Интернет-община "Содружество"

Всему поможет Община, но Общине поможет расширение сознания

Кое-что об основах литературы будущего

Тема в разделе "Литература будущего", создана пользователем Elentirmo, 26 фев 2012.

  1. Elentirmo

    Elentirmo Хранитель ИО "Содружество"

    Сообщения:
    5.579
    Адрес:
    Иваново
    Я не литературовед и практически не в курсе тенденций современной литературы, совсем не знаю чем постмодернизм отличается от модернизма. Но литературу я люблю и читаю. Мало художественной, только то, что нравится, в основном справочную, публицистическую, научную и научпоп.
    Но хочу поделиться здесь своим мнением, своими мыслями. Несколько тем назад в этом разделе Лиафин открыла тему "Песнь о Роланде". Казалось бы, какое отношение к литературе будущего имеет средневековая длинная поэма, повествующая о деяниях Карла и его соратников, причем мало имеющая отношение к исторической действительности? Однако не все так просто. И не потому что "Песнь о Роланде" та классика, вроде "Илиады" или "Старшей Эдды", которую каждый образованный человек обязан если не прочитать целиком, то хотя бы знать основную сюжетную линию. Нет. Тут все немного иначе. Есть в мировой литературе одна книга (являющаяся частью целого цикла), которая пользуется неизменным спросом читателей, которая читается вот уже 50 с лишним лет и которая еще будет читаться, пока существует человечество. Она необычная эта книга. Она длинная, очень длинная. Она пересыщена персонажами и излишними на первый взгляд подробностями и историческими внутритекстовыми отсылками и параллелями. Она рассказывает о событиях, к земной истории и географии не имеющих никакого отношения. Она содержит несколько приложений квазиисторического и лингвистического содержания, через которые проберется только специалист. Ее сложно отнести к какому-либо конкретному жанру. Но ее тиражи превышают все мыслимые показатели. Она переведена на добрую сотню языков (полностью или частично), а русских переводов только официально выходила целая дюжина. Она дала толчок целому направлению (даже нескольким) в молодежной субкультуре. Она многократно экранизировалась, причем не смотря на все недостатки экранизации, эти фильмы являются абсолютными чемпионами по кассовым сборам и по количеству завоеванных Оскаров. Эта книга привлекает поэтов, музыкантов, зеленых, пацифистов. Создаются продолжения, подражания, пародии. Выпускаются научные и любительские журналы и книги, в которых публикуются научные и любительские статьи, посвященные исследованию этой книги и того мира, который в ней описан. По ней защищаются диссертации и пишутся дипломные работы. Эту книгу многие критики не воспринимают в принципе. А другие ставят ее на первое место среди книг всех времен и народов. Автор этой книги выдвигался на Нобелевскую премию, но получил другие звания и награды. Эта книга дала толчок к изучению средневековой литературы и древних и средневековых языков для многих ее читателей.
    Вы конечно поняли, о какой книге я говорю.
    Так вот, как мне кажется, именно эпические произведения, от древних ("Илиада", "Беовульф", "Старшая Эдда" и т.д.) и до современных, и будут той самой литературой будущего.
    Но я могу ошибаться. Это лишь мое мнение и мое желание.
     
  2. Migrant

    Migrant Хранитель ИО "Содружество"

    Сообщения:
    5.358
    Адрес:
    переменчиво
    Твоё мнение мне понятно, но того, что нам всем надо на сегодняшний момент в виде литературного образца пока ещё не вышло...
    И твоя книга для меня - это как эпос, подводящий черту под величайшей эволюционной эпохой - цивилизации Запада.
    А если всё же говорить о Новом, можно было бы сказать, что если о Новом и было что-то сказано, то лишь в виде намёка в произведении "Ловцу, входящему в лес".
     
  3. Elentirmo

    Elentirmo Хранитель ИО "Содружество"

    Сообщения:
    5.579
    Адрес:
    Иваново
    Согласен. Да, читал. Но это лишь мое мнение. Его могут не разделять другие форумчане. У каждого свои предпочтения в литературе. Одним нравится эпос, другим подавай словесные выкрутасы футуристов, третьим книжки Донцовой... Это конечно кроме тех книг, которые считаются здесь основой.
     
  4. Лиафин

    Лиафин Super Moderator ИО "Солнечный Ветер"

    Сообщения:
    879
    Хорошая тема...
    Вчера ходила на поэтический слэм... выступали наши белорусские поэты, а так же украинские и финские, а том числе и Солья Крапу... К сожалению, достойных переводов ее чудесных стихотворений я не нашла...
    Современная поэзия почти на 90 процентов - постмодернистична...
    Кстати говоря, модернизм и постмодернизм очень рознятся.... И именно в этой разнице,по-моему и скрывается деградация современной литературы...
    Происходит то, что Ортеги-и-Гасет назвал дегуманизацией искусства... Оно перестает быть для человека в целом и относится лишь к отдельным личностям, обладающим мышлением нестандартным...
    Постмодернизм и масс медиа слились..и грань между литературой,выполняющей духовную функцию и литературой "для удовольствия" практически неощутима...
    Мы смотрим "Властелин колец", "Аватар" и др. фильмы....все они сняты по типичной голливудской схеме... И понятное дело, что для фильма вычленяются лишь те события которые соотвествуют наиболее активно продаваемой схеме...
    Что касается книг.... Здесь происходит тоже самое...Писатели ловят дыхание эпохи и на этой волне воздают произведения,которые будут покупаться...
    К сожалению, очень малое колическо современных молодых людей читало Илиаду... Еще меньшее "Старшую Эду"...и практически никто "слово о Полку" и "Песнь о Роланде"...
    В основном эти тексты читаются только в реконстукторских кругах...да и,многие реконструкторы этих произведений и в руках не держали...
    Взглянем на "войну и мир" колоссальное эпическое произведение....а в школе ученики его просто ненавидят... Конечно,оно не для школы и рассчитано на более зрелый возраст..но доберутся ли в этом зрелом возрасте до него ученики?
    вопрос интересный...эпические произведения древних эпох несомненно величесвенны и вдохновенны....даже песенки вагантов, не блещущие особой смысловой нагрузкой несут свое очарование той эпохи...
    Но...к сожалению, язык данных произведений зачастую очень труден... а "песть о Роланде" пугает некоторых любителей литературы уже своим объемом...
    Сложно всвязи с этим представить, какой же должна быть литература будущего...
    Но она должна отражать язык будущей эпохи и быть актуальной...
    Мне почему-то кажется, что будущее литературы за эзотерическим романом...
    Художественной литературой, имеющей с своем сюжете библейские аллюзии, связь с религиозными и мистическими учениями и культами, фантастическими образами Тонкого Мира,а так же небольшие вкрапления философских размышлений...
    Словом, произведения, непосредственно подготавливающие читателя к знакомству с иным миром и направляющие его по пути духовного развития...
     
  5. Migrant

    Migrant Хранитель ИО "Содружество"

    Сообщения:
    5.358
    Адрес:
    переменчиво
    Все виды творчества имеют своё продолжение. Имеют своё развитие. Художник, он же творец, создавая что-то, наделяет созданное своим духом. И если первый роман "Дафнис и Хлоя" имел описательное значение, пересказ событий, а сказания северных народов - былинное звучание, песнопения, то в будущем произведения творцов будут нести в себе элементы жизни. Элемент самостоятельности и законченности, они уже будут не столько отражением, сколько самой жизнью.
    Это не моё мнение. Это я где-то читал.
     
  6. Elentirmo

    Elentirmo Хранитель ИО "Содружество"

    Сообщения:
    5.579
    Адрес:
    Иваново
    Социалистический реализм. Да, помню. 1934 год. Первый съезд Союза писателей. :-)
     
  7. Migrant

    Migrant Хранитель ИО "Содружество"

    Сообщения:
    5.358
    Адрес:
    переменчиво
    Да ну тебя с твоим юмором...
    Всё, утомили старика. Я в люлю и спать, спать. спать....
     
  8. ОКА

    ОКА Хранитель ИО "Содружество"

    Сообщения:
    3.682
    Адрес:
    Рязанщина
    Вот и дождались серьёзных экспертных оценок литературного процесса с позиций нравственно-этического назначения творчества. Может быть, наши мысли и миссии, которые мы уже третий год направляем в пространство и буравим СМИ как-то поспособствовали признакам "отрезвления" цеховиков от словотворчества".
    Выкладываю статью в "Литературке" в том числе и с собственными комментами.
    http://www.rospisatel.ru/zamlelova-dnevnik10.htm
     
  9. ОКА

    ОКА Хранитель ИО "Содружество"

    Сообщения:
    3.682
    Адрес:
    Рязанщина
    Литераторы фейсбука, как и другие инет-сообщества предложили несколько вариантов нравственного императива писателя и актёра...
    Приятно, что большая часть тезисов перекликается с нашими целями и задачами, которые мы начали озвучивать и выражать на "Литературном подиуме" около двух лет назад. посеянная мысль не пропадает бесследно.
     
  10. Лиафин

    Лиафин Super Moderator ИО "Солнечный Ветер"

    Сообщения:
    879
    Прочитала этот "манифест"....честно говоря... по-моему скромному мнению подобные литературные паталогии - это бред...
    Как можно говорить о литературном поведении? это некорректно.
    Далее, особенно возмутила так называемая литературное шизофрения...
    Сколько бесподобно прекрасных и изысканных стихотворений создано при помощи приема игры слов и смыслов...это тонкость воспиятия... писатель или поэт обращаясь в подобному приему стремится заставить читателя думать, размышлять, шевелить серым веществом, рассуждать, видеть образы искать аналогии... Вспомним Умберто Эко "Имя розы"...
    Остальные пункты так же вызывают ряд вопросов...
    Словом, я бы скорее, усомнилась в широте взглядов людей, создававших подобную кашу и подумала оь их косности.
    Мне кажется,здесь вопрос нужно поставить несколько иначе. Здесь спор старого поколения тяготеющего к классике (более чем уверена, что авторы данной статьи приверженцы именно строгих рамок реализма) с молодым поколением, ищущим новые формы и способы выражения своего видения мира...
     
  11. Migrant

    Migrant Хранитель ИО "Содружество"

    Сообщения:
    5.358
    Адрес:
    переменчиво
    И даже не это... Способность писать - это способность видеть описываемое в своем воображении. Нет воображения - нет и писателя. А если кроме воображения нет и мысли, то нет предмета для обсуждения. И вся это вышеописанная шизофрения - банальный салонный трёп, некий снобизм от литературы...
    Талант - он и в Африке талант.
     
  12. Лиафин

    Лиафин Super Moderator ИО "Солнечный Ветер"

    Сообщения:
    879
    Не согласна...иногда обрвз в произведении-это и есть основная мысль. Этоподобно презентации,состоящей из фрагментов и не сопровождаемой словами.есть феномен гражданства.но он скорее,будет относиться к банальщине "розы-морозы".а новые литературные веяния- это поиск новых форм и путешествие в глубины языка и слова.не назвала бы эти эксперименты "пустым салонным трепом".по отношению к поэзии Серебряного века,например,это даже оскорбительно.Велимир хлебников,для примера,был талантливейшим автором и мудрым философом.
     
  13. Migrant

    Migrant Хранитель ИО "Содружество"

    Сообщения:
    5.358
    Адрес:
    переменчиво
    Стоп-стоп-стоп! Я имел в виду не поэзию Серебрянного века... Кстати, и Рерих - это же тоже Серебрянный век. Я имел в виду все эти эпитеты "болезненный писатель", "литературный алкоголизм", "литературная порнография", "литературная шизофрения"...
    Хм.
     
  14. Лиафин

    Лиафин Super Moderator ИО "Солнечный Ветер"

    Сообщения:
    879
    Извините, Мигрант, неверно поняла вас изначально и поэтому немножко возмутилась - больное!
    :ro_za:
     
  15. ОКА

    ОКА Хранитель ИО "Содружество"

    Сообщения:
    3.682
    Адрес:
    Рязанщина
    Дорогая и неравнодушная Лиафин! Вы так эмоционально и стихийно набросились на материал, что в спешке даже не обратили внимание, что это не "манифест". Не установка какой-то группы стариков-неудачников, как-то отставших от современной жизни...А всего-лишь начало развития ожидаемого нами инет -обсуждения среди коллег, что почувствовали правоту ЗАВЕЩАНИЯ ПАУСТОВСКОГО, которое и мы поставили в основу Литературы Будущего. И, как видите, нашлись близкие по смыслу и дефинициям отклики. Может быть, со временем что-то и войдёт в манифест. И, простите, бреда там нет. Вам просто некогда было просмотреть всё то, что предшествовало данному СОБЫТИЮ.
    Почему, же? Разве в Книге Община недостаточно сказано о проецировании творческой личностью личных и субъективных начал. Разве не было сказано А.Блоком "Прочь, проклятые книги, я не писал вас никогда...", что повторено и Н. Рерихом "Бойтесь, когда порождения ваши вами питаться начнут..."
    Если раньше, возможно и сходили житейские ужасы ( например, ранний Байрон, маркиз де Сад, А. Фет, Лермонтов и др.) и даже как-то оправдывались психологией Фрейда-Юнга, то едва ли такое раздвоение будет возможным в новой эволюционной перспективе, когда Миры сближаются и зеркалят суть. Мы и поднимаем планку ответственности пишущего перед читателем, как нравственную установку ЧИСТОПИСИ. Это очень близко к нашему вечному вопросу о употреблении мяса последователем АЙ. И вы, как-то странно, назвали этот очевидный момент, как некорректный. Чистота во всём! Прежде всего в физических стремлениях самосовершенствования...

    Опять же, разве не происходит повальное увлечение в нашей мутной Кали Юге дерзких подмен, инфернальных наворотов, а то и реальных проекций творений астральных персонификаторов, жаждущих того же, что и слуги Падшего ангела?

    Хороший пример для исключения. Приглашаю вас с подобными материалами для дальнейшего сбора жемчужин на АМЛФ, что обнаружил себя на дружеском сайте. Возможно, что откроем дополнительный резерв и на "Манвантаре".

    Вопросы надо поднимать, а не зарывать недосказанными...А сомневаться не надо, материалы поступили от доцентов и аспирантов ряда ведущих ВУЗов страны. Ниже я выложу материал одного из них. Кстати, он также зарегистрировался на нашем форуме и, вероятно, с удивлением прочитал ваш протест... :smu:sche_nie:

    Формы выражения не обсуждаются, как таковые СВЯТАЯ СВЯТЫХ интимного таинства творчества, но только предупреждения о том, что СЛОВО по-прежнему сакрально и ответственно. Как и во времена гибели Атлантиды, так и сейчас, когда книжный рынок переполнен непотребной литературой. Прошу Вас не обижаться на меня, потому что душой я так же молод, как и много лет назад, хотя бы потому, что продолжаю вести литературные студии с молодёжью и хорошо чувствую тягу юных талантов к подлинным задачам и средствам ЛБ.
     
  16. Migrant

    Migrant Хранитель ИО "Содружество"

    Сообщения:
    5.358
    Адрес:
    переменчиво
    :ro_za: :ro_za: :ro_za:
     
  17. ОКА

    ОКА Хранитель ИО "Содружество"

    Сообщения:
    3.682
    Адрес:
    Рязанщина
    :ro_za: :ro_za: :ro_za: :ro_za: :ro_za: :ro_za: :ro_za: :ro_za: :ro_za: :st_ruskiy:
     
  18. Лиафин

    Лиафин Super Moderator ИО "Солнечный Ветер"

    Сообщения:
    879

    Здравствуйте, Ока!)
    Понимаю, что возможно была слишком жестка в своей оценке данной статьи… Всегда, когда читаю подобное, в первую очередь ужасно возмущаюсь… Современная литература в широчайшем спектре своих вариаций, мне очень дорога...И дорога именно тем, что стирает рамки шаблонных «хорошо-плохо».
    Читатель давно устал от прописных истин, и, как говорит Тимур Шаов «раз наша жизнь покруче, чем блокбастер, должны быть сказки посильней, чем Фауст Гете».
    Каждому времени, как и каждому сезону соответствует свое настроение и общие черты… У каждого времени есть свой типичный представитель…Нас радует поэзия Пушкина. Она актуальна и по сей день….Однако…. Однако новое поколение она не захватывает ( можно возмутиться или опровергнуть эту точку зрения, но…). Работая в школе, я наблюдаю за новым молодым поколением…что их восхищает. Что их более всего впечатляет, что оставляет равнодушными…
    Они уже не понимают Пушкина, хотя Лермонтов им куда ближе… Речь Шекспира и Эсхила кажется им заумной и скучной, хотя сами идеи, освещенные под иным углом, имеют некое воздействие и производят впечатление.
    Охлаждение любви к поэзии Золотого века – печальное, но не катастрофическое явление…
    Куда более катастрофичным является тяга к массовости и красивым упаковкам современной попсцены и рэпу. Это повально и поголовно. Как показывает практика, современных писателей и поэтов ученики могут перечислить на пальцах одной руки…да и то, лишь избранные ученики..остальные не имеют понятия и об этом.
    По моему скромному мнению, - просто еще не пришло нужное время…Однажды душа ПОТРЕБУЕТ своей пищи…
    Но немного отвлеклась от главной темы…
    Наш мир меняется…необратимо и быстро..в лучшую ли сторону, или худшую –сложно сказать. И литература меняется с ним. Современные авторы отличаются от наследников прошлого..и это не значит, что остальные - «старики-неудачники». Вовсе нет!
    Просто новое и видит все по-новому…
    Современная драматургия. Братья Пресняковы, Сигарев и пр… Эстетика «чернухи»… Хорошо ли это? Думаю, в литературе нет понятия «хорошо-плохо» - это субьективно…
    Человек, переживая катарсис обновляется. И если для этого нужно вкрыть гнойную рану, разбутить дремлющее в обыденности и привыкшее к серости будней сознание….то почему бы и нет.
    Современная литература пропагандирует взрыв, громкий удар…нет, даже не колокола…Царь-Пушки! Это удар по щеке, это схватить за плечи и трясти с криком «Очнись, потребитель!»
    Авторы могут быть жестоки, могут быть агрессивны и грубы… Могут выворачивать читателя наизнанку нелицеприятными подробностями и жестокой циничной правдой..
    Полезно ли это явление…. Думаю, что отчасти… Здесь все сугубо индивидуально и всецело зависит от автора.
    Писатель – не могут быть беспристрастен… Если он пишет от души – он горит. И именно этим отличается от графомана.
    Формы огня могут быть различны..от уютного ласкового огонька свечи, до всепожирающего воющего пламени…
    Так что, пилюля и доза каждому своя.
    Конечно, не будем спорить, есть и иная категория, графоманов, извращенцев, одержимых – людей, не знающих, куда излить то, что их наполняет. Думаю, что это не самых плохой способ «разрядки», другое дело. Что тогда желательно писать «в стол» и не нести свои «творения» в массы.
    Но, пожалуй, самым неприятным феноменом литераурного изращения является…нет…литературный сатанизм – это бы я так не назвала,хотя понятие этому родственное.
    Написание произведений от якобы светлых посредников. Странные такие творения…вроде бы и логичны, и светлы, и призывают к доброму, вечному и разумному… Но между строк читается что-то иное…будто слова – жестяной бубенчик на шее пасущейся коровы… звенят, но не играют. Грубы. Уродливо вывернуты наизнанку. Насилие над сутью слова, когда сами слова как будто плавятся в контексте и умаляют вытащить их прочь из этого маленького художественного ада. Возникает невероятно устойчивое омерзение, как из под напудренной маски пробивает самодовольное свиное рыло.
    Пожалуй, это самый неприятных литературный феномен, который можно было бы просто назвать – литературное лицемерие. А с остальным еще как-то можно бороться.
     
  19. Дальний

    Дальний Хранитель ИО "Солнечный Ветер"

    Сообщения:
    1.796
    Сильно выражено, чувствуется Огонь... :co_ol:

    Просветите меня, пожалуйста, что заставляет человека читать вредную книгу? Конечно, если это не уведёт от лейтмотива темы.
     
  20. ОКА

    ОКА Хранитель ИО "Содружество"

    Сообщения:
    3.682
    Адрес:
    Рязанщина
    Лиафин надо вводить в число модераторов. Потому как она на практическом опыте может помогать вести общение с теми, кто нам близок. Будем считать, что разговор начался. Даже если и не совсем по теме. Но литераторы очень чувствительны к себе и инертны к другим. Будем бережны к произносимым словам и резким демаршам. К нам хотят приходить, как ни к кому не ходят в гости...может быть, нам всё же удастся сохранить естественную привлекательность и быть свободными от инет-практик беспардонных критиканств и нелепых обвинений. Это к тому, что пока мы ещё востребованы тонкими читателями и пишущими...
    Потому, что если не явим пример, то это сделают другие спустя другие сроки, а срок у нас сложился уборист и зернист. Вот и в тональность вторят друзья с "Дельфиса". Идёт посадка на Новый литературный ковчег ЛБ...