Астрология никогда не ставила задачи спасения мира, а лишь помогала понять этот мир, в котором приходится жить. В прошлой теме «Торопитесь не спеша» мы затронули теневую сторону одного и того же события, которое, достигнув состояния крайности, переходит в свою противоположность. То есть, слишком пристрастное стремление к улучшению жизни образует ее ухудшение на духовном уровне. Даже незаметное нарастание скорости пристрастия в достижении чего-либо, пробуждает противоположные силы. Именно напряженные планетные аспекты гороскопа ввергают человека в крайности, в режиме которых, от неумения понять происходящее и контролировать ситуацию, возникает раздражительность. Известно, что на повышенной скорости сложней управлять машиной. Аналогично, и повышенная скорость нервных реакций снижает сообразительность. «Когда Бог зовет человека — Он дает ему два пути: или путь радости, или путь великой скорби. Середины нет. Усвой основное правило каждого живого человека — научись диалектически мыслить» (Две жизни ч. 2). Таким образом, диалектика – это синоним соизмеримости. Когда в начале прошлого века самая первая исследовательница Тибета Александра Давид-Неэль, попросила тибетского Ламу объяснить законы мироздания, он заговорил о диалектике, согласно которой, любое явление, достигая пика, образует свою противоположность. В труде «Диалектика природы» с. 1, Энгельс писал о законе взаимного проникновения полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности. В мире нет философа, который не занимался бы диалектикой; Демокрит, Эпикур, Гераклит, Аристотель, Сократ, Платон, Дж. Бруно, Декарт, Лейбниц, Гегель, Кант и конечно Ленин. «Развитие всегда повторяет пройденные пути, но повторяет иначе, на более высокой ступени, так сказать, по спирали. Это развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное, где превращение количества в качество наступает от противоречий и столкновений различных сил» (В.Ленин собр. соч. т. 26, с. 55). В психоанализе, под «различными силами» подразумевают скрытые тенденции подсознания, стремящиеся выразить себя в окружающем мире. Еще Платон говорил, что даже у достойнейших из людей порой возникают аморальные побуждения. Возможно, это вспышки кармической памяти, когда в прошлой жизни совершались аморальные поступки, а теперь напоминают о себе. Фантазируя образы желанного будущего, человечество тысячи лет вырабатывало правила игры, где можно было бы претворять в жизни отголоски острых ощущений. В стремлении усилить яркость жизни, блуждающий ум всякий раз пытается оглянуться на вчерашний день своей эволюции, где бушевали дикие страсти, радости захвата и обладания. Демократические свободы западного мира, так необходимые для творческого самовыражения, достигнув наивысшей точки, вышли из-под контроля, образовали свою противоположность, и стали тормозом в развитии того, к чему все так стремились вначале. Перед тем, как подумать о величии духовного преобразования, необходимо вначале утихомирить свое недовольство миром, которое, достигнув критических значений, начинает разрушать организм. «Не будьте недовольными, разве на самих себя. Не давайте сделать другим, что можете сделать сами. Не повторяйте дважды, что можете сказать один раз. Не ходите одним путем. Не оборачивайтесь, где надо спешить. Не изорвите рта злоречием, где надо пройти молча» (Озарение, 3-III-5) «Живите не мудрствуя. Ищите установить с каждым человеком максимум простоты. Ищите всегда и начало, и конец своего неудачного общения с людьми – в самих себе. Бессмысленны все попытки «воспитать» в человеке то, чем ты сам не владеешь. Дать можно только то, что имеешь сам» (Две жизни) Последнее предложение удачно вписывается в теорию «проекции» в психоанализе, где люди чаще приписывают другим не свои достоинства, а свои недостатки. Конечно, Учитель имел в виду разделять с другими положительный опыт, но в жизни получается наоборот. «У кого, что болит, тот о том и говорит», говорят в народе. «Лучше знать слабости человечества, нежели питаться образами, созданными мыслями. Правда тяжка, но пора знать, что мир заселен тенями» (Озарение, 2-X-5) На постулатах диалектики базируется и Астрология. Гармоничные планетные аспекты гороскопа называют отчасти уравновешивающими, в которых человек обеспечивает равновесие между своими и чужими интересами и потребностями. В напряженных планетных аспектах люди, как правило, неуравновешенны, тяготеют к крайностям и слабо осознают себя, теряют самообладание в стрессовых ситуациях, игнорируют интересы и чувства окружающих, не учитывают вкусы и взгляды посторонних. То есть, пренебрегают или препятствуют свободе других, что в обиходе называют эгоцентризмом. В отдельные периоды жизни, астрологические ритмы ослабляют тормоза совести, в результате человек как бы предоставлен сам себе, возрастает давление на сознание инстинктов низшей природы, необузданных страстей, соперничества, захвата, обладания. В другие астрологические влияния, возрастает совесть, человечность, снисходительность, добросердечие; человек преодолевает давление низших инстинктов, дисциплинирует самость, терпеливо прислушивается к советам, внушаем, подвержен воспитанию. В сравнении с тем, как мама, обучая малыша самостоятельно ходить, отпуская его руки, позволяя падать, так и астрологические влияния, через периоды белых и черных полос в жизни каждого, помогают освобождаться от грубой самости. Поэтому, отчасти жесткое воздействие космоса на людей необходимо для выработки всего лишь дисциплинированного поведения. «Работает молот, и скрипят цепи, и серые люди продолжают находить удовольствие в чаше блуда. И не знают, что незаметно передвинулась стрелка часов и что назавтра закроются двери их хитроумных увеселений» (Озарение, 2-VII-7) «Когда дух прельщен Майей и самоудовлетворением, тогда нужен молот и развитие чувствознания» (Беспредельность ч.1, 20)