Интернет-община "Содружество"

Всему поможет Община, но Общине поможет расширение сознания

Историческая топономика

Тема в разделе "История", создана пользователем Игорь, 6 янв 2013.

  1. Игорь

    Игорь Хранитель ИО "Содружество"

    Сообщения:
    4.161
    Власть имущие могли в свое время как угодно перекраивать письменные источники в угоду своим интересам, но есть летопись, которая им практически неподвластна- летопись географических названий- и производных от них фамилий и имен .О том, какие народы жили на территории нашей страны, мало сохранилось в летописях- что же, давайте думать и анализировать.
    С детства мою фантазию привлекало происхождение названия небольшого городка во Владимирской области- Киржач, стоящего на одноименной, ранее судоходной речке, где Сергий основал один из монастырей. Википедия производит его однозначно от финноугорского словосочетания, означающего левый приток реки. Но все ли так просто?
    В булгарской летописи «Джагфар тарихы» вся область между Окой и Волгой именуется Кортджак- якобы из-за того, что там водилось много пчел (думаю, не более, чем в других регионах)-объяснение дано из созвучия с тюркским названием пчел. Но в этой же летописи юг западной Сибири именуется Тубджак – нужно понимать, название дали племена, от имени которых произошли названия Тува, Тобол, Чебаркуль в этом же огромном регионе (и Чепца, Чепели -совр.Цепели, Сувар, Себер, Сибирь,Тверь и возможно, Тибр (Tivera)).Тогда нужно понимать, что Кортджак-область, заселенная Кортами?
    Не так уж и фантастично. Ведь есть река Кордяга (приток Чепцы), есть фамилии Коротков и Коротаев, есть германское имя Курт (как и Алан, Аскольд, Франк- имена давали по названию известных народов).И есть далеко на юге народ Курдов , а предки наши имели обычай уходить в поисках лучшей доли за тысячи километров. Ведь не удивляемся же мы, что тверичи нашли своих «родственников» среди афганского народа Калаш, сохранивших и там некоторые обычаи и миропонимание предков http://paranormal-news.ru/news/2009-02-11-1473 Оставим на совести искателей паранормального догадки, но фотографии калашей заставляют задуматься.
    Всем, неравнодушным к родной истории, предлагаю размышления продолжить- уверен, друзья, вам есть что дополнить.
     
  2. Игорь

    Игорь Хранитель ИО "Содружество"

    Сообщения:
    4.161
    А вот и интересная находка в продолжение темы:
    Карата́и (мокш. Каратайхть, самоназвание мукшы[1]) — этнографическая группа мокшан в Татарстане. Язык — татарский. Живут в Камско-Устьинском районе в деревнях Мордовских Каратаи, Заовражные Каратаи и Шершалан. Численность — около 100 человек.

    В селе Каратай-Савиновка, или Барское, и в деревне Заовражные Каратаи проживали русские, а в деревне Каратай на реке Шошме в Казанском уезде (ныне — Арский район Татарстана) — татары. Видимо, название самого старого села со словом «каратаи» произведено от гидронима «Каратаи».

    Таким образом, каратаи являются не отдельным мордовским племенем, а локальной группой мокшан, подвергшейся сильному татарскому влиянию: они восприняли татарский язык и некоторое элементы культуры татар, сохранив, однако, своё этническое, мокшанское, самосознание. Окружающие их татары относят их к мокшанам, называя их мукша, мукшылар (производные от «мокша»), сами себя они также считают мокшей, двуязычие сохранялось у них вплоть до XVII[1].
     
  3. Игорь

    Игорь Хранитель ИО "Содружество"

    Сообщения:
    4.161
    РОСТОВ​
    Задумывался ли кто-нибудь над происхождением названия города Ростов? Википедия говорит, что от усеченного варианта славянского имени Ростислав.Однако же, почему усеченного, ведь соседний Ярославль называют полным именем, язык не ломается. И кто был этот Ростислав, если город известен с 862 года, и жили в нем представители финноугорского племени Меря? Почему бы они дали городу русское название? Снова попробуем разобраться с помощью Джагфар Тарихы, в которой этот город именуется Джир.
    В 816 году отряд Будима, действуя по приказу балтавара, овладел галиджийской областью. Балтавар был так доволен этим, что назначил бояра
    тарханом покоренного Балына. Будим восстановил Галидж и Урус и с разрешения Айдара, целиком доверявшего ему, построил Шамлын, Джир и Мен. Мен
    был назван так потому, что здесь собиралась тысяча балынских ульчийцев-воинов для обеспечения “джиенных поездок Будима по его наместничеству,
    а свое тарханство он именовал “Ак Урус” - для отличия от урусской области в Кара-Булгаре. Такие же тысячи собирались в Галидже, Шамлыне и Джире. И этих воинов называли “ак уруслар” или “уруслар”, ибо они служили урусскому бояру... При этом Будим, не доверяя балынцам, нанял
    тысячу анатышских альманцев и.пять тысяч байлакских ульчийцев из племени кулбак. Кулбаков он держал подле себя, а для анатышцев построил
    крепость Калган на реке Кара-Тун. А Айдар всячески поощрял деятельность своего бояра, ибо Будим стал присылать ему вдесятеро большую дань...


    Итак, Джир. Смысл названия объяснять нет нужды-видимо, либо и так было ясно, либо гази-Барадж его уже не знал (как в случае с городом Мен-
    который сейчас уже и не опознать.Шамлын-Смоленск) название, вероятно, финноугорское, сраните совр. коми-язык "дзир"-петля(сравните итальянское-"джиро"-круг, оборот (О взаимных заимствованиях финноугорских и ..
    индоевропейских языков стоит отдельно поговорить). Булгары транскрибировали
    Джир. русские-Дир. Почему петля? Обратимся к археологам.В 15 км от современного Ростова найдено так называемое Сарское городище. Если взглянуть на карту, то в этом месте река Сара и делает петлю, с трех сторон защищающую древний город. А может быть, название реки, которую сейчас именуют Сара, в древности произносилось Несколько иначе и воспринималось тюркоязычными народами как Джир(а)?
    Раскопки в Сарском городище начались еще в XIX веке и продолжались до конца 20-х годов XX века. В 1903 г. в них принял участие Николай Рерих,
    который записал: «Сарское городище, – одно из самых обширных в краю… На мысу, образованном извилистым течением р. Сары, городец был защищен
    валами, почти отвесно спускающимися… на приречный луг».
    В самом городище жили представители племени меря. В ходе раскопок был найден большой пласт мерянской культуры. Но найдено было и много
    предметов вооружения, большой процент которых имеет скандинавское происхождение. О том, что важное место в жизни поселения занимала торговля,
    говорит обнаруженное в результате раскопок большое количество иноземных серебряных монет, слитков меди и олова.

    Были найдены разнообразные изделия – орудия труда, украшения и предметы из западной Европы, Прикамья, Волжской Булгарии, Киевской Руси.
    ….Середина 8-го века и есть время основания Сарского городища.
    А до основания тут было голое поле. Кто-то пришел сюда, и сходу выстроил крепость по заранее продуманному плану: насыпал валы, выделил
    военную и торговую зоны. Эти «кто-то» и были варяги, а само городище мало отличается как от Рюрикова, так и от собственно скандинавских
    поселений.

    В свое время Сарское поразило археологов 19-го века, обладавших не замутненным еще догмами сознанием, обилием скандинавских находок. По числу
    северных вещей оно едва ли не соперничало с городами в самой Скандинавии. Чтобы не быть голословным, сразу приведу в качестве примера
    уникальный варяжский меч, обнаруженный на Сарском еще в 19-м веке (рисунок 4). Он долгое время валялся в одном из музеев без паспорта, но
    недавно выяснилось, что нашли его с внешней стороны вала Сарского городища. Меч хорошо сохранился – и клинок длиной почти метр, и, главное,
    рукоять, на которой после расчистки обнаружилось латинское клеймо «+LUN FECIT+» (“Лун сделал”; рисунок 5). Имя мастера Луна попадается
    исследователем впервые, до этого об этом мастере даже не подозревали. Мастер работал по канонам, принятым в его время, но обладал нетипичным
    почерком, что выдает его яркую индивидуальность. Специалисты по оружию сошлись на том, что Лун работал в крупной западноевропейской
    мастерской, считался элитным специалистом, и делал исключительно штучные вещи, и только на заказ. Меч легко укладывается в принятую
    классификацию (тип Е), однако, датировать изделие оказалось не столь просто. Авторы публикации отнесли меч к 10-му веку.
    Но читаем ДТ дальше…
    Миролюбивый Айдар (правитель Будгарии)сильно недооценил Уруса(хазарского кагана), заявив своим джурам-газиям в ответ на их требование уничтожить хазарское правление: “Большая часть Саклана вновь стала булгарской, и это заставит его небольшой хазарский кусок без всякой войны признать нашу власть”. Уже в 832 году Урус стал настолько силен, что смог подкупом склонить галиджийских садумцев и ульчийцев на свою службу. Неверные восстали и провозгласили прибывшего к ним с деньгами сына Уруса Чинавыза хазарским наместником Галиджа(Новгорода). При этом мятежники беспощадно вырезали значительную часть кулбаков и урусов, а уцелевшие бежали вместе с Будимом в Башту.
    В том же году отряд галиджийцев во главе с Халибом прошел по Идели и погромил Болгарское бекство, а затем, по приказу Уруса, произвел опустошительное нападение на Тимер-Кабак и Азербайджан. После этого хазарские баджанаки ворвались в Джалдайскую степь и наполнили ее бесчинствами.
    Только в 840 году старшему сыну Айдара Джилки удалось нанести баджанакам решающее поражение и заставить их остатки вернуться на Джаик.
    Тогда же сын Будима Ас совершил поход на Галидж и вновь подчинил его Айдару. При этом не было никакого кровопролития, ибо Чинавыз бежал, а оставшийся за него Халиб предпочел покориться без боя. Добрый Ас никого не наказал, и обрадованный Халиб объявил себя его братом и взял себе его имя. Только Джир отказался подчиниться Кара-Булгару, и Асу пришлось взять его приступом. У этого города находится холм, насыпанный Асом на могиле своих воинов, и называется он Урустау. В память об этой победе Ас стал называть себя и Джиром.



    Под этим именем он и вошел в историю. Вероятно, жители города оказали упорное сопротивление войску Аса, иначе зачем брать второе имя в память о победе? И холм ,
    насыпанный на могиле, давший новое название городу, был вероятно, не малых размеров...Значит, старое кто-то очень хотел забыть. Новый город, вероятно, возник на месте религиозного
    сооружения, напротив камня-острова в озере Неро, почему местные и хотели отстоять свою независимость от пришельцев. Кстати, восстания жителей Ростова в 11-м столетии отмечены и в русских летописях



    Рождественский — низкий заболоченный остров в озере Неро напротив города Ростова (отсюда обиходное название — «городской остров»). В
    геологическом плане — монолит-останец предледникового периода.

    У археологов существует гипотеза, что Ростов обязан своим существованием именно этому острову, где находилось святилище народа меря и где
    после прихода славян, вероятно, стоял идол Велеса.[1]
     
  4. Triv

    Triv Гражданин ИО "Содружество"

    Сообщения:
    441
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    Возможно, общинникам будет интересен материал о Санкт-Петербурге.

    http://realhistory.borda.ru/?0-2

    Темы в специально (по моей просьбе) созданном разделе "Санкт-Петербург" создавались по датам с целью некой последовательности изложения материала, но вмешательство форумчан внесло некий сумбур в изложение.
    Если кому будет интересно, то готов ответить на любые вопросы по теме Питера указанного форума.
    Если нет, то постараюсь больше не касаться данного вопроса.

    P.S. Модераторов попрошу вставить это сообщение в соответствующую тему раздела "История".
     
  5. Игорь

    Игорь Хранитель ИО "Содружество"

    Сообщения:
    4.161
    Ростов (продолжение)
    Итак, крепость изначально была построена для «анатышских альманцев», которых ДТ отождествляет с датчанами, и байлакских ульчийцев, т.е. славян из польских племен, в частности кульбагов. Для археологов вся эта компания наемников из северных стран представилась собирательным образом варягов..Пусть так. На землях, заселенных меря, говоривших на своем языке. Вопрос: почему же городу прижилось тюркское название, образованному, как и более поздняя аналогия, по тем же канонам русификации: Урустау-Ростов, Сарытау-Саратов? Подсказку может дать лишь аналогия:протекающая недалеко река Нерль сохранила свое финноугорское имя, хотя булгары и дали ей имя Сазы Идель, а вот город на ней, называвшийся изначально Балын, переименовался со временем в Суздаль? Эта история замечательно описана здесь http://skolo.ru/secrets-towns/67-istori ... dalya.html
     
  6. Игорь

    Игорь Хранитель ИО "Содружество"

    Сообщения:
    4.161
    В традиционной истории Дир и Аскольд считаются варягами, и потому его имя особенно размышлений не вызывает. Однако больше это имя нигде и никогда не повторялось. Дальнейшая же судьба же Джир-Аса в ДТ описана так:
    ...Между тем помощник Ильяса Чинавыз добрался до Балына (Суздаля) и объявил себя послом нового хакана в Галидже. Халиб, также связавшийся с Ильясом, тут же выдал бывшего при нем Будима, а тот незамедлительно бросил его на растерзание толпе недовольных балтаваром галиджийцев. После этого злодейского убийства оба, не мешкая, двинулись с отрядом галиджийцев на Башту (Киев) и прибыли к столице Кара-Булгара почти одновременно с хазарами.
    Джир, бывший сардаром анчийского ополчения, запер трое ворот Башту и приготовился дорого продать свою жизнь. Но тут явился посланник Ильяса и объявил о желании хакана - в случае изъявления баштуйцами своей покорности ему - даровать Баштуйской и Урусской областям положения отдельного от Кара-Булгара княжества Русь с центром в Башту. Значительная часть жителей столицы была этим смущена и явилась к Джир-Асу с требованием немедленно сдать город хазарам. Сардар держался две недели, ожидая помощи от балтавара, и, не получив ее, принужден был вступить в переговоры с неприятелем. Обе стороны уговорились на том, что Джир получает титул русского бека и правит под наблюдением хазарского наместника Ас-Халиба, а Башту выплачивает Хазарии дань и помогает войсками. Ас-Халиб со своим отрядом въехал в Башту и занял свое место. Тут же у одних ворот, получивших название Яхудских, учредили хазарскую таможню, а часть города была отдана под хазарский квартал. За три дня жители собрали дань, и Ильяс увел хазарское войско от города. В Батавыле он для вида поднял на кара-булгарский трон нового балтавара - покорного хазарам Лачына - вместо свергнутого Джилки.

    Так из-за мятежа Лачына перестало существовать единство державы Кара-Булгар.
    36 Ильяс, всегда весьма ревностно относившийся к державе Румской, после этой победы захотел сокрушить ее также, как и Кара-Булгар. Будучи сыном старика Тамьяна, отравленного румцами по требованию Буртаса, он вместе с молоком матери впитал в себя ущемленное самолюбие отца, и это сделало его невероятно честолюбивым и готовым на что угодно во имя достижения высшей власти. На службе Руму он принял христианство, а уйдя в Хазарию - ислам - для получения поста кади Самандарской округи. Не имея возможности сделать карьеру в Руме или Кара-Булгаре, он решил возвыситься в Хазарии и достиг своего. Мусульмане любили его как своего, яхуды видели в нем своего спасителя, а для язычников он был отцом-благодетелем. Его борьба с Румом могла стоить ему головы, поэтому он вел ее со всей страстностью и жестокостью. Вначале он отнес территорию румской церкви в Башту к хазарскому кварталу и обязал яхудских таможенников брать с нее арендную плату. Затем в 860 году приказал Джиру и Ас-Халибу произвести внезапное и беспощадное нападение на город Рум. Оба бека выполнили этот приказ, но понесли большие потери. Это смутило многих садумцев, балынцев и баштуйцев, решивших, что христианские боги сильнее их языческих богов... Джир, тяготившийся хазарской властью и рассчитывавший на помощь Рума в борьбе с ней, первым принял лжеверу христианскую, и за ним это сделали некоторые влиятельные балынские бояры. Удержались от этого соблазна на некоторое время анчийские головы, надеявшиеся на возврат благодатных для них времен булгарского правления. Но в борьбе против хазар они готовы были поддержать кого угодно. Пламя войны с Румом, разожженное Ильясом, внезапно обожгло самого бека восстанием в Башту в 863 году. Оно началось с перепалки анчийцев с хазарскими таможенниками, безжалостно обдиравшими всех и вся для себя и для своего хакана. Возмущенные несправедливыми поборами анчийцы разгромили таможню, после чего ворвались в сам город и устроили погром хазарского квартала. В этом деле охотно поучаствовали и христиане. Но затем Ас-Халиб, испугавшись, что восстание может усилить Джира - помеху на пути к желанному для него баштуйскому трону - призвал христиан и к погрому мусульман. Несколько десятков христиан и с две сотни галиджийцев и балынцев Ас-Халиба устремились к мечети... “Джок”, устроенной еще Шамсом. Микаиль, оставшийся в городе из-за опасения попасться в руки хазар или язычников Лачына, а также из-за уговоров Джир-Аса, один преградил им путь. Балынцы и галиджийцы обнажили мечи, чтобы покончить с муллой, но тут появился Джир с несколькими верными своими христианами и анчийцами и предотвратил преступление.
    Поражение буртасов нечаянно сыграло роковую роль в судьбе бека Ильяса, сына Бураша. Недовольный поведением Худ-Дада, он отправился к нему для его наказания, но тот сам устроил ему засаду и убил ударом копья. Хакан Исхак несказанно был рад этому, ибо бек держал в своих руках всю власть и помыкал им. Буртасы из родов, подчинявшихся Худ-Даду, были избавлены от всяких повинностей и получили почетное право давать тысячу воинов в дружину хакана...

    42 Когда весть о гибели всемогущего Ильяса дошла до Башту, то тайный слуга хакана Ас-Халиб тут же убил Джир-Аса вместе со старшим сыном, лживо выдав их за сторонников бека и тайных мусульман. Вслед за этим мечеть “Эль-Бейда” на холме Джок и ханака Микаиля подверглись разгрому, а мулла угодил в темницу и ожидал там неминуемой расправы от рук распоясавшегося Ас~ Халиба. У этого убийцы, принявшего (из желания понравиться балынцам) имя Мышдаулы, было три сына...

    Примечательно, что в известной "Книге Велеса" Дир называется Дирос, а Аскольд считается его убийцей.
     
  7. Вук Диков

    Вук Диков Хранитель

    Сообщения:
    1.421
    Не знаю, насколько научно, но читать интересно. Надо будет посмотреть как-нибудь про булгарские источники. Вспомнились совсем экзотические версии, давненько слышанные мной от бородатых "философов", про египетскую версию - "Сузы" и "даль"(ну там были объяснения свои) и про "Суздаля - Созидателя"(особый неизвестный диалект некоего "орденского" этноса или суб-этноса.
     
  8. Игорь

    Игорь Хранитель ИО "Содружество"

    Сообщения:
    4.161
    На научность совсем не претендую. Мое занятие-докапываться до правды..
     
  9. Игорь

    Игорь Хранитель ИО "Содружество"

    Сообщения:
    4.161
    А известно ли вам, друзья, что у реки Ветлуга есть приток с названием Шамбал http://maps.yandex.ru/?text=%D0%A0%D0%B ... z=13&l=map ?
    Нашел случайно, когда разбирался с Батыевым нашествием на северо-восточную Русь...
     
  10. Elentirmo

    Elentirmo Хранитель ИО "Содружество"

    Сообщения:
    5.579
    Адрес:
    Иваново
    Не про Светлояр ли случаем будет?
    Надо коми-марийские корни смотреть. Уж больно мала речушка-то, да в глухом лесу течет с болотами...
     
  11. Игорь

    Игорь Хранитель ИО "Содружество"

    Сообщения:
    4.161
    Нет, не про Светлояр. Изобретенная в 19-м веке теория Батыева нашествия не выдерживает никакой критики современных историков- даже в десятки раз меньшее по численности конное войско не могло ни прокормиться, ни передвигаться с такой скоростью по лесным буеракам от одного речного русла к другому, да еще с боями. Проверяю версию Гази Бараджа- по ней тоже один из отрядов прошел по Вятке-Моломе-Сухоне через Устюг до Вологды и Костромы и там встретился со вторым главным отрядом. Причем изначально все базировались где-под Джун-кале (Нижним Новгородом).вот мне и подумалось-не по Ветлуге ли??? Нет, там и сейчас непроходимые леса...Что же до названия-мне кажется, нужно искать тюркские корни, Шам (Шамбат) или Сам -тюркское имя. Кроме того-в этом районе есть и другие названия на ША- Шарья, Шахунья...Вообще гидроним очень нетипичный...