

    "Свастичный символ «Светоч» представляет собой соединение двух великих огненных потоков энергии - земного и внеземного (материального и божественного).
    Потоки имеют огненную природу, так как именно живой Огонь, дающий Свет обладает созидательной, творящей силой, способной показать путь духовного развития и помочь понять суть вещей.

    ..."Так дал великий ключарь светочи грешным
    душам, и ночью видят их даже люди."...​


    Скручиваясь и раскручиваясь два потока Света создают преобразующий вихрь, открывающий суть многомерного бытия.
    Однако подобное знание доступно не каждому, а лишь тем, кто идет по Светлому пути духовного развития.

    Светоч также называют Вихрем Преображения, или Вселенским Вихрем Преображения.
    Суть этого названия как раз и заключена в развитии двух изначальных элементов в сущности каждого человека. Это развитие позволяет сущности прикоснуться к великой Мудрости Предков, впитать ее и стать ее частью. Затем происходит трансформация человека (преображение), в результате которой он становится на Золотой Путь Духовного Развития и движется к Прави.

    Безусловно, есть и второй вариант, при котором человек потакает своим темным желанием и Светоч не касается его. Такой человек попадает в Пекельный мир, где любое развитие заканчивается на стадии боли и страданий."

    Примечание: « Светоч – мощный образный символ ведической славяно-арийской культуры и может быть использован как оберег.»
    У меня не вызывает сомнений то, что Николай Константинович был знаком с этим символом.
     
  13. Романтик

    Романтик Член Общины

    Сообщения:
    2.561
    Re: Легенды и сказки, записанные Н.К.Рерихом.

    А это - воспоминание из детства. Очарование таинственностью.....

    ЗНАМЕНИЯ.​

    Из темной кладовки вышел человек и прошел на дворовую лестницу. Шел быстро, точно скрывался. Шел какими-то неслышными шагами. Как он зашел в кладовку? Зачем там был? Куда ушел? Почему шел неслышно? Не узнать. Не придумать.

    В людской зазвонил комнатный звонок. Звонил долго и сильно. А никто не звонил; никто никого не звал. Почему звонок сам зазвонил? Никак не узнать.

    В комнате тетушки Анны Ивановны завертелась дверная ручка. Завертелась сильно. Несколько раз перевернулась. А никто до неё не дотронулся.
    Зачем ручка крутилась? Что это значит? Странно и непонятно.

    В столовой в один день прошли семь мышей. Никогда такого не бывало, а тут семь сразу. Откуда пришли? Зачем вылезли? Непонятно, но неспроста.

    Кухарка вечером вернулась домой в большом страхе. Туман стоял. Шла она по длинному переулку, а навстречу ей идет белая лошадь. Идет из тумана одна, без человека. Идет, тихо ступает. Шума никакого не слышно. Так и прошла. Ушла в туман. Откуда – неведомо. Куда – неизвестно. Страшно вспомнить.

    Поздно вечером случилось самое страшное: лопнула картина на доске. Висела, висела себе тихо и вдруг с большим треском лопнула прямо через святого Иеронима. Почему именно вечером лопнула? Это уже совсем плохо.

    Весь канун сочельника наполнился непонятными и странными делами. Не только нам, но и прислуге, и всем большим стало ясно, что случится страшное что-то. Даже тетушка Анна Ивановна сказала:
    – Не к добру!

    В буфетной горничная Даша шептала Анисье Петровне, экономке:
    – Дурной шалит! Дай-ка позову доброго, тот мигом все утишит.

    Но Анисья Петровна предупредила:
    – Не зови! Не поминай! Позвать-то легко, а поди потом убери его. Так-то, бывало, позовешь, придет легко, по первому голосу, а уйти не уходит. На уход надо знать тоже крепкое слово.

    Кто он, дурной? Кто он, добрый? Почему кто-то пришедший не уйдет?
    Все это было особенно: все было чудесно. Говорили мы тихо. Шептали все новые догадки. Новые причины придумывали. Одна другой несбыточней, одна другой красивей.


    Все ужасающие возможности были сказаны. Новый звонок, стук или голос наполняли нас трепетом жутким и небывалым. Садились мы близко-близко друг к другу. Верили, любили и трепетали.

    А в постелях, пока не уснули, стало и совсем страшно. И двери в темную комнату стали как-то приотворяться. И пол скрипел под невидимым шагом. И прохладным вихрем тянуло откуда-то.

    У порога стояло настоящее. Утром все побледнело. А дядя Миша пришел и стер огневое вечернее слово. Все объяснилось.

    Черный человек оказался новым слесарем и ходил неслышно в калошах. Оказалось, кот улегся на кнопку звонка. В дверной ручке испортилась старая пружина. Белая лошадь ушла с каретного двора, и её скоро поймали.
    А мыши пришли сразу после отъезда кондитера.

    За трещину на картине дядя Миша очень сердился и говорил, что уже три года просил на “паркет переложить” картину, иначе она должна была
    расколоться. За небрежность к картине дядя Миша даже нашумел.

    От страхов ничего не осталось. Не пришли ни дурной, ни добрый. Все стало обычным, и мирным, и скучным. После того у нас никогда ничего не бывало. Даже сны прекратились. Знаков особенных нет ни на чем.
    Знамений ждем! Знамений просим!
    1913
     
  14. arkad

    arkad Основатель

    Сообщения:
    6.557
    Re: Легенды и сказки, записанные Н.К.Рерихом.

    Страшилки страха и народного невежества.
    Умел Николай Константинович видеть "таинственность" глазами окружающих.
    Давно известно, что у страха и невежества глаза велики.
    И вспоминаются в чем-то похожие случаи из собственного детства, таинственные рассказы в пионерских лагерях перед сном в темной палате... :)
     
  15. Романтик

    Романтик Член Общины

    Сообщения:
    2.561
    Re: Легенды и сказки, записанные Н.К.Рерихом.

    СТАРИННЫЙ СОВЕТ​

    "В одной старинной итальянской рукописи, кажется, пятнадцатого столетия, (начальные страницы и все украшения книги были вырваны благородною рукою любителя библиотек) простодушно рассказывается о том, как пришел ученик к учителю-живописцу Сано ди Пьетро за советом о своей картине.

    Учитель трудился над спешной работой и не мог придти на зов ученика, начавшего самостоятельно картину “Поклонение волхвов” для небольшой сельской церкви Сиенского округа.

    Учитель сказал:
    – Мой милый, я дал слово настоятелю Монте-фалько не покидать своего дома, пока не закончу заказанное им “Коронование Пресвятой Девы”. Но скажи, в чем сомнения твои. Я боюсь, не слишком ли долго проработал ты
    у меня, что теряешься теперь перед своею работой.

    – Почтенный учитель, – сказал ученик,
    – картина моя сложна, и трудно мне сочетать отдельные части её. Как лучше писать темную оливковую рощу на красноватом утесе вдали. Видны ли там стволы деревьев, и насколько отчетлив рисунок листвы?
    – Мой милый, пиши так, как нужно тебе.

    – Плащ Богородицы полон золотого рисунка. Лучше ли перебить его мелкими складками или навести рисунок в больших плоскостях?
    – Сделай его так, как нужно тебе.

    – Почтенный учитель, ты слишком занят превосходною работой своей, я лучше помолчу до времени ближайшего отдыха.

    – Мой милый, я не думаю отдыхать скоро, а тебе нельзя терять время, если в картине твоей так много неоконченного. Я все слышу и отвечаю тебе, хотя и с некоторым удивлением.

    – Головы воинов, сопровождающих царей, многочисленны; найти ли для них общую линию или дать каждую голову, и из частей получить абрис толпы?
    – Просто сделай так, как тебе нужно.

    – Я сделал кусты на дальних полях и полосами струи реки, но захотелось дать их отчетливо, как только иногда видит свежий глаз. Захотелось в воде увидеть волны и челнок на них и даже весло в руках гребца. Но ведь это
    вдали?
    – Нет ничего проще; сделай так, как нужно.

    – Учитель, мне делается страшно. Может быть, все-таки скажешь мне, стоит ли короны царей сделать выпуклыми или только для венцов оставить накладное золото?
    – Положи золото там, где нужно.

    – Мне приходит в мысль, не сделать ли на ягнятах волокна шерсти. Положим, они почти не видны, но вспомни, какие шелковистые, мягкие пряди лежат на ягнятах, так и хочется сделать их тонкою кистью, но в общей картине они почти не видны.
    – Делай их так, как нужно.

    – Учитель, я не вижу в ответах твоих совета моему делу. Я знаю, что все должно быть так, как нужно, но как нужно – затемнилось у меня сейчас.

    – Скажи, ставил ли тебе какие-нибудь условия работы отец Джиованни?
    – Кроме срока, никаких условий. Он сказал: Бенвенуто, напиши хорошее изображение “Поклонение трех волхвов Пресвятому Младенцу”, и я заплачу тебе десять дукатов из монастырских сумм. Потом назначил срок работы и размеры доски. Но во время работы являлись мне разные мысли от желания сделать лучшее изображение. И к тебе, учитель, по-прежнему обратился я за добрым советом. Скажи, что же значит “как нужно”?

    – Как нужно, значит, все должно быть так, как хорошо.
    – Но как же так, как хорошо?

    – Несчастный, непонятливый Бенвенуто, о чем мы всегда с тобой говорили? Какое слово часто повторял я тебе? Так, как хорошо, может значить лишь одно – так, как красиво.

    – А красиво?
    – Бенвенуто, выйди за двери и иди к сапожнику Габакуку и скажи: возьми меня мять кожи, я не знаю, что такое “красиво”. А ко мне не ходи и лучше не трогай работы своей.

    После этой истории в рукописи идёт сообщение о рецептах варки оливкового масла и об употреблении косточек оливы. Затем еще рассказ о пизанском гражданине Чирилли Кода, погребенном заживо. Но два последних рассказа для нас интереса не представляют".

    1906 г.
     
  16. arkad

    arkad Основатель

    Сообщения:
    6.557
    Re: Легенды и сказки, записанные Н.К.Рерихом.

    Чувство красоты...

    Это способность отметить темную оливковую рощу на красноватом утесе и золото рисунка на плаще Богородицы, это струи реки и шелковистые пряди шерсти ягненка, это способность воспринимать чудо окружающего нас мира...
    Умение воспринимать красоту — это свойство нашей эмоциональной составляющей, свойство нашей души.

    Учение нас учит красоте:

    Чудо луча красоты в украшении жизни поднимет человечество.

    Учи счастью красоты.

    Молимся звуками и образами Красоты.

    Произнесший Красота — спасен будет.

    Тверди — Красота, даже со слезами, пока дойдешь до назначенного.

    Несущие желание Красоты, — Благо вам!

    Спросят: где же поиски совершенства?
    Отвечайте: нам в Любви, Красоте и Действии — тех трех путей достаточно.

    Через Красоту подойдете.

    Ты сказала — Любовь.
    Тот сказал — Действие.
    Вы сказали — Красота.
    Если хотите открыть Врата, приложите этот знак Мой.

    Я сказал — Красота.
    И в бою, и в победе Я сказал — Красота.
    И неудача покрылась Красотою.
    И горы зацвели Красотою.
    А вы цветы Красоты допустите, их допустите — детей.
    И склонитесь перед Принесшим ее — Красоту Великого Мира.

    Поймите: нет вещей, нет решения, нет гордости, нет покаяния, есть она — Красота.
    И заповедаю вам:
    Храните и покажите и утвердите ее — Красоту.
    В ней путь ваш.
    И ею встречу тех, кто дойдет до Меня.

    Правда Вечности — в красоте духа.
    Дух знает, где красота.


    Ну, а если никак с красотой у человека, то остаётся ему только "мять кожи" или "кирпичи подносить"... :pardon:
     
  17. Романтик

    Романтик Член Общины

    Сообщения:
    2.561
    Re: Легенды и сказки, записанные Н.К.Рерихом.

    "НЕОТПИТАЯ ЧАША"​

    "Приходят враги разорять нашу землю, и становится каждый бугор, каждый ручей, сосенка каждая еще милее и дороже. И, отстаивая внешне и внутренне каждую пядь земли, народ защищает её не только потому, что она своя, но потому, что она и красива, и превосходна, и, поистине, полна скрытых значений.

    Кроме прекрасной природы литовской,польской, ливонской, у нас бесконечно много того, что еще недавно считалось неценным. Чего не видно из окон вагона, когда бывало ездили “куда следует”. Чего мы не хотели знать. Как вообще не хотели знать свою собственную землю.

    Когда после простудной напасти меня стали в Крым отправлять, вопреки всему, потянуло меня опять в любимый Новугородский край. Коли пройдет, то и здесь пройдет.

    За пределами оконного кругозора сколько изумительных красот и в Петроградской, и в Псковской областях, и в Новгородской земле. Так близких и так постыдно мало кому ведомых. Не об исторических местах говорю. Не о памятниках древности. Их тоже много. Но, теперь, как-то не нужно мыслить о былом. Теперь – настоящее, которое – для будущего.

    Припадая к земле, мы слышим. Земля говорит, все пройдет, потом хорошо будет. И там, где природа крепка, где природа нетронута, там и народ тверд и степенен, без смятения. Новугородцы бодры. Бодры так же, как бодры их озера. Опасные, холодные, вольные. Такие же острые, как остры голубые глаза рыбаков озерных. Степенны и суровы так же, как непроходны леса, которыми край еще полон. Не прошли и татары.

    Мало кто стремится пробыть лето в Новугородских пятинах. Избегают, потому что не знают. И не стыдятся не знать того, что под боком. А господин Великий Новгород знал свои земли. Боролся за них. И любил их.

    Причудны леса всякими деревьями. Цветочны травы. Глубоко сини волнистые дали. Всюду зеркала рек и озер. Бугры и холмы. Крутые, пологие, мшистые, каменистые. Камни стадами навалены. Всяких отливов. Мшистые ковры богато накинуты. Белые с зеленым, лиловые, красные, оранжевые, черные с желтым... Любой выбирай. Все нетронуто. Ждет.

    Старинные проезжие пути ведут по чудесным борам. Зовут бесконечными далями. Белеют путевыми знаками-храмами. Хороши окольные места по новгородскому, по устюженскому пути. Мета и Шелонь, Шерегодро, Пирос, Шлино, Бронница и Валдай, Иверский монастырь, Нил Столбенский,
    Возвышенности Валдайские. Все это красота. Красота бодрая.

    А вот и чудо. Не то чудо, что еще живы русалки. Жив еще “честной лес”. По городищам захоронены храмы. И не показались миру до сей поры. Верно, не время еще. А вот чудо.

    Среди зеленого, мшистого луга, около овечьего стада наехали на ключ живой воды. Среди кочек широкая впадина, неотпитая чаша. Яма – сажени в три шириной. Сажени три или четыре глубиной. По краям все заржавело, забурело от железа. В глубине прозелень, синие тени, искры взлетов. Бьет мощный родник, песок раскидывает. Пахнет серой. Студеная вода полна железом, и пить трудно. Сильно бьет родник по камням. Бежит в поле речкою. Никому и дела нет.

    Такой ключ в селе Мшенцах. Еще известны ключи в Варницах. Там и грязи такие же, как в Старой Руссе. Варницы – старое место, при Грозном известное. До сих пор и это место зря пропадало. Там же слышал я и о каких-то теплых ключах. Живая вода по полю, по озерам разбегается. И странно, и больно, но и приятно знать, что в четырех верстах от большого пути еще лежат такие находки. Давно показались. Ждут.

    Знают, пройдет испытание. Всенародная, крепкая доверием и делом Русь стряхнет пыль и труху. Сумеет напиться живой воды. Наберется сил. Найдет клады подземные. Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша – полный, целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила.
    Русь верит и ждет".

    Н.К. Рерих. Около 1916 г.
     
  18. Романтик

    Романтик Член Общины

    Сообщения:
    2.561
    Re: Легенды и сказки, записанные Н.К.Рерихом.

    Друзья, на нашем сайте в разделе «Скайп конференция» участники уже не первый год подробно разбирают книги Учения. В процессе часто возникает ощущение-уверенность в том, что об этом уже говорилось раньше, зачем повтор? Не буду объяснять это своими словами. Вот дневниковые записи Н.К.Рериха от 9 апреля 1943 г.

    Николай Рерих."Повторения"

    "Не брани меня за это, читатель, потому что предметы бесчисленны, и память моя не может вместить их так, чтобы знать, о чём было и о чём не было говорено в прежних заметках, тем более, что я пишу с большими перерывами, в разные годы жизни».

    Кто же мог так просто и полно сказать? Да всё тот же друг всех творцов, искателей, исследователей — Леонардо да Винчи. Каждый деятель может припомнить эти слова. В водоворотах жизни не избежать как бы повторений. Но не будут ли они лишь кажущимися? В новых сочетаниях, в неожиданных явлениях жизни многое из бывшего вспомнится, конечно, в новых очертаниях.

    В волнах жизни и не может быть точных повторений. Узор волны и пены и блеска будет будто бы схожим с пробежавшими валами, но это будет лишь кажущееся сходство. В тех же законах произошло действие, но природа обогатила и обновила его.

    Иногда невнимательным людям кажется, что целые племена все на одно лицо. Только поверхностный взгляд не увидит всё индивидуальное различие. Потому повторение будет лишь ещё одним подходом к явлению жизни. Каждый день различен, и каждое поминание будет в особом тоне. К лику прибавится ещё некая черточка. Событие сопоставится с новым соседством и тем обновится.

    Не убоимся новых сопоставлений во времени и в месте. Если о чём-то опять вспомнилось, значит тому была неповторимая причина. В мозаике прибавился ещё один камень, нанесена черта под новым освещением.

    Даже умышленная копия всё же не вполне отвечает оригиналу. Да и вопрос, каков был оригинал первоначально? Часто копиисты стараются передать вовсе не основу, а случайные наслоения времени. Причуда лаковых покрытий дает мираж, и тщетно пытаются отличить первое выражение произведения.

    Можно возвращаться к тому же предмету, но невозможно точно повторить первоначальное. Неизбежно возвращение к однажды уже затронутым предметам, но это не может быть повторением. Леонардо возвращался к излюбленным наблюдениям, но ведь не повторял их."

    P.S. И это касается не только книг Учения. Очень часто (чаще, нежели хотелось бы) наши мысли ведут нас в прошлое. Иногда кажется, что это «перемалывание» событий – пустая трата времени… Но нужно принять это, как возможность пересмотреть прошлое в свете нашего возросшего сознания. И тогда оно увидится нами шире, глубже. И мы сделаем для себя новые выводы. И, возможно, простим кого-то или попросим у кого-то прощения.
     
  19. Чайка

    Чайка Хранитель

    Сообщения:
    7.983
    Адрес:
    Солнечная система
    Re: Легенды и сказки, записанные Н.К.Рерихом.

    Как же это верно и подтверждается всей жизнью! :good:
    Каждый из нас, раз за разом перечитывая параграфы Учения, не устает удивляться новизне восприятия сознанием одних и тех же слов, каждый раз - как в первый! Но ведь к этому моменту уже прожит какой-то новый опыт, который позволяет воспринимать написанное не отвлеченно, как теорию, а как практическую реальность, подкрепленную собственными переживаниями и впечатлениями.
    А еще не устану удивляться, как каждый раз вновь перечитанное позволяет заострить внимание именно на том, что для тебя важно именно сейчас, именно в этот момент, как будто книга знает твои трудности, те препятствия, которые возникли на пути, и предлагает помощь. Чаще всего так бывает с книгами любимых Граней.
     
  20. Романтик

    Романтик Член Общины

    Сообщения:
    2.561
    Re: Легенды, сказки и статьи. Н.К.Рерих

    Николай Рерих. "Лучшее будущее."
    "О будущем иногда думают, но очень часто оно не входит в бытовые обсуждения. Конечно, не в человеческих силах вполне определить будущее, но стремиться к нему следует всем своим сознанием. И не к туманному будущему нужно устремляться, но именно к лучшему будущему. В этом стремлении уже будет залог удачи.

    В торжественный день возносится моление о будущем. Не о туманном чём-то утверждает оно. В нём выражены три основы: осознание высочайшего, мирное земное строение и благоволение как основа быта. Без этих трёх основ строение невозможно; но предпослать их нужно не отвлеченно, а в их полной и неотложной реальности. Казалось бы, что третья, преподанная основа должна быть самой обычной в повседневном быте. Только благоволение! Только доброжелательство и дружелюбие! К кому же? Да к таким же людям. К тем же самым, с которыми положен урок пройти это жизненное поле.

    Кажется, никаких глубоких изучений и образований не нужно для благоволения. Казалось бы, оно уже предполагается при каждой человеческой встрече. Разве можно приближаться к такому же человеческому существу без основного благоволения? Что же, неужели приближаться с ненавистью или подозрением, с уже замышленным злодейством? Где же, в каких же таких Заветах, писанных или неписанных, предуказано злодейство и подозрение?

    “Человек человеку - волк”. Ведь это одно из самых зловредных изречений. А ведь самовнушением достигается так многое. Если от колыбели слышать о добре, то ведь оно и останется руководящим началом. Даже все смущения извращённой жизни не искоренят понятия добра. А там, где человек привык жить в добре, он оценит и всё замечательное значение слова БЛАГОВОЛЕНИЕ. Ведь это слово очень повелительно. Воление, оформленная воля... это уже нечто созданное, сделанное!
    Воление не может быть только инстинктивным. Оно производится в полном сознании, за полною ответственностью. Может быть, каждое государственное совещание должно быть начинаемо знаменательным вопросом: “Есть ли благоволение?” И промолчавший не должен бы судить. Вероятно, скажут, что именно самые-то злодеи и закричат о благоволении. Вот тут-то запечатление человеческих излучений и доказало бы истину.

    Притворно никак не докажете благо в излучениях сердечных. Как пятнисты будут излучения притворные, неискренние! Человек, не задумывавшийся над глубоким значением благоволения, часто вообще не поймет, о чем тут говорить! Почему подчеркивать слова и без того всем известные, которые к тому же никогда ничего не улучшили. Ведь возможны и такие уродливые суждения.

    Нередко продавец выкликает нечто очень полезное, совершенно не думая о значении произнесенных им слов. Часто ли переписчик знает содержание переписанного? Иногда даже читающий вслух для другого, тем самым как бы освобождает себя от понимания прочитанного. Таким образом, часто ценнейшие и неотложные соображения попадают в разряд так называемых “птичьих слов”.

    Возможно ли лучшее будущее без благоволения, без благоволения во всем его торжественно-повелительном значении? Какой же это будет мир на Земле без благоволения?! И какая это будет “слава в вышних” без углублённого и непрестанного воления блага?

    Лучшее будущее. Ты должно быть лучшим. Ты должно быть лучше дня вчерашнего. Если не захотеть этого, то ведь из самого замечательного, уже сужденного, можно извлечь лишь ничтожный огарок. Все великие знаки могут быть в готовности. Но если не желать блага ради им следовать, то какая же их часть видимого осуществится? Кто же имеет право испортить или умалить сложенное великими путями? Ведь это не мечтательство пустое, но ответственность несущего письмо.

    Даже простой почтарь в сумерках и во тьме идёт с осторожностью, чтобы не оступиться, чтобы ветка не хлестнула по глазу, чтобы избежать диких зверей. А ведь он несёт чьё-то чужое письмо, о котором он ничего не знает. Когда же человек мыслит о будущем, когда он учитывает все его условия и все благожелания, насколько устремлённее и бережнее пойдет он, готовый и настороженный. Пойдет он, зрячий и проникновенный. Поспешит он, чтобы не украсть часа сужденного, а в сердце его будет стучать и слава в Вышних, и мир на Земле, и благоволение к ближнему.

    Благоволению нужно учиться. Мир нужно установить. Славою в Вышних нужно восхититься всем трепетом сердца. Лучшее будущее!

    * * *
    Примеры ковки лучшего будущего можно почерпать из разных областей. Один из них уже от ранних школьных лет остался в памяти.

    Нам всем чрезвычайно врезался рассказ о Шлимане - знаменитом исследователе Трои. Все мы восхищались, как он, от ранних лет, поставил себе задачу будущих исследований, начал готовиться к ним во всех областях. Как он упорно обогащал себя знаниями, а в то же время, так же настойчиво складывал своё богатство. Ведь он зрело обдумал все средства, которые ему понадобятся.

    После многолетнего, сознательного труда он внёс в науку свой ценный вклад и остался прародителем многих шедших за ним, блестящих исследователей. Можно себе представить, как в своё время коммерсанты пожимали плечами на ученые задания Шлимана. Также можно видеть, как учёные, вероятно, не однажды рядили его в любителя и усмехались над его затеями. Но он своеобразно и неотступно складывал своё научное будущее.

    То, что для другого бы уже было достижением, для конечной, утлой пристани, для Шлимана было лишь средством, имеющим прикладную относительную ценность. В таких многолетних сознательных трудах есть большая доля самоотвержения.

    Опять-таки вспомним прекрасное слово благоволение. Поистине, сознательные ковачи лучшего будущего; они полны настоящего благоволения."

    Пекин. 1 марта 1935 г.
    Из сборника: Николай Рерих "Врата в будущее" - Рига: «Виеда», 1991.