Интернет-община "Содружество"

Всему поможет Община, но Общине поможет расширение сознания

Искусство и здоровье

Тема в разделе "Человек, медицина.", создана пользователем Ольга Подобед, 4 фев 2012.

  1. Ольга Подобед

    Ольга Подобед Завсегдатай ИО "Содружество"

    Сообщения:
    166
    Тема, которая очень близка к теме о панацее.

    Искусство и здоровье. (из Живой Этики и Писем Е.И. Рерих)

    Чистое искусство — достоверное сообщение
    лучезарного явления Духа.
    Через искусство имеете свет. (1, Зов, 2)

    Вы слышали музыку и пение в Нашей Общине. Нужно рассматривать их как часть работы. Обычно люди при звуках впадают в психическое бездействие и даже не могут рождать образов. Это происходит от привычки понимать отдых как отупение. Можно привыкнуть пользоваться искусством как конденсацией сил. Не только возвышение деятельности, но и обострение сил даёт произведение красоты. Но это положение нужно принять сознательно и научиться пользоваться эманациями творчества.
    Можно ли мыслить построение общины без кристаллов звука и цвета? Поистине, это будет кротовая нора! Носители звука и цвета должны принести в общину сосуд нерасплесканный. Знание и творчество будут Амритой Общины…
    Цвет и звук будут Амритой Общины. (1, Община, 224)

    Каждое восхищение перед прекрасным собирает зёрна света. …Уже давно сказал: "Через красоту имеете Свет"…Так восхищение будет кратчайшим путём к накоплению психической энергии. (1, Агни-Йога, 546)

    В красоте залог счастья человечества, потому Мы ставим искусство высшим стимулом для возрождения духа. Мы считаем искусство бессмертным и беспредельным. Мы разграничиваем знание и науку, ибо знание есть искусство, наука есть методика. Потому стихия огня напрягает искусство и духотворчество. Потому чудесные жемчужины искусства могут, истинно, поднять и мгновенно преобразить дух. Ростом духа человечеству всё доступно, ибо только внутренние огни могут дать нужную мощь восприятия. Потому Агни-йог может чуять всю космическую красоту без узкой научной методики. Истинно, жемчужины искусства дают возношение человечеству, и, истинно, огни духотворчества дают человечеству новое понимание красоты. (1, Иерархия, 359)

    Потому жизненность искусства, которое хранит божественный огонь, даёт человечеству насыщение тем огнём, который возжигает дух и насыщает все миры. Потому чудесные факелы красоты творчества так ценны для человечества. Мы видели, как творения искусства преображали человека, и никакое книжничество мира не может творить подобное. (Иерархия, 366)

    Так невозможно принять красоту и торжественность Тонкого Мира без своевременного утончения сердца. Можно в темноте стоять бессмысленно перед прекраснейшими произведениями искусства, но ведь темнота в нас самих! (1, Мир Огненный, ч.1, 30)

    Даже ужасные преступники получали наименование великолепных только за признание ими красоты. Следует по всей истории человечества убедиться, каким щитом была красота. Ущемление творчества является признаком падения человечества, но каждая эпоха расцвета творчества осталась, как ступень достижения. Если все это знают, почему же не приложат искусство к жизни? Можно помнить, что прекрасные памятники творчества появлялись, как вехи целебные; к ним спешили в устремлении, они несли мир. (1, Братство, 498)

    Урусвати помнит, насколько неуклонно Мы заботимся о сохранении Прекрасного. Уже в предвидении Армагеддона, Мы приступили к распространению советов о лучших способах охранения мировых сокровищ. Мы знаем, что силы тьмы приложат все усилия, чтобы воспрепятствовать этому спешному указу. Силы тьмы отлично понимают, сколько мощных эманаций излучают предметы искусства. Среди натисков тьмы такие эманации могут быть лучшим оружием.
    Силы тьмы стремятся или уничтожить предметы искусства, или, по крайней мере, отвратить от них внимание человечества. Нужно помнить, что отвергнутое, лишенное внимания произведение не может излучать свою благотворную энергию. Не будет живой связи между холодным зрителем или слушателем и замкнутым творением. Смысл претворения мысли в произведение очень глубок, иначе говоря, он является притягательным магнитом и собирает энергию. Так, каждое произведение живет и способствует обмену и накоплению энергии.
    Среди Армагеддона вы можете убедиться, насколько оказывают воздействие произведения искусства. Целая эпоха заключается в таком беспокойстве о драгоценных произведениях. Наши хранилища наполнены многими предметами, которые люди считают утраченными. Может быть, некоторые из них будут со временем возвращены народам, которые не сумели охранить их.
    Не мало Мы спасали произведений искусства. Мы видели, как изощрялись темные, чтобы затруднить такие целебные условия. Но Мы знаем из самых Высших Сфер, когда нужно помочь человечеству. В Тонком Мире уже давно известно это предначертание. Мы не скрываем о мерах спешных, ибо происходящий Армагеддон имеет задачею разложить все энергии человечества. Так надеются темные, но Мы знаем, что противоставить им. Так замечайте, куда направляется Наша забота. (1, Надземное, 122)

    Урусвати знает, насколько разнообразно врачевание. Оно называлось искусством, ибо лишь внутреннее слияние воли врача с волей больного дает лучшее следствие. Никто не скажет словами рассудка, где и когда преуспевает врач.
    «Художник убеждает зрителей, так же точно врач воздействует на больного, и потому врач и художник черпают свою мощь из одного Источника», — так говорил Мыслитель. (1, Надземное, 185)

    Урусвати знает, насколько высоко Мы ставим понятие искусства. Кроме поднятия вкуса, искусство способствует познанию мыслеобразов. К каждому восприятию нужно приучиться. Можно много читать о разных явлениях, но не легко переключить эти книжные познания на реальные восприятия.
    Много написано о мыслеобразах, но человек, переходя в Тонкий Мир, бывает потрясен множеством образов, переполняющих пространство. Только опытный наблюдатель и понимающий искусство найдет причину появления такой фантасмагории. Потому люди должны научиться пользоваться лучшими образами при своем мышлении. Конечно, лучшим источником будет природа, но и на нее нужно уметь взглянуть; тому помогут произведения лучших мастеров. Они подобны магнитам, которые привлекают взоры и чувства, через них люди постигают, как приближаться к природе.
    Пространство может быть наполнено прекрасными образами, и они будут готовить путь к гармонии. Люди, наполняя пространство безобразием, совершают преступление. Но не скоро, через многие страдания человечество поймет, сколь преступно творить безобразия. Поймите это во всех смыслах. Явление прекрасного будет целительным и проведет через все болезни.
    Мыслитель постоянно говорил: «Когда же мы воскреснем?!» (1, Надземное, 404)

    Урусвати знает, что тонкое тело питается добрыми деяниями. Многие примут это за парадокс или за нелепость. Для них тонкое тело не существует, а понятие добрых деяний весьма относительно. Но, на самом деле, тонкое тело крепнет от всего возвышенного, потому добрые мысли и деяния так полезны.
    Также искусство приносит мгновения высшей проявленной радости, такая пища для тонкого тела самая питательная. …
    Но не нужно смешивать их с одержанием, которое может происходить при ослаблении тонкого тела, поистине, оно питается возвышенными деяниями.
    Мыслитель настаивал, чтобы человек обновлял сердце музыкой. Явление музыки понималось как вся сфера муз. (1, Надземное, 557)

    Из Писем Е.И. Рерих

    Никакие лекарства не нужны для поддержания нервной системы, кроме чистого воздуха и отдыха в природе. Возвышенное мышление и любование красотою во всех ее проявлениях – лучшие целители. Нервная система питается красотою и ярыми вибрациями, исходящими от произведений искусства. Когда наше сознание понимает их значение и воспринимает их вибрации, то все наше существо получает оздоровление через утверждение нового ритма. Там, где красота, – там и здоровье. Но, конечно, при условии понимания и восприятия красоты. (2, 26 февраля 1951 г.)

    Также позволила себе прибавить несколько строк об искусстве Н.К. Ибо в искусстве его я, прежде всего, люблю чистоту, прозрачность и бесконечное разнообразие его красочных сочетаний, при необычной мощи и глубине тонов. Каждая картина его – прекрасная симфония красочных созвучий! Мы знаем, что именно цвета, тона и гармоничность их производят оккультное воздействие на зрителя. Ведь сказано Владыкою, что картины его имеют в себе дар целительный, и мы имели много случаев убедиться в этом. Имеются у нас письма от многих, имеющих картины Н.К., которые во время болезни вешали любимые картины перед постелью своею, чтобы всегда видеть их, и такие лица получали облегчение. И уже некоторые доктора просили Н.К. одолжить им картины для их санаторий и больниц, понимая их благотворное психическое воздействие на нервную систему больных. Одна молоденькая девушка, страдавшая ужасными болями в области лёгких, со всеми признаками чахотки, была исцелена после посещения музея и беседы с Н.К. Таких случаев у нас не мало. Но, конечно, для таких воздействий нужно иметь сердце и глаз открытый, ибо, как сказано, «можно стоять в полной тьме перед прекраснейшим произведением искусства, ибо тьма в нас»…
    Я не согласна, что греческое искусство лишено духовности. Считаю, что духовность Древней Греции стояла выше нашей, свидетелями чему являются их высокая философия и целая плеяда величайших Мыслителей. Философия их влагала великие идеи в прекрасные внешние формы, и мне кажется, что именно мы, утеряв духовность, перестали чувствовать и находить её. …Но искусство, во всех его проявлениях и ВО ВСЕХ УСЛОВНЫХ ФОРМАХ, всегда будет НАЧАЛОМ ДУХОВНЫМ, будящим устремление к красоте, к Высшему, и в этом его главное и величайшее значение. Как Вы правильно пишете: «Истинная задача искусства приблизить человека к пониманию красоты». Ибо, действительно, какое истинное устремление к красоте не приведёт нас к пониманию Высшей Красоты Законов, управляющих Вселенной, выраженных в Совершенном Разуме и Совершенном Сердце. (8, Елена Рерих Феликсу Лукину. 19-6-33).

    Родная моя, люблю Вашу страстную природу. Вашу любовь к искусству, к красоте. Любовь к истинной красоте – величайший дар. Красота – пища Духа и лучший мост к творчеству и радостям Мира Надземного. (2, 3 марта 1951 г.)

    Сознание народа будет пробуждено к красоте, ибо лишь красотою можно укреплять дух.
    (3, 13.VI.36)

    Также Ваша любовь к искусству есть величайший дар, и нужно всячески и всесторонне развивать его. Нужно постоянно питать в себе эту любовь. Ибо ничто так не очищает мыслей и не подымает вибраций наших, как искусство, в этом божественная мощь его. Повышение вибраций наших есть то, к чему должен стремиться каждый приблизившийся к Свету, к Учению, ибо лишь при таком повышении или напряжении могут происходить утончение и трансмутация наших нервных центров, этих восприемников тончайших пространственных энергий, что есть цель нашего существования. Потому и в книгах Учения столько места уделено понятию Красоты. Сказано: «Понимание Красоты спасет Мир». Потому приветствую Ваше желание создать свою студию, где бы ничто не нарушало атмосферу, создавшуюся от Ваших лучших дум и от прекрасных образцов искусства, подымающих Ваше настроение и тем утончающих Ваши вибрации. В древних Оккультных Школах в помещениях, занимаемых учениками, вешались Священные Изображения или таблицы с гармоническими сочетаниями тонов…
    Так, прикоснувшись к искусству, к творчеству, умейте пользоваться этим божественным даром как конденсацией Ваших сил, ибо звук, цвет, мысль и ритм формы есть основы мироздания. Звук, цвет, знание и творчество есть Чаша Амриты!
    Наполняйте сокровищницу духа Вашего! (2, 31 января 1935 г.)

    Вы, мои друзья, прикоснувшиеся к искусству, к творчеству, умейте пользоваться искусством как конденсацией Ваших сил, ибо звук и цвет, мысль и ритм форм есть основы мироздания и нашего существования. Звук и цвет, знание и творчество есть «Чаша Амриты», Чаша Бессмертия!..
    Мои молодые друзья, наполняйте сокровищницу духа Вашего, вбирайте все звуки, все краски, все ритмы из неиссякаемого источника Пространства. Тончайшие вибрации эти, воспринятые сознательно, утончат Ваше восприятие, утончат Вашу мысль.
    Утончение восприятия и мысли даст Вам возможность проникнуть в тайники Пространства и откроет пути радости достижениям и непрерывному и бесконечному восхождению. (2, 24 августа 1930)

    «В жизненности заключается Наше строительство. В красоте – залог счастья человечества, потому Мы ставим искусство высшим стимулом для возрождения духа. Мы считаем искусство бессмертным и беспредельным. Мы разграничиваем Знание и Науку, ибо Знание есть искусство, Наука есть методика. Потому стихия Огня напрягает искусство и духотворчество. Потому чудесные жемчужины Фуямы могут истинно поднять и мгновенно преобразить дух. Ростом духа человечеству все доступно, ибо только внутренние огни могут дать нужную мощь восприятия, потому агни-йог может чуять всю космическую красоту без узкой научной методики. Истинно, жемчужины Фуямы дают возношение человечеству, и, истинно, огни духотворчества дают человечеству новое понимание Красоты…».(2, 30 июня, 1931 г.)

    Много пользы могут принести задушевные беседы перед лицом искусства. Вибрации гармонических сочетаний тонов создают особую атмосферу. Реакция на нее посетителей Музея безошибочно определит их сущность.
    Уже давно было Сказано, что картины Н.К. обладают целительным свойством. И наши ближайшие друзья и сотрудники при каждом недомогании вешали перед постелью свою любимую картину и, впитывая ее целебную гармонию, получали облегчение.
    Велика мощь искусства! Истина эта хотя и медленно, но верно пролагает себе путь. Если бы правители государств поняли в полной мере высокое воспитательное значение искусства, они приложили бы все усилия и все средства, чтобы пробудить огонь творчества в народе и напитать его звуком, цветом и прекрасными формами. Никакие революции, никакие захватные войны не могли бы найти отклик в утонченном сознании, вибрирующем на высшие вибрации. Грубые спорты, вроде состязаний борцов, кулачных боев и грубейших игр, лишенных красоты, вроде всяких футболл (1) и т.д., способствуют лишь огрубению нравов. Красота тонкой мощи мысли и творчества забыта, и осталось лишь гремящее, ревущее торжество грубой силы.
    (1)Football (англ.) – футбол.
    (2, 3 декабря 1937 г.)

    Падение знания и всеобщее огрубение означает разнобой между эволюцией человечества и эволюцией космической. Такой разнобой – настоящее бедствие, ибо оно приносит еще больший отрыв человечества от восприятия высших энергий или от Мира Надземного, в котором заложены основы бытия и продвижения (1) наших организмов. Нет места духовности среди массового огрубения. Люди не хотят понять (2) истинного значения искусства и высшего знания для утончения человеческого организма и, следовательно, общей эволюции. Для них культура заключается лишь в... (3) сомнительного качества развлечениях.
    Сверху от руки написано: усовершенствования.
    (1) Сверху от руки написано: усовершенствования.
    (2) Сверху от руки написано: Люди ещё не могут усвоить.
    (3) Слово неразборчиво.
    (2, 8 января 1944 г.)

    До сих пор среди обывателей и даже среди многих общественных деятелей мы слышим такие изречения, как – «все, относящееся к чистому искусству и к высшей отвлеченной науке, есть роскошь». Но мы должны бороться с такими нелепыми и пагубными делениями. Люди удивляются, почему нравы падают и все процветание стран оказывается миражом, но пора понять, что если человек не может жить без хлеба земного, то также не может он жить и без хлеба духовного, дающего утонченность чувств и мышления, через осознание Прекрасного и великих законов и тайн Природы… (3, 15.11.34)

    Может быть, родной Авирах черкнет нам свои наблюдения, ведь он все же директор Музея. …
    Без воздействия искусства человечество разложится, об этом не думают те, кто издеваются над Указаниями «фром ве клаудс». Так, родной Авирах примет к сердцу сказанное в Беседе и доглядит за Сокровищами. Излучения их благотворны и целительны.
    (2, 31 декабря 1937 г.)

    Родные, неужели мы явимся свидетелями полной импотентности и равнодушия культурного слоя страны? А между тем произведения искусства есть величайшее проявление человеческого гения. Лишь приобщением к искусству люди обретают человеческий облик. Люди, не понимающие и не чувствующие потребности в искусстве, суть те, которых Владыка Будда называл двуногими. Никакие механические достижения не дадут духовного утончения или культуры. Можно быть цивилизованным двуногим и остаться духовным дикарем. Но утонченный культурный человек несет в себе и утонченную цивилизацию. Сама наука, когда она достигает высоты, является уже искусством. (2, 7 мая 1938 г.)

    Но как часто приходится убеждаться, что так называемые интеллигентные люди не могут понять величия значения искусства и, отвергая охрану его, тем самым разрушают основу бытия. Ничтожно число людей, которые могут углублять свое мышление и доходить до первооснов и причин тех или иных следствий.(2, 24 декабря 1937г.)

    Также очень радуюсь, что Вы приняли на себя дежурство в Музее. Можно бы приглашать в Музей и группы из просветительных учреждений и школ и давать им небольшие разъяснения и биографические сведения о художниках и значении искусства как самого мощного фактора в духовном развитии человечества.(4,11.02.38)

    Сама формула «искусство ради искусства» не лишена глубины, ибо, в конце концов, всё сводится к искусству. Искусство ведь есть искание и выражение высшего совершенства во всём. Потому каждое устремление, каждое действие человека, совершенствуясь в выражении своём, приближается уже тем самым к области искусства. Сама Природа есть выражение высшего искусства в постоянном творчестве. Потому эту формулу можно было бы перефразировать – совершенство ради совершенства…
    Именно искусство должно служить возвышению сознания человечества, но ставить ему какие-либо ограничения в способе выражения его – невозможно. Понятие искусства уже отвергает всякое безобразие, и потому красота остаётся единственным мерилом его.( 9, 10-9-38)

    Но и без всякой другой деятельности каждому культурному человеку ясна цель музея. Неужели эти так называемые представители культуры не понимают, что каждое истинное произведение искусства говорит само за себя и несет великое знамя устремления духа к высшей красоте и потому ни в каких других целях не нуждается, ибо излучение красоты есть венец культуры. (2, 18 марта 1931 г.)

    Хотелось бы представить Искусство нашего родного Пасиньки, Певца Великой Шамбалы, как можно лучше и богаче! Ведь каждое произведение несет на себе наслоение такой чистой и возвышенной мысли и ауры его создателя, насыщая особым светом, особо радостными вибрациями всю атмосферу помещения, где они висят... и дальше.
    (7, I.XI.49)

    Очень радовалась новому подходу к общению на собраниях чл[енов Общества] А[гни]-Й[оги]. Необходимо создавать гармоничную атмосферу объединением и повышением вибраций присутствующих. Для этой цели, конечно, ничего нет лучше прекрасной музыки и окружения прекрасными произведениями искусства. Картины нашего Светлого – лучшая основа. Краткое, но пламенное обращение к Силам Света перед началом собрания согреет сердца, нуждающиеся в поддержании внутреннего огонька.(6, 22.X.48)

    Велико счастье, когда в переживаемое нами тяжкое время можно находить приток сил и радость в создании чудесных образов. Ведь искусство – живой огонь и творение художника есть мощный собиратель жизненной энергии. Так и радуйтесь приобщением к этому живительному огню и творите во всей искренности. Искусство развивает воображение, а Вы знаете, что именно мощь воображения так необходима для продвижения во всех областях жизни. В Тонком же мире воображение или мощь мысли есть единственный рычаг и двигатель. ( 9, 24-4-39)

    Для того, чтобы творить в тонких сферах, нужна накопленная и высокоразвитая психическая энергия при воображении со способностью четкого представления. Вот почему так необходимы занятия искусствами.
    (4, 23.04.38)

    Должна сказать, что устремление Г.Ф. к путешествиям, а также его любовь к искусству – ценнейшие качества в нем. Конечно, заурядным обывателям труднее всего представить себе, что искусство и устремление к нему являются наиболее тонким и, следовательно, самым высоким выражением духа человеческого, будучи же самым высоким, оно, неминуемо, и самое целебное явление. Но люди стараются затоптать источник здоровья. Интересно отметить, что в России многие врачи были собирателями искусства.
    (2, 12 июля 1939 г.)

    Как чудесно, что Вас вдохновляет героика. Бетховен именно и хотел бросить в пространство мысль о героизме, и чуткие сердца через столетия затрепещут на его зов. Прекрасно, что Вы можете так отзвучать на искусство, ведь это свидетельствует об огромном запасе психической энергии.(10, 19.02.40)


    Литература:

    1. Серия книг «Учение Живой Этики».
    2. Письма Е.И. Рерих в 9 томах, изд. МЦР, 1999-2009.
    3. Рерих Е.И. Письма. 1929-1938. В 2-х т. Т.1. – Мн.: Белорусский фонд Рерихов; ПРАМЕБ, 1992.
    4. Рерих Е.И. Письма. 1929-1938. В 2-х т. Т.2. – Мн.: Белорусский фонд Рерихов; ПРАМЕБ, 1992.
    5. Е.И. Рерих. Письма в Америку (1929-1936). – Т.I – М.: Сфера, 1996.
    6. Е.И. Рерих. Письма в Америку (1948-1955). – Т.III – М.: Сфера, 1996.
    7. Е.И. Рерих. Письма в Америку (1929-1952). – Т.IV – М.: Сфера, 1999.
    8. Письма с гор. Переписка Е.И.Рерих и Н.К.Рериха с Р.Я.Рудзитисом. Т.1. – Мн.: Лотаць, 2000.
    9. Письма с гор. Переписка Е.И.Рерих и Н.К.Рериха с Р.Я.Рудзитисом. Т.2. – Мн.: Лотаць, 2000.
    10. Письма Елены Рерих. - Новосибирск: Вико, 1993.
     
  2. Ольга Подобед

    Ольга Подобед Завсегдатай ИО "Содружество"

    Сообщения:
    166