73. Вы знаете, что на высоте 11 000 футов астральное тело приобретает особое качество. Также каждая высота имеет значение для каждого тела. Вы могли заметить, что на высоте 7 000 футов человек может уменьшить количество пищи, и эта потребность уменьшается постепенно и к 16 000 футов дает уже ощутительную разницу. После 9 000 не советую употребление вина, кофе, перца и других пряностей. После 17 000 футов даже крепкий чай нежелателен. С уменьшением потребности еды уменьшается надобность сна, можно считать не более шести часов, а на 20 000 достаточно не более четырех. Таким образом, понятно, что на больших высотах можно почти не спать, и вопрос пищи приобретет иное исчисление. Невозможно принимать указанный вам валериан с пряностями. Конечно, на высотах вредно оставить количество пищи, нужное для низин. Горы знаменательны как начало, выводящее из низших земных условий. На высотах можно ощущать выход из обычных требований земли. Конечно, если даже для астрала высота 11 000 футов имеет значение, то для земных тел каждая тысяча возносит в особенные условия. Было бы непоправимой ошибкой пытаться искусственно сводить горные условия к земным привычкам. Запомните и приложите.
Re: §73 Разные по качеству астральные тела будут реагировать по-разному на одни и те же условия. Утонченное астральное тело на высотах становится очень чувствительным к грубым воздействиям, даже к грубым воздействиям пищи. Но если астральное тело неутонченно, а грубо, т.е. состоит из астральной материи низких вибраций, у него этой реакции не будет. Как вы понимаете, эти рекомендации давались Елене Рерих. Е.Рерих: «В Учении никогда не указывалось на желательность отсутствия сна, но было лишь сказано, что на высотах потребность в сне уменьшается, и на высоте в 21 тыс. ф. можно уже почти не спать. Но где те люди, которые живут, да и вообще могут жить на такой высоте? Проходя подобные высоты, во время нашего хождения по средней Азии, мы могли наблюдать правильность этого утверждения, но, живя в долинах, это совершенно невозможно. Так, во время нашего пребывания в городах, нам было указано спать не менее 7–8-ми часов. То же самое относительно пищи. На высотах количество пищи должно быть уменьшаемо, и это делается естественно, ибо организм не чувствует потребности в ней. Но в зараженных городах пища необходима. Так даже на высоте в 7000 ф., во время большого опыта с огненными энергиями, была указана желательность некоторой полноты, чтобы не оголять чрезмерно нервы. Во всех древних Учениях указывался Золотой Путь, или Равновесие. И кто желал приобщиться к великому знанию, должен был избегать всяких излишеств как в ту, так и в другую сторону. И ничто так не исказилось, как, именно, это понятие равновесия. Мне кажется, что это произошло и происходит прежде всего от трудности, с которой люди вообще привыкают к дисциплине. Им гораздо легче впасть в крайность и предаться изнуряющему посту, и одеть вериги, и обессилить себя, нежели выработать настороженность и самообладание при полном сохранении сил. Но без самообладания ничто не доступно». (В 2-х тт. Том 1, 10.05.33). «Теперь обратите внимание подходящих на то, что во всех учениях всегда и во всем указывается Золотая Середина. Все насильственное и чрезмерное осуждается. Потому там, где говорится о сокращении сна и пищи, там же ясно сказано, что когда дух готов, то сам организм укажет норму. Можно сократить свой сон и свою пищу до минимума, но конечным результатом будет ослабление организма, сумасшествие и даже смерть. Тогда как человек, спящий нормально семь-восемь часов, принимающий нормальное количество пищи, но стремящийся сердцем к очищению своего мышления, может достичь прекрасных результатов. Кроме того, всегда указывается, что сокращение сна и пищи возможно на высотах, где потребность в этом уменьшается по мере подъема, но в зараженной атмосфере города советуется достаточное количество пищи, причем достаточность эта, конечно, не измеряется количеством, но питательностью пищи, определенным количеством в ней витаминов. Ведь если настаивается на растительной пище, то тоже потому, что мясоедение причина многих тяжких отравлений и заболеваний». (В 2-х тт. Том 1, 14.06.34).
Re: §73 «Горы знаменательны как начало, выводящее из низших земных условий». – Почему? Потому что «Психическая атмосфера гор резко отличается от атмосферы долин. Сгущенные, тяжкие слои низин, отравленные эманациями людскими, не достигают высот. Ущелья мрака и пропасти, куда не достигают живительные, очищающие лучи солнца, являются не только символами тьмы, но и действительно углубляют и усиливают ее проявления. Чем выше, тем утонченнее. Мысли работают ярче и легче. Уменьшаются часы сна и количество пищи. И состав ее изменяется». (Г.А.Й., 1968:497) «на больших высотах можно почти не спать, и вопрос пищи приобретет иное исчисление». Но «Было бы непоправимой ошибкой пытаться искусственно сводить горные условия к земным привычкам». – В обычных условиях пища и сон крайне необходимы. Пища поддерживает тело физическое, cон же поддерживает все тела. «Сон дан человеку для касания с Тонким Миром и восстановления сил, оттуда берущихся. Человек умирает без сна, ибо тогда прекращается приток сил жизни». (Г.А.Й., 1965:29) Кроме того, «Если отнестись к явлению сна сознательно, зная, что может он дать человеку, то нужные силы для того, чтобы дальше идти, можно во сне почерпнуть и обновиться душою. Каждый в Мир этот земной приходит с запасом огня. Точно так же и сон возможность дает этот умножить запас. Но для этого требуется сознательное ко сну отношение и понимание явления сна. Все знают, что сон – восстановитель физических сил человека, но мало кто думает о том, что духовное значение сна неизмеримо глубоко. И свиньи спят тоже и тоже во сне отдыхают. Но свинья не пример. Сон может быть благодетелен очень, если при отходе ко сну дает направление сознанию воля. Ведь спит только тело земное. Тонкое сознание напряженно активно, но действует оно по линиям устремления, утвержденным в бодрствующем состоянии». (Г.А.Й., 1960, июль 26) И еще одна важная особенность сна. «Если «сон подобен смерти», а смерть есть переход человека из мира причин в мир следствий, то и состояние сна можно рассматривать как пребывание в мире следствий в миниатюре и по следствиям этим судить о порожденных причинах в течение дня. В этом смысле на сон можно смотреть как на испытание и проверку мыслей дневных. Тогда процесс утверждения мысли перед отходом ко сну приобретает особое значение. По снам можно судить о глубине и искренности дневных решений. Если человек днем изгнал нечистую мысль, а ночью она возвратилась и вступила в сочетание со своим породителем, значит, освобождение от нее было неполным, поверхностным и неискренним. Сон – очень искреннее состояние. Таким путем возможна строгая и нелицеприятная самопроверка. Сердце, полностью отдавшее себя Владыке, и во сне будет вибрировать на утвержденной волне. По этому вибрированию и сонным впечатлениям можно судить о полноте и искренности предания сердца Владыке и не обманываться воображаемыми качествами и достижениями». /Г.А.Й., 1966:650 (М. А. Й.)/
Re: §73 «Горы нужно признать как начало, выводящее из трехмерного мира. Чем выше, тем утонченнее. Плотность астрала тоже по слоям – чем ближе к Земле, тем грубее и уплотненнее. Под землей уплотненность усиливается на каком-то расстоянии от поверхности Земли. Наши Ашрамы расположены на больших высотах. Горные условия облегчают соприкасание с Тонким Миром. Тем, кто привык жить на высотах, при переходе в Надземное легко подниматься ввысь. Жителям низин много труднее, если их организм не утончен. Даже на холме легче чувствуется, чем в низине оврага» (ГАЙ.620.1968) АЛТАЙ
Re: §73 Необходимость уменьшения потребления пищи на высотах связана с тем, что из-за снижения плотности воздуха и недостатка кислорода, человек может выполнять лишь значительно меньшую физическую работу, чем в низинах. И для этой меньшей работы плотному телу требуется меньше энергии, потребляемой с пищей. Сниженное количество кислорода должно быть сбалансировано сниженным количеством пищи. Кто бывал на значительных высотах, тот это хорошо чувствовал по своему состоянию. Вино, кофе, чай, пряности нежелательны тем, что создают дополнительную нагрузку для физического сердца, которое в условиях высокогорья и без того подвергается повышенным нагрузкам из-за недостатка кислорода. Эти продукты также отрицательно влияют на астральное тело, повышая эмоциональную возбудимость, и выводят человека из состояния равновесия, что в горах особенно вредно. Лично убедился, что в Гималаях даже пьющие местные жители (хотя пьющих немного) на высотах 4000 метров (город Ле, центр буддийской области Ладак) не пьют крепкие сорокаградусные напитки, а разбавляют их водой в 3-4 раза.