575. Среди тысячелетий как найти основоположника Братства? Народы назовут и Раму, и Озириса, и Орфея, и многих лучших, кого сохранила народная память. Не будем соревновать, кому из них отдать первенство. Все были умучены и растерзаны. Соплеменники не прощают забот о Благе Общем. Пусть в веках трансмутируется Учение, и тем соберутся разбросанные части одного тела. Кто же соберет их? Народная память утвердила и Ту, которая положит силы на срастание живых частей. Помните, сколь многие потрудились о Братстве.
§575. ...Народы назовут и Раму, и Озириса, и Орфея... – Рама (др.-инд. Rama, темный), индийское божество, в мифологии индуизма – седьмая аватара (воплощение) божества Вишну, освободитель людей и богов от жестокого царя ракшасов – Раваны, которого теософская эзотерическая традиция рассматривает как воплощение Люцифера на физическом плане. Предком Рамы считался легендарный царь Солнечной Династии Радху (отсюда второе имя Рамы – Рагхава («потомок Рагху»). В раннем древнеиндийском эпосе выступает не только в качестве божества, но и как герой богоподобного уровня. Е.П.Блаватская писала о Раме: «Рама (санскр.) – седьмой аватар или инкарнация Вишну, старший сын царя Дашаратхи из Солнечной Расы. Его полное имя Рама-Чандра, и он является героем «Рамаяны». Он женился на Сите, которая была женским аватаром Лакшми, жены Вишну, и была похищена Раваной, демоном-царем Ланки, что привело «к знаменитой войне» («Теософский словарь», с. 405-406). В качестве аватара Рама выступает только в поздних книгах Рамаяны» (первая и седьмая), а его жена Сита в качестве воплощения супруги Вишну – богини Лакшми. (Именно благодаря этому «Рамаяна», как и вся «Махабхарата» стала считаться священной книгой индуизма). Позднее сказание о Раме проникло во многие страны Азии, а сюжеты, связанные с жизнью и подвигами Рамы нашли свое место в изобразительном искусстве Южной и Юго-Восточной Азии. Эзотерически Рама считается одним из основателей человеческой расы. Е.И.Рерих писала о Раме в связи с ошибками, встречающимися на эту тему в книге Э.Шюре «Великие Посвященные»: «Крайне неосновательны сведения, приводимые Шюре о Раме, герое индусской эпической поэмы Рамаяны. Рама – чистейший уроженец древней Ариаварты, царь из страны Айодхья, и никогда не покидал Индии. Арийцы-индусы задолго до Рамы пришли из степей Средней Азии и через Афган спустились в долины Индии. Так, Рама не был друидом и никакого касания к кельтам не имел. <...> Рама-ариец сражался с потомками атлантов с острова Ланка, и его союзниками были воинственные племена дравидов, среди которых было сильно развито почитание обезьян. Почитание это явилось отголоском древнего знания о происхождении антропоморфической обезьяны от человека. Потому в народном творчестве это знание переплелось с фантазией, и Хануман, предводитель дравидов, получил обезьянье обличие» (Письма в Европу, 9.8.37). О воплощении Рамы и Кришны Е.И.Рерих писала следующее: «Воплощение Кришны относится к 6000-му году до Р.Х., а Рамы ещё раньше. И Рама, и Кришна в Индии считаются воплощениями, или Аватарами, Вишну. Кришна есть проявленный Бог Индусов» (Письма, 7.VI.34). Озирис – Эзотерический аспект Озириса, разворачивающийся в сакральной истории древнего Египта, подробно рассмотрен Е.П.Блаватской: «Озирис – величайший бог Египта, сын Геба (Сатурна), небесного огня, и Нейт, предвечной материи и беспредельного пространства. Это указывает, что он есть самосущий и самосотворенный бог, первое проявляющее божество (наш Третий Логос), идентичный с Ахура Маздой и другими «Первопричинами». Ибо, как Ахура Мазда един с Амешапентами, или является их синтезом, так и Озирис, всеобщее единство, при дифференциации и персонификации становится Тифоном, своим братом, Изидой и Нефтидой, своими сестрами, Гором, своим сыном, и другими своими аспектами. Он родился на горе Синай, Ниссе Ветхого Завета (см. Ис., 17: 15), и был погребен в Абидосе после того, как в возрасте двадцати восьми лет, согласно аллегории, был убит Тифоном. По Еврипиду, он – тот же Зевс и Дионис, или Дио-Нис, «бог Нисы», ибо, по его словам, Озирис вырос в Нисе, по-арабски «Счастливой». <...> Четырьмя главными аспектами Озириса были: Озирис-Птах (Свет), духовный аспект; Озирис-Гор (Разум), умственный, манасический аспект; Озирис-Лунус, «Лунный», или психический, астральный аспект; Озирис-Тифон, демонический или физический, материальный и потому полный страстей, буйный аспект. В этих четырех аспектах он символизирует двойственное эго – божественное и человеческое, космически духовное и земное. Среди множества верховных богов этот египетский образ является самым многозначительным и величественным, так как включает в себя весь диапазон физической и метафизической мысли. Как солнечное божество он имел двенадцать меньших богов ниже себя – двенадцать знаков Зодиака. Хотя его имя и «неизреченно», сорок два его атрибута носят каждый по одному из его имен, и семь его двойственных аспектов завершают сорок девять, или 7х7; первые символизированы четырнадцатью членами его тела, или 2х7. Таким образом, бог исчезает в человеке, а человек обожествляется в бога» («Теософский словарь», с.323-324). Мистерия боговоплощения и последующего обожения Озириса, на время побежденного в борьбе со злом, но затем воскресшего и восшедшего на небо в Обитель Бессмертных, несла в себе идею победы духа над плотью и смертью через исключительную жертву и потому подготовила почву для принятия человечеством христианского откровения. Агни Йога подчеркивает жертвенный аспект миссии Озириса, благодаря которому истина получает дополнительный импульс для распространения в мире. Орфей (греч. «смуглый») – легендарный певец, чье прекрасное завораживающее сердца людей пение вошло в многочисленные предания как образец неземной красоты. Сын речного бога Эатра и музы Каллиопы. Участник похода аргонавтов. Муж Эвридики. После внезапной смерти жены от укуса змеи отправляется за ней в ад. Согласно Е.П.Блаватской, эзотерическая традиция отождествляет его с Арджуной, сыном Индры и учеником Кришны, который также отправляется в Паталу – подземную страну, или ад. Смерть Орфея, своим волшебным искусством вложившим жизнь в пробуждающуюся душу юной Греции, согласно легендам, оплакивали птицы, звери, леса и камни. Орфей считался учредителем древних религиозных обрядов или орфических мистерий, отличавшихся высокой нравственностью и аскетической строгостью. С именем Орфея связана система религиозно-философских взглядов (орфизм), возникшая в результате аполлоно-дионисийского синтеза в 6 в. до н.э. в Аттике и перекликавшаяся по духу с индийской философской системой Веданта.
«Среди тысячелетий как найти основоположника Братства? Народы назовут и Раму, и Озириса, и Орфея, и многих лучших, кого сохранила народная память. Не будем соревновать, кому из них отдать первенство». Все трудились за торжество Справедливости, за победу Добра над злом, Света – над тьмой. «Помните, сколь многие потрудились о Братстве». И «Все были умучены и растерзаны». Как и Те, Кто Приходил на землю с той же целью после них. Как в древние времена, так и ныне «Соплеменники не прощают забот о Благе Общем», о котором все Они Говорили и к служению которому Призывали. Ведь все основоположника Братства проповедовали одни и те же Идеи, призывали к служению Благу Общему, к несению Света Добра и Красоты в сердцах своих. И все Они черпали силы для борьбы со злом из одного и того же Источника – Иерархии Света. Но так как сознание человечества, хоть и очень медленно, но всё же изменяется, то каждая историческая эпоха, каждый новый эволюционный период требует своего Героя, Устремляющего людей к Пути Высшему – Пути Духа. Но Призыв это будет уже произноситься иными словами и выражениями, привычными и понятными для тех, к кому обращён. Так в веках трансмутируется Учение Единое. В последнем Провозвестии– в Учении Жизни – соберутся разбросанные части одного тела. «Кто же соберет их? Народная память утвердила и Ту, которая положит силы на срастание живых частей». И мы уже знаем Имя её – Урусвати – Елена Ивановна Рерих. Благодаря её трудам, осознают люди единую суть всех религиозных Учений и прекратятся, в конце концов, религиозные войны, несущие столько бед и несчастий всем народам Земли.